Журнал оценки развития первый год жизни
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Дыбко Наталья Георгиевна

Журнал оценки развития первый год жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_otsenki_razvitiya_pervyi_god_zhizni.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал наблюдения оценки развития и коррекции детей

первого года жизни

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________________

Возраст _______________________________________________________________________________

Дата поступления в дом ребенка_________________________________________________________

Статус семьи: полная/неполная, социально благополучная/неблагополучная

Мать__________________________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________________

Анамнез_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дата прохождения ПМПК _______________________________________________________________________________________

Статус: нужное подчеркнуть         

ребенок с ограниченными возможностями здоровья

ребенок – инвалид

Заключение ПМПК:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Медицинские данные

Диагноз:

- основной_______________________________________________________________________________

сопутствующий__________________________________________________________________________

Осложнения_____________________________________________________________________________

Внешний вид_____________________________________________________________________________

Особенности физического развития ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропометрия ________________________________________________________________________________________

Слух ____________________________________________________________________________________

Зрение __________________________________________________________________________________

Опорно-двигательный аппарат ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Рекомендации для проведения коррекционной работы_________________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

а) губы (толстые, тонкие, расщелины, шрамы)_________________________________________________

 недостаточное смыкание губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствующие зубы)_______________________

в) челюсти_______________________________________________________________________________

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный ) ________________________________________________________________________________________

д) твердое небо (высокое  узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) _____________________________________________________________________________________

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _____________________________________________________________________________________

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________________

спатичность: язык массивный, оттянут «комом» назад или вытянут «жалом вперед»

гипотония: тонкий, вялый, распластанный в полости рта

девиация в сторону, высовывание языка, тремор, гиперкинезы

Состояние речевой моторики

а) наличие или отсутствие движений_________________________________________________________

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение )_____________________________

Саливация_______________________________________________________________________________

Голос (тихий, слабый, иссякающий), тембр (назализованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дрожащий)

Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность, сосательных движений, вытекание молока из носа, глотание (поперхивание, захлебывание),  жевания (отсутствие или затрудненное  жевания твердой пищи),  откусывания от куска и питья из чашки ________________________________________________________________________________________

Оральные синкенезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже пи попытке их выполнения)

Дыхание (преобладание брюшного типа дыхания после 6 мес), учащенное,неглубокое, дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох , укороченный слабый выдох)

Особенности  поведения___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

Вредные привычки________________________________________________________________________

Дата_______________

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_______________

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:_____________


Показатели развития

дата

дата

дата

возр.

возр.

возр.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОРЕНТИРОВОЧНЫЕ РЕАКЦИИ

1 нед. Зажмуривает глаза на яркий свет

10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Бинокулярная фиксация (свет отражается симметрично в зрачках)

2-3 нед. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком, блестящем предмете, находящемся в поле зрения

Дивергенция (расширения зрачка) фонарик на расстоянии 60-80 см_

Конвергенция (сужение зрачка) фонарик на расстоянии 15-20 см

18-20 дней удерживание в поле зрения неподвижный предмет  (лицо взрослого)

1 мес (4-5 нед). Кратковременно прослеживает глазами за объектом на 20-30 см вправо или влево от средней линии

Плавное прослеживание движущегося предмета

6-8 нед. Прослеживает глазами движение объекта по горизонтали на 40-50 см.вправо и влево от средней линии, пытается найти раздражитель

Фиксирует взгляд на своей руке

2мес (8-9 нед). Длительное зрительное сосредоточение (смотрит на привлекший внимание предмет или лицо взрослого)

Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

10-11 нед. Фиксирует взгляд на взрослом, подающем голос с проявлением эмоциональной реакции

Реагирует на звон колокольчика остановкой взгляда или движением

Рассматривает свои руки

3 мес Может отвлечься от сосания бутылочки  в ответ на зрительный раздражитель

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке)

Движение руки к игрушке выполняет под контролем зрения

Глазами ищет источник звука (колокольчика)

Следит взглядом за круговыми движениями руки взрослого, в которой находится яркая игрушка

3,5 мес. Подолгу рассматривает объект, находящийся на некотором расстоянии

Подносит игрушку к глазам, рассматривает

Прослеживает движение предмета по кругу

4 мес следит глазами за предметом при отведении его в сторон- на 180 градусов, перемещаемым вертикально (плавное слежение)

горизонтальное

круговое

конвергенция

дивергенция

Узнает близкого человека, радуется

4-5 мес. Тянется к близко  и далеко расположенному предмету, контролируя движений руки взглядом

5 мес  зрительные дифференцировки отличает близких от чужих по внешнему виду ( по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Смотрит туда, где скрылся предмет или человек

Следит за предметом, перемещаемым по кругу

6 мес.  Рассматривает крупные картинки

Рассматривает окружающие предметы

Стягивает ткань с лица

 Стягивает ткань с лица другого

Находит частично спрятанные игрушки

Рассматривает мелкие предметы (крошки 0,5 мм)

6-7 мес. Сидя следит за предметом

8 мес. Дифференцированно воспринимает близких, знакомых и чужих людей

9 мес. Ищет взглядом, спрятанную на глазах игрушку

10 мес. Ищет упавший предмет.

11 мес. Узнает себя и близких в зеркале.

Начинает узнавать предметы на картинках

12 мес. Показывает отдельные бытовые предметы

Различает предметы по форме (кубик, кирпичик)

Узнает на фотографии знакомого человека

*Узнает знакомые предметы на картинках

Контакт «глаза в глаза"

СЛУХОВЫЕ ОРИНТИРОВОЧНЫЕ РЕАКЦИИ

10 дней вздрагивает и моргает при резком звуке

2 нед. Плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражители, прислушивается

18-20 дней Успокаивается при сильном звуке

1 мес (4-5 нед.) Проявляет реакцию сосредоточения в ответ на голос взрослого, притормаживает двигательные реакции, слушает «губами» («ротовое» вним)

Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

6-7 нед. Начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя, улыбается, когда слышит голос взрослого.

7-8 нед. Замирает при появлении нового звука на фоне других.

2 мес. (8-10 нед). Локализует источник звука, распложенный над головой

Ищущие повороты головы при длительном звуке

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого

3 мес. Отвлекается от сосания в ответ на звуковой раздражитель, после звуковой стимуляции издает гласные и заднеязычные согласные звуки.

3-3.5 мес. Дифференцированно реагирует на спокойные и плясовые мелодии

То же, что и в 2 мес

Дифференцирует интонацию

После звуковой стимуляции издает более «певучее» сочетание гласных и согласных звуков

4 мес Локализует звук в любом направлении

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии

5 мес. Начинает прислушиваться к собственной речи

Узнает голос близкого человека

Появляются слуховые дифференцировки;  различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует

6 мес.  По-разному реагирует на свое и чужое имя

6-7 мес.  Имитирует громкие и тихие звуки высоких и низких тонов.

Начинает понимать речевые инструкции с жестовым подкреплением.

7 мес  Реагирует на контурную музыку

8 мес. Выполняет плясовые движения под веселую музыку

Дифференцирует ритм

Проявляет яркие эмоциональные реакции, вокализует при обращении к нему с ритмизированной речью (чтение отрывков из стихотворений)

9 мес. Хорошо улавливает знакомую мелодию.

Плясовые движения под плясовую музыку

Концентрирует внимание на тихих звуках (например, тиканье часов)

Внимательно слушает их в течение долгого времени

10-12 мес. Дифференцирует звуки: узнает тиканье часов, лай собаки

12 мес. Понимает значение слов.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией, ритмом.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

1-2 нед. Вздрагивает и моргает при резком звуке (рефлекторные реакции)

2 нед. Плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражители, прислушивается, когда с ним разговаривает взрослый

2 мес. (4-5 нед.) Проявляет реакцию сосредоточения в ответ на голос взрослого (притормаживает двигательные реакции), при этом большое внимание обращает на тихий голос, чем на громкий,

5-6 нед. Появляется реакция радостного оживления в ответ на попытку взрослого вступить в контакт с ребенком.

3 мес.(10- 12 нед).

I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев

Фиксирует взгляд на взрослом, подающем голос, с проявлением эмоциональной реакции

3-4 мес. Больше реагирует на голос, чем на окружающие звуки

Различно реагирует на тон голоса взрослого

Поворачивает голову в сторону источника речи

Улыбается в ответ на ласковую речь, обращенную к нему

Проявляет «комплекс оживления»

4-5 мес. Реагирует на ласковые и строгие интонации

5-6 мес. Различает мимику и жесты окружающих

В ответ на обращение взрослого, ребенок проявляет ответную голосовую активность

6 мес.  II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.

Начинает формироваться фонематический слух: реагирует на свое имя.

7 мес. Понимает речевые инструкции с жестовым подкреплением. Ищет взрослых на вопрос о них «Где?»

На вопрос «Где?» ищет и находит знакомый предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в одном месте

В ответ на тон говорящего меняет выражение лица

Реагирует на жесты и выполняет простые указания

8 мес.  Начинает формироваться начальное понимание обращенной речи.

 Начинает находить глазами названные знакомые предметы

На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предмета на постоянных местах

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) «дай ручку»,

«ладушки»

«Прятки» с игрушками

*По слову взрослого из 5-7 игрушек находит одну

9 мес. Понимает речевые инструкции без жестового подкрепления.

На вопрос «Где?» находит взглядом  несколько знакомых предметов в разных местах независимо от постоянного месторасположения

Знает свое имя, оборачивается на зов

Находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте.

В ответ на словесную просьбу машет ручкой или хлопает в ладоши

10 мес начинает выполнять простые одноступенчатые инструкции.

Показывает части лица у куклы и у взрослого

По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди игрушек и дает их

*По просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню»,

«сорока-ворона»,

 «прятки и др.)

11 мес. Понимает значение слов «нельзя»,

«дай»

По слову взрослого выполняет разученные действия с игрушками, не подсказанные предметами  (водит куклу,

 кормит собачку)

Появляются первые обобщения в поминании речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу которую видит среди игрушек, любой мяч, машинки)

Услышав строгое замечание, прерывает свое занятия, понимает слово «нельзя»

12 мес. III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек

* Находит взглядом крупные красочные игрушки, расположенные в разных местах

*Выполняет действия по словесному указанию (открой,

закрой,

покатай)

Понимает без показа названия нескольких предметов,

 действий,

имена взрослых и детей

Выполняет отдельные поручения «найди»,

«принеси»,

 «отдай тете»,

 «положи на место»

Понимает слово «нельзя»

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками

Некоторые слова в речи взрослого принимают обобщенный характер.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ

1-4 нед. Крик громкий, чистый, среднего или низкого тона с коротким вдохом и удлиненным выдохом, длительный (не менее 1-2 сек), без интонационной выразительности, слез нет, чихание, кашель, гортанные звуки («кхе, гхх, аф, пм, пб»), энергичное сосание

1 мес издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 мес 4-6 нед. Гласные звуки между а и э  в сочетании с согласными (г/х , а, э\э, эге/ эхе/, ге/хе)- гуканье,  использует дифференцированный крик  как средство коммуникации.

6-7 нед. Ребенок поизносит короткие неинтонированные гласные в ответ на попытку взрослого вступить с ним в контакт, спонтанная голосовая активность в виде протяжных повторяющихся звуков проявляется редко, когда ребенок предоставлен самому себе

Повторно произносит отдельные звуки

3 мес. 9-10 нед. Появляется интонационная выразительность голосовых реакций, гуления, когда ребенок предоставлен самому себе, достаточно часто возникает спонтанная голосовая активность в виде частого повторения звуков.

То же, что и в 3 мес

10-12 нед. Громко смеется

Начинает издавать звуки, когда слышит речь (отраженное гуление)

4 мес. Активно гулит, произносит фрикативные звуки, образующиеся на выдохе (в,ф), смычно- губные согласные (м, б)

Различный интонационный характер крика, как выражения отрицательных эмоций, гортанные звуки (а-хе, ак-хе, э-ррхе Псевдоречевые звуки).

Радостно вскрикивает

Гулит

5 мес Появляется истинное певуче гуление: протяжные гласных звуки, сочетание губных (п,б,ф,в), язычных согласных (т, д) и гласных звуков

Подолгу певуче гулит

В момент произнесения звуков замедляет движения, подражая сам себе

Произносит цепочки эмоционально окрашенных звуков (слоговые цепочки)

Внимательно следит за губами говорящего, пытается модулировать интонации голоса

6 мес. Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с согласными п, б, м, г, д, х)

единство уклада артикуляционных органов и акцент на первом слоге.

начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу),

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Последовательно соединяет различные выразительные слоги, изменяя силу и высоту тона

7 мес Может издавать несколько звуков на одном выдохе

звуками обозначает потребности, действия, явления

Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги(2-3)

8 мес. Появляется разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки, повторяющиеся звукосочетания), аутоэхолалия (самоподражания). При манипуляции с игрушками возникают редкие, но постоянные вокализации.

Длина цепочек лепетных слогов 4-5 сегментов.

Цепи из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя - тя - тя и т.д.)

Громко, четко, произносит различные слоги

9 мес. Проявляет лепетную активность в ответ на обращение взрослого.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете


Цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те - тя - те)

В речи появляются звуковые сочетания («ма-ма»,

«па-па») 

10 мес. Подражая взрослому, воспроизводит новые слоги

Лепетные слова

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

Часто и протяжно вокализует при манипуляциях с игрушками

11 мес. Называет людей и предметы отдельными словами

Осваивает интонации: просьбы, отказа, удивление и др.

Цепи с меняющимся шумовым началом (ва - ля,

ди - ка,

дя - на,

ба - на - па,

э - ма - ва и т.д.).

Сопровождает слова жестами: говоря «пока»,  машет «пока»,

отвечает «нет»,

качает головой

показывает на себя

Произносит первые слова-обозначения, н-р

«ав-ав»,

«кис-кис»,  

«мяу-мяу»,

«дай»,

«биби»,

«мама»

Начинает произносить  первые осмысленные слоги.

12-13,5 мес.*Произносит 5 -10 облегченных слов в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов:

баба,

папа,

мама,

ляля и др.

Произносит короткие предложения, понятные только ему.

Легко подражает новым слогам

Лучше контролирует интонацию, чем произношение

Подпевает детским песенкам

ЭМОЦИИ И ОБЩЕНИЕ

1-2 нед. Начинает проявлять неудовольствие в ответ на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт (громкий крик среднего или низкого тона с коротким вдохом и удлиненным выдохом, без интонационной выразительности и слез.

3 нед. При виде взрослого кратковременно останавливает на нем взгляд

4 нед. Фиксирует взгляд на перемещающемся лице взрослого и следит за ним, при общении проявляет «ротовое» внимание, затихает, когда берут на руки.

1мес. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

2 мес.4-5 нед. Улыбается в ответ на контакт с взрослым, легко вызываются отрицательные недифференцированные эмоции, в плаче отсутствуют паузы для восприятия реакции взрослого, плач не прекращается при появлении новых , ярких, стимулов

5-6 нед. Появление у ребенка реакции радостного оживления в ответ на попытку взрослого вступить с ним в контакт

2 мес. Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого

Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке

2 мес. 8-10 нед. Реакция радостного оживления сопровождается коротким вдохом, появляется  интонационный характер крика как выражения отрицательных эмоций, начальные элементы адекватной реакции на интонацию обращения к ребенку голоса

3 мес проявляет «к.о.» в ответ на разговор с ним

ищет глазами ребенка, издающего звуки

3 мес. 10-12 нед. При виде знакомого и незнакомого лица проявляется «комплекс оживления» в виде серии глубоких вздохов, вскидывания рук, перебирание ногами, радостных вскрикиваний

4 мес во время бодрствования часто и легко возникает «к.о.»

Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним

Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему

«Комплекс оживления» проявляет ярко, быстро, улыбается

5 мес  радуется ребенку, берет у него из руки игрушку, гулит

5-6 мес

Плач прекращается, когда взрослый обращается или подходит к ребенку, кода внимание переключается на новый интересный стимул

Просит, чтобы взяли на руки

Реагирует на интонацию

Различает мимику, жесты окружающих 

7 мес. Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, определенной игры от каждого члена семьи.

8 мес. Включается в эмоциональные игры: «Ладушки»,

«Коза-коза»,

«Прыг-скок»

Устав, начинает требовать внимание самого близкого человека

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет

9 мес. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровне

Догоняет ребенка, ползет ему навстречу

Подражает действиям  и движениям другого ребенка

10 мес действует рядом с ребенком или одной игрушкой рядом с ним

11мес Начинает меньше бояться незнакомых людей.

Радуется приходу детей

Избирательное отношение к детям

Начинает проявлять робость, любопытство

Подает близкому человеку предмет, если его просят об этом жестом или словом

12-14 мес. Радуется приходу детей

Пользуется указательным жестом

Машет рукой на прощание

Передает эмоциональное состояние разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями

Ласкает куклу или мягкую игрушку


Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом

Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком

ДВИЖЕНИЯ РУКИ, ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ, ИГРА

1 нед. Пальцы сжаты в кулак, отмечаются редкие хаотичные движения, выражен хватательный рефлекторный захват рук (хватательный рефлекс Робинзона)

1мес. Ребенок разжимает кулаки

Подносит руку ко рту

Сопротивление раскрыванию кулака сильнее со стороны мизинца

Игра 2 мес. 8-10 нед . Кратковременно наблюдает за игрушкой, затем теряет интерес

Вложенный в руку предмет удерживает всей ладонью 2-3 сек. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца вскидывание ручек при оживлении

Ритмические движения пальцами - сжимание и разжимание (часто во время сосания)

Ладони чаще раскрыты

Игра 2 мес. 10-12 нед. Наблюдает за игрушкой 20 сек.

2 мес. 8 нед. Приближает руки ко рту, сосет пальцы, фиксирует взглядом собственную руку

Удерживает игрушку в течении 10 секунд.

10 нед. Потирает глаз и нос руками, рассматривает собственные руки

3 мес удерживает вложенную в руку игрушку в течение 15-20 сек, тянет игрушку в рот

Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над грудью

Зрительное внимание, поддерживающий захват локтевой стороной ладони, а не большим пальцем, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (палочка)

Зрительное внимание, м.б. поддерживающий сознательный захват локтевой стороной кисти, большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (кубик)

Очень энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Размахивание руками без зрительного контроля

Направляет руки к объекту в ответ на зрительный стимул

Пытается взять игрушку, трясет вложенной игрушкой

3,5 мес. Иногда захватывает предмет, удерживает вложенную  в руку игрушку

Игра 3-4 мес. Играет своими руками, рассматривает, тянется к игрушкам, рассматривает вложенную в руку игрушку

Начинает появляться дифференциация движений пальцев

4 мес. Соединяет кисти вместе

Рассматривает, ощупывает  и захватывает низко висящие над грудью игрушку

Примитивный захват, зрительное внимание, большой палец не участвует в захвате (палочка)

Примитивный захват, зрительное внимание, приближение к предмету, большой палец не участвует в захвате (кубик)

Движение безусловно-рефлекторного характера:

Ладони часто раскрыты – складывает их вместе, переплетает пальцы, играет с пальцами

Попытки повторных размахиваний руками под зрительным контролем


Ощупывает свои руки

Удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек

Берет вложенную игрушку в рот (координация рука-рот), ощупывает руками край одеяла, подушку

Водит руками по игрушке (реакция активного осязания)

Ощупывает пеленки руками, тянет игрушки в рот

5 мес. Уверенно берет игрушку после фиксации ее взглядом (первое произвольное целенаправленное движение)

Четко берет игрушку из рук взрослого

Удерживает игрушку в руке

Нет попытки захвата. Зрительное сосредоточение.

Ладонный захват. Предмет удерживает пальцами и приведенным большим пальцем (палочка)

Ладонный захват. Пальцы сверху объекта, прижимает его к центру кисти, большой палец приведен  (кубик)

Движения безусловно-рефлекторного характера

Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предмета доминирует участие пальцев.

На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки 

Движения условно-рефлекторного характера:

Протягивает руки к близкому предмету, но не тянется к удаленному.

Протягивает руки к матери.

Хватание приобретает условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони – так называемое «обезьянье хватание»

Захватывает предмет двумя руками

Подолгу играет с подвешенными игрушками

«Ладонное хватание» захватывает предмет всей ладонью и вытянутым большим пальцем

5-6 мес. Самостоятельно играет с игрушками в течение 10 мин. Ощупывает, сжимает, гремит, стучит ими, бросает, берет в руку вторую игрушку, сохраняя контроль за первой

6 мес.  Активно захватывает игрушку из любых положений

«Загребание», «контактирование» с предметом, большой палец приведен и согнут

Радиальный ладонный захват. Пальцы и противопоставленный большой палец находятся на противоположных сторонах предмета, участвует радиальная сторона кисти (кубик)

Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими

Перекладывает игрушку из руки в руку

Если дать два кубика берет один, второй держит, если вложить

Движения безусловно-рефлекторного характера:

Ритмически взмахивает руками

Если вложить в руку игрушку, размахивает ею.

Перекладывает предмет из одной руки в другую Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными


7 мес. Нижний «ножницеобразный» захват. «Загребание» предмета в ладонь с приведением и полным сгибанием большого пальца, пальцы м.б. полностью согнуты или два из них частично выпрямлены

Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается пальцами, противопоставленным большим пальцем, запястье на прямой линии с рукой (палочка)

Радиальный ладонный захват. Кисть находится на одной линии с рукой (кубик)

Стучит игрушкой,

размахивает,

перекладывает,

бросает

Начинает захватывать мелкие предметы (пинцетный захват)

Берет каждой рукой по одному предмету, держит их непродолжительное время

Намеренно бросает предметы

Поворачивает игрушку в руках

Игра 7-8 мес. Выполняет действия, идентичные действиям играющего с ним взрослого («ладушки»,

«ку-ку»)

«пока»

7-8 мес. Стучит предметом по поверхности.

Фиксирует взглядом третью игрушку не более 10 секунд, не выпуская при этом из рук две другие игрушки.

Выполняет действия, идентичные действиям играющего с ним взрослого

Бросает игрушки, чтобы посмотреть, как кто-то из близких их поднимает.

8 мес.  Лучевое схватывание мелких предметов

Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними

Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает,

 стучит,

вынимает)

При захватывании предметов пользуется щипковым захватом (большой и указательный палец)

«Ножницеобразный» захват. Между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца который согнут во всех суставах дистальный отдел большого пальца слегка согнут, а праксимальный- немного разогнут.

Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство (палочка)

Радиальный пальцевой захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство (кубик)

Звонит в колокольчик

Стучит игрушкой об игрушку

Движения безусловно-рефлекторного характера:

Крепко сжимает отбираемую игрушку

Движения условно-рефлекторного характера:

Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

Показывает нос, глаза и т. д. у другого человека, куклы

Машет рукой при прощании

Начинает проявляться превалирование функций одной руки


Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям.

При появлении в поле зрения третьей игрушки выпускает из рук одну из двух игрушек, находящихся в руках, и берет третью

9 мес.  Формируется манипулятивная   деятельность. Берет кубик тремя пальцами

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает,

вынимает,

открывает,

гремит,

нажимает)

Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой, состоящей из 2-3 колец (снимает кольца)

Бросает предметы с замахом

Крепко сжимает отбираемую игрушку

Нижний «пинцентный» захват. Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем, дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца

Радиальный захват пальцами. Предмет удерживается большим пальцем и другими двумя пальцами (палочка)

Радиальный пальцевой захват.

10 мес. «Пинцетный» захват. Между дистальной частью большого пальца и указательного пальца, дистальный сустав большого пальца слегка противопоставлен

Предмет удерживается большим и еще двумя пальцами (палочка)

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками вынимает и выкладывает,

открывает и закрывает,

катает. (Действия с предметами принимают устойчивый характер)

Накладывает один предмет на другой

Появление повторных действий - выбрасывание игрушки из кроватки (манежа) на пол, укладывание одного предмета на другой

Подражание предметным действиям взрослого

Характерно появление манипулирования с двумя предметами: всовывает палочку в отверстие, снимает и надевает крышку коробочки

Начинает пользоваться указательным жестом

Игра 10 мес. Начинает выполнять специфические действия с разными предметами

Целенаправленно манипулирует с пирамидкой, состоящей из 2-3 колец (снимает кольца)

Открывает и закрывает коробочки

Совершает неспецифические манипуляции с некоторыми игрушками (сосет кольцо от пирамидки и стучит стержнем от пирамидки), попеременно рассматривая их

Играет в игры с идентичными ролями (роли выполняемые взрослым и ребенком различны: н-р, взрослый дает платок, а ребенок прячется по него)

11 мес Играет самостоятельно около взрослого 15-20 мин


Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик,

снимает и одевает кольца с большим отверстием на стержень

тянет за веревочку

Для того, чтобы не уронить одну из 2 игрушек, поддерживает ее с помощью рта, локтя, освободив руку, берет третью игрушку

Катает машинку

Одной рукой хватает два кубика, двумя руками может взять одновременно три кубика

Среди ярких и крупных игрушек находит и берет мелкие предметы

*Пытается надеть колечки на стержень пирамидки,

ставит кубик на кубик,

 складывает шарики в коробку

Активно пользуется  указательным жестом

Обнаруживает, что заполучить предметы можно не только непосредственно взяв их руками, но и подтянув их при помощи другого предмета.

Попытки пользоваться предметами по их назначению: пьет из чашки,

зачерпывать кашу ложкой,

расчесывать волосы расческой и т.д.

12 мес. Хороший «Пинцетный» захват. Между кончиками пальцев или подушечками пальцев, дистальный сустав большого пальца согнут 

Перелистывает страницы картонной книги

Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает,

возит,

кормит,

укладывает спать

Переносит действия, разученные с одним предметом на другой  

Чертит круги

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

*Одевает кольцо на стержень пирамидки

*Пытается ставить кубик на кубик

Охотно играет вкладышами (совершенствование действий, выработанных ранее)

Отмечается обобщение и перенос действий на новые объекты.

Держит чашку, когда пьет.

Держит ложку

ОБЩАЯ МОТОРИКА

1-2 нед. Характерен симметричный тонус, преодолеваемый при активных движениях. Все безусловные рефлексы симметричны

Поворачивает голову из среднего положения на бок.

1мес. Пытается оторвать голову от  поверхности, на которой лежит, держит её несколько секунд.

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову

2 мес. В положении на животе удерживает голову на 45-90 градусов, опирается на предплечья, руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом.

Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову

Активно двигает ногами, при провокации реакции опоры дотрагивается до подстилки согнутыми ногами

3мес. Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову


При поддержке подмышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнув в тазобедренном суставе

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого)

Поворачивается на бок

3,5 мес. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении , сидя с поддержкой, удерживает голову прямо  с выступающим подбородком

При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки

Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

4 мес. То же, что и в 3 мес., но более ярко выражено

Лежа на животе, хорошо удерживает голову по средней линии и опирается на предплечья, согнутые под прямым углом

При подтягивании за руки удерживает голову прямо

Поднимает голову в положении лежа на спине

При подтягивании за руки пытается подтянуться и сесть

Переворачивается со спины на  живот «блоком» (одновременно поворачивает голову, плечи и таз)

При провокации опоры опирается на кончики пальцев

Приподнимает голову в положении лежа на спине, в вертикальном положении опирается на пальцы ног, а не на всю стопу

5 мес. При подтягивании за руки хорошо удерживает голову и спину

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладонями выпрям. рук

Переворачивается со спины на живот

Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки

Держит голову прямо в положении сидя при боковом наклоне туловища

Активно поднимает голову и плечевой пояс лежа на спине

Лежа на животе, может вытягивать одну руку

Переворачивается со спины на живот и с живота на спину

стоя удерживает большую часть веса собственного тела и управляет головой и верхней частью туловища

Иногда ставит ноги на всю стопу

6 мес. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями

Переворачивается с живота на спину

Передвигается, переставляя руки или немного подползая

Лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой

При поднимании подстилки отводит в сторону вышерасположенные рук и ногу (реакция равновесия)

Сидит с поддержкой

Поворачивается на живот и спину

Поворот с ротацией между плечевым поясом и тазом (сначала поворачивает голову, потом плечи, затем таз)

Лежа на спине, играет со своими ногами (координация рука-нога)

Поддерживаемый за туловище пружинит (танцует) на твердой поверхности.

7 мес. Выполняет защитные движение руками (вперед и в стороны), позволяющие сохранить равновесие.

Хорошо ползает (много, быстро, в различных направлениях)

Лежа на животе высоко держит голову, опирается на вытянутые руки, припод-

нимает туловище и живот, легко переносит центр тяжести с одной руки на др.

Лежа на животе, поворачивается в пол-оборота в сторону, чтобы достать игруш

Самостоятельно приседает из положения лежа

Ползает без включения тазового пояса

8 мес. Переворачивается с живота на спину.

Поворачивается с живота на бок и играет, опираясь на один локоть.

Сам садится,

сидит,

ложится

Держась руками за барьер, сам встает,

 стоит и опускается

Переступает, держась за барьер

Сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками

Синхронно ползает по – пластунски на животе вперед и вокруг свое оси

9 мес. Садиться самостоятельно из любого положения и сидит уверенно

Переходит из положения сидя в положение для ползания

Ползает некоординированно на четвереньках

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь руками

Встает на колени у опоры и удерживается в таком положении

10 мес. Пытается вставать самостоятельно, цепляясь за решетку кровати

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит

Идет с поддержкой за обе руки

С помощью «падения» переходит из положения стоя в положение сидя

Хорошо сидит на стуле

Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией

11 мес. Сидя опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть

Стоит самостоятельно

*Делает первые самостоятельные шаги

Стоит у опоры, держась одной рукой

Опускается на пол, держась одной рукой за мебель

Уверенно ползает на руках и коленях

Ходит при поддержке за обе руки

Ходит по манежу, держась за бортики

12 мес. Встает на ноги из положения стоя на одном колене

*Ходит самостоятельно

Ходит боком вокруг мебели

НАВЫКИ (ПРЕДПОСЫЛКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ)

1-2 нед. Характерно активное сосание, глотание, реакции на голод – плач

1-3 нед. Посыпается для кормления, большую часть времени спит.

3-4 нед. После кормления бодрствует короткое время

2 мес. Приближает ко рту и сосет пальцы, при сосании общие движения притормаживаются (пищевое сосредоточение)

12 нед. При проявлении неудовольствия характерен крик со слезами.

4 мес. Во время кормления придерживает бутылочку

Сигнальный крик, сообщающий о состоянии ребенка

Во время крика появляются паузы для восприятия реакции взрослого

Отвлекается от сосания на яркие объекты, разнообразные звуки

5 мес. Ест с ложки густую или полугустую пищу

Держит бутылку, вынимает и вставляет в рот

Свободно берет игрушки, тянет в рот, сосет пальцы, трет глаза кулаками

С помощью взрослого удерживает ложку

Держит бутылку с водой, вынимает, вставляет

С помощью взрослого удерживает чашку 

6 мес. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами

Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи

7 мес Пьет из чашки, которую держит взрослый

8 мес. Держит в руках и ест печенье

Ест корочку, которую сам держит в руке

Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 мес. Пытается жевать, откусив кусочек хлеба или яблока.

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой

Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок)

Снимает с головы шапку.

11-12 мес. Держит ложку, чашку

Берет пищу руками

12-14 мес. Во время одевания понимает руки вверх, помогая взрослому одеть себя

Пьет самостоятельно из чашки, но проливая

Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и держит)

Самостоятельно ест

МЫШЛЕНИЕ

0-2 мес. У ребенка формируются простые ассоциации: если покричать тебя возьмут на руки, некоторые дети начинаю ожидать кормление через определенные интервалы времени

3-4 мес. Начинает узнавать близких людей, настораживается при виде незнак.

4-5 мес  Проявляет активную познавательную деятельность, похлопывает рукой по поверхности                                        

6 мес. Поворачивает голову на звук

Новый предмет привлекает внимание хотя бы на несколько секунд

Следит откуда и куда падает предмет

 Начинает догадываться о причине и следствии, если потрясти погремушку, она гремит

7 мес. После зрительного и тактильного исследования игрушки, начинает искать ей применение (стучит, гремит погремушкой)

Пытается использовать игрушки по назначению.

Может узнать по части предмета целый.

Бросает предметы для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких их поднимет

8 мес. Запоминает, как реагировать на определенные фразы, н-р, поднимает руки, когда слышит «большой». Ищет наполовину спрятанную игрушку.

9 мес. Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки

9- 12 мес. Деятельность ребенка начинает приобретать целенаправленный характер: ребенок как бы предвидит результат действия (вкладывание предмета в предмет)

Начинает замечать, когда взрослый выходи из комнаты, и ждет его возвращения

Понимает значение слов, коротких фраз

В состоянии определить высоту и края предметов

Понимает, что своими действиями может чего-то добиться

12 мес. Нажимает на кнопки пульта

Вкладывает самый маленький стаканчик в средний во время игры с вкладышами

Различает несколько предметов по названию.

Ищет спрятанную игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первого года жизни.

В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....

Журнал оценки развития младенцев и детей младшего возраста

Бланки наблюдений  и журнал оценки  развития младенцев и детей младшеговозраста с особыми образовательными потебностями в  рамках программы "Каролина"...

Карта нервно-психического развития первого года жизни.

Карта нервно-психического развития первого года жизни....

Журнал наблюдения и оценки развития детей первой младшей группы

Данный лист наблюдения разработан для диагностики детей первой младшей группы по пяти областям развития. Здесь фиксируются показатели на начало учебного года и на конец, что позволит определить д...

Журнал оценки развития от 1 года до 4 лет

Журнал оценки развития от 1 года до 4 лет...

Карта нервно-психического развития первого года жизни.

Карта нервно-психического развития первого года жизни....

Развитие игры у детей с особенностями развития первого года жизни.

Игра с предметом для ребенка с особенностями развития это сложный процесс, который требует больших внутренних сил от ребенка. Помощь педагога на ранних этапах развития ребенка поможет ему овладеть нав...