Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
консультация

Богомолова Ольга Анатольевна

Пальчиковые игры для развития речи  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

"Пальчиковые игры для развития речи  дошкольников"

        В данное время особо актуальна проблема оптимизации процесса развития речи дошкольников, так как данный возраст является наиболее благоприятным для развития основных направлений речевого развития: Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?

        Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них страшно заняты на работе.

Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Хотя особое значение для речевого развития ребёнка имеет возраст от двух до четырёх лет. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользуется внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мысли, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль.

Одной из главных задач воспитателя в это время становится помощь младшим дошкольникам в освоении разговорной речи, так как, по мнению Выгодского Л.С., ребенок с помощью речи овладевает жизненными ситуациями, возникает радикально новая организация поведения, а также новые отношения со средой. Эта задача предполагает воспитание умений понимать обращённую речь, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Достичь оптимальных результатов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста можно через использование пальчиковых игр как в образовательных ситуациях, так и в других видах детской деятельности.

Пальчиковые игры являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.  Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш.  А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм«Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также способствуют установлению контакта и взаимопонимания между взрослыми и ребёнком.

Выбор занятий для развития мелкой моторики очень велик.

Ребенку можно предложить следующие упражнения:

• Пальчиковые игры

• Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное /можно рисовать карандашом, пальчиками.

• Собирать матрешку, пирамидку

• катать по очереди каждым пальчиком бусинки, шарики;

• указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• сжимать и разжимать кулачки;

• отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре и все пять;

• хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

• собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе, а затем разбежались») ;

• Лепка;

• Тестопластика

• Игры с песком, водой

• Разноцветные прищепки – готовый тренажер. сжимание- разжимание дает отличную тренировку пальцам рук

• Пальчиковые бассейны «сухой аквариум» - открытые резервуары, заполненной различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасоль, крупой, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Используются для выполнения заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру и назови ее».

• Мозаика

• Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.

• Игры – шнуровки

• Пазлы

• Конструкторы

• Чудесный мешочек - игры на развитие тактильного восприятия. В мешочек складываем игрушки – мячик резиновый, плюшевого мишку и т. д. И просим ребенка на ощупь определить что это!

• Игры с нанизыванием собери бусы, овощи.

• Создание картин из макарон и круп. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить

• Разрывание бумаги

        Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, воспитывают усидчивость. 

Главное в работе с любыми пальчиковыми играми нужно учитывать ряд моментов:

- прежде чем показывать детям пальчиковую игру, нужно проиграть её сюжет самим, отметить сложные для восприятия части текста и движения;

- перед игрой нужно подготовить детей к восприятию содержания, провести небольшую вступительную беседу со сказочным сюжетом;

- необходимо создавать благоприятный эмоциональный настрой и демонстрировать собственную увлеченность игрой;

- при проговаривании стиха необходимо выделять важные моменты мимикой и усиленной эмоцией, чтобы дети лучше запоминали важное событие, для этого следует самим выучить стихотворения наизусть;

- при использовании предметов, нельзя одновременно ставить задачу по проговариванию, так как объем внимания у младших дошкольников ограничен;

- для предотвращения у детей переутомления необходимо соблюдать регламент: в 3-4 года занятии не должны превышать 15 минут;

- применять пальчиковые игры следует систематично, в течение дня несколько раз обращаясь к ним, но играя понемногу;

- нарастание сложности в играх должно происходить постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их развития;

- в игре нужно обращать внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук;

- если у детей не создается соответствующий настрой на игру, то лучше отложить её до следующего раза.

        Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.

        В своей работы мы используем пальчиковые игры таких авторов, как Поддубная Е.А., Данилова Л., Шарикова Е., Крупенчук О., Катина Е., Меликян О. и др. Особое внимание уделяется играм Зажигиной О.А., предлагающей использование в игровых моментах нестандартных вещей:

1. Игры с ковриками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3. Пальчиковые игры с массажными мячиками.

4. Пальчиковые игры с платочками.

5. Пальчиковые игры с прищепками.

6. Пальчиковые игры с резиночками для волос.

7. Пальчиковые игры с шестигранными карандашами и др.

        

При подборе пальчиковых игр педагоги обращают внимание на соответствие игры теме занятия и недели, уровень речевого развития конкретных детей, возможность использования игры в работе разных специалистов - музыкального руководителя, логопеда.

        Важным моментом при использовании пальчиковых игр является работа с семьёй. В группах планируется проведение семейных конкурсов на изображение главных героев из природных и бросовых материалов. Воспитатели проводят индивидуальные и коллективные обучающие консультации (Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы.; Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.) и беседы для родителей. Для родителей разработаны памятки:

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Правило № 1.  Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

Правило № 2.  Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Правило № 3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

Правило № 4.  Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

Правило № 5.  Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательнос

        Как показывает опыт, увлекательность и разнообразие пальчиковых игр способствуют развитию у детей творческой активности, мышления, речи, умения концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Нестандартный подход к использованию пальчиковых игр и привлечение

семьи помогают создавать хороший эмоциональный настрой, повышать общий тонус, формировать добрые взаимоотношения между детьми, а так же взрослым и ребёнком, расширять словарный запас, развивать подвижность и гибкость кистей рук, что способствует в дальнейшем успешному освоению навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»

Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и ...

пальчиковые игры для развития мелкой моторики

игры для детей по развитию мелкой моторики руки ребенка со стихами, можно заниматься в любое время и везде, не требует специальной подготовки,стихи легко запоминаются....

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...