Развитие математических представлений в группах для детей с нарушениями зрения.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сотская Лариса Анатольевна

Наш специализированный детский сад посещают дети с нарушениями зрения разными по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений в группах для детей с нарушениями зрения.

        Наш специализированный детский сад посещают дети с нарушениями зрения разными по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент составляют дети с амблиопией и косоглазием.

        Обучение и воспитание строится с учетом их физического и психического развития. Дети со зрительной недостаточностью испытывают ряд трудностей в освоении математических представлений. Так, например, нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняют восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов. При монокулярном зрении наблюдаются сложности выделения объемных предметов в макропространстве, соотнесения расстояния, места положения и взаимоотношений между объектами, сложнее происходит соотнесение формы объемных предметов к заданным эталонам формы. Установление пространственных отношений между объектами у детей со зрительной депривацией происходит медленнее, чем у нормально видящих детей. Их действия характеризуются неупорядочностью, фрагментарностью. При возникающих трудностях снижается интерес к результату. Дети затрудняются в объяснениях своих практических действий, словесных выводах и умозаключениях.

        Работу по реализации математического развития программы «Детство» мы строим таким образом, чтобы процесс формирования логико-математических способностей наших ребят учитывал их особенности и в свою очередь влиял на состояние зрительных функций.

        Математические занятия проводятся по подгруппам. Подгруппы формируются с учетом уровня развития и зрительных возможностей детей. От подбора детей в подгруппе зависит темп занятия, его интеллектуальная нагрузка, количество заданий, игр, физминуток и релаксационных пауз.

        Очень важна правильная посадка детей за столы во время занятий:

- при светобоязни можно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего  попадания света в глаза;

- дети с низкой остротой зрения занимают места впереди;

- при сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре;

- при разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящим глазом к центру или к педагогу;

- демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра.

        Особое внимание уделяем качеству, содержанию и расположению наглядности.

- весь стимульный и развивающий материал (логические таблицы, цифры, кодовые карточки и карточки с символами свойств, схемы алгоритмов и др.) определенного цвета и размера, т.е. адаптированный с учетом зрительных нарушений детей.

- раздаточный материал, по возможности, должен быть объемным (мелкие игрушки, геометрические фигуры, природный материал и др.).

- обязательно используются контрастные фоны.

- в зависимости от вида косоглазия материал располагается на подставке, на фланелеграфе, на доске или на столе, на полу.

- для расположения стимульного материала используется сенсорно-моторный тренаж, позволяющий создать поисковую ситуацию, активизировать зрительные функции, предупредить утомляемость.

        При подборе материала осуществляется личностно-ориентированный подход к детям. Так, например, раздаточный и демонстрационный материалы по развитию вычислительных навыков и логического мышления разнообразны по содержанию и умственной нагрузке. Это позволяет в одной и той же игре создать ситуацию доступности, успеха, поэтапного преодоления трудностей, а также стимулировать активность ребенка независимо от уровня его развития.

        Основные методы нашей работы: игра и метод практического действия. Эти методы самые оптимальные в работе с детьми со зрительными нарушениями. В увлекательной игре повышается активность и осознанность действий ребенка, происходит упражнение и прочное овладение знаниями и умениями. При освоении математических представлений используются все сохранные анализаторы.

        Представляем одну из подвижных игр с математическим содержанием, которую мы придумали в процессе работы с нашими детьми:

Игра «Давай дружить»

- Задачи:

  • Закрепить состав числа первого десятка из двух меньших чисел
  • Упражнять вычислительную деятельность
  • Развивать коммуникативные способности в командной игре

- Материал:

        Наборы цифр до десяти, цветные палочки Кюизинера, подносы, аудиозапись.

- Ход игры:

Дети берут с подноса цифры и под музыку бегают в рассыпную. После прекращения музыки останавливаются, показывают друг другу выбранные ими цифры и подбирают себе пару по следующему правилу: разделитесь по парам так, чтобы при сложении чисел вашей пары получилось число которое показал педагог цветной палочкой Кюизинера. Каждая пара «защищает» свой выбор, отвечая на вопрос: из каких двух меньших чисел состоит число, показанное цветной палочкой? Примерные ответы: пять – это четыре и один; пять – это три и два и т.д.

        Закрепление знаний происходит и в других видах самостоятельной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и конструктивной. В процессе освоения программы у детей совершенствуются вычислительная деятельность, мыслительные способности, представления о сенсорных эталонах, познавательные процессы, умение самостоятельно применять доступные формы познания, активизируются зрительные функции, стимулируется становление бинокулярного зрения.

        Успех воспитания и развития детей с нарушениями зрения во многом зависит от позиции семьи. Мы разъясняем родителям состояние зрения их детей, объясняем необходимость выполнения рекомендаций офтальмолога (ношение окклюдора, очков, зрительный режим и др.), систематически приглашаем на открытые занятия, проводим математические олимпиады, где жюри состоит лишь из мам и пап, проводим шашечные турниры, успешно участвуем в городской интеллектуальной игре «Почемучки-Знайки».

        Такая организация развития математических способностей детей и весь комплекс коррекционно-развивающей и лечебной работы в детском саду дают возможность успешной социализации в общество сверстников общеобразовательных школ нашего города.

Учитель – дефектолог МАДОУ д/с №52 Сотская Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"

Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура....

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе (для детей с нарушением зрения) «Веселый цирк»

Развитие элементарных математических представлений, отношений, закономерностей; развитие зрительного восприятия с использованием специально подобранного материала....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Перспективный план работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей с нарушением зрения группы №1 (возраст 6 -8 лет) на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста(6 - 8 лет)...

Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие зрения в играх»

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить ...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...