ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Власюк Людмила Ефимовна

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx201.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

В своей практике мы в группе компенсирующей направленности используем пальчиковые игры. Классифиция пальчиковых игр:

—         игры с пальчиками

—         игры с мелкими предметами

—         игры с речевым сопровождением

 Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему   собственного тела.

Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев,  используем следующие пальчиковые игры: «Это пальчик  хочет спать», « Дружат наши дети», « Пальчики в лесу», «Капуста», «Улитка – улитка», «Солнышко – ведрышко», «Мой мизинчик», «Водичка – водичка», « Дождик» и др.

Все эти игры мы применяем на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей.

Очень важно, чтобы у ребенка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ему радость.

Многие дети нашей группы еще учатся соотносить слова с действиями, поочередному сгибанию пальчиков, что доставляет им большое удовольствие. Дети подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи.

Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

Пальчиковые игры развивают способность сосредоточиться на своих пальчиках, активизируют слуховую, речевую и зрительную память, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Проведение пальчиковых игр и упражнений во время утренней гимнастики, физкультминуток, режимных моментов, после сна по 2-3минуты, в день каждый ребенок занимается по 7-10минут. Упражнения подбираются с разнообразными движениями и словесностью.

Благоприятное воздействие на развитие всей кисти и пальцев оказывают игры с предметами: мозайка, застегивание пуговиц, кнопок, приклеивание липучек, нанизывание колец разной величины.

Пальчиковые игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, поэтому мы включаем их систематически на занятия по изодеятельности / лепке, рисованию, аппликации/.    

Результат: у детей становятся пальчики более ловкими, движения координированными, активизируются мыслительные процессы детей — воображение, память, внимание.

В группе оформлен уголок для развитие мелкой моторики рук, где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуровкой.

В работе с родителями по этой проблеме, проводим консультации на темы: «Пальчиковая гимнастика для развития речи», «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук», индивидуальные беседу на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка».

В результате проводимой работы наблюдаются положительные результаты:

  • Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития.
  • Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
  • Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры для развития речи дошкольников"

Консультация для родителей и воспитателей...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Пальчиковые игры для развития речи дошкольников

Пальчиковые игры для развития речи  дошкольников...