Теоретические основы олигофренопсихологии
презентация по коррекционной педагогике

Кретинина Анна Александровна

Теоретические основы олигофренопсихологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uo_oligofrenopsihologiya_.ppt458.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы олигофренопсихологии

Слайд 2

Предмет и задачи олигофренопсихологии Исторические аспектыолигофренопсихологии Причины умственной отсталости. Классификация умственной отсталости

Слайд 3

Предмет и задачи олигофренопсихологии Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, рассмтривающая динамику развития познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста

Слайд 4

Умственная отсталость У́мственная отста́лость — стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Слайд 5

Задачи Определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике УО детей; Выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обусловливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться

Слайд 6

Дифференциальная диагностика УО от сходных состояний Изучение вопросов, связанных с коррекционно-развивающим обучением и воспитанием, предусматривающих подготовку УО детей к интеграции в окружающую среду.

Слайд 7

Эмиль Крепелин (15.02.1856-07.101926 гг.) Термин «олигофрения» был впервые введен в XIX веке немецким психиатром Эмилем Крепелином.

Слайд 8

Исторические аспекты Первые упоминания о людях с интеллектуальными нарушениями были обнаружены у римлян, которые иногда держали «дураков» для развлечения домовладельцев и их гостей. Эти люди находились на содержании у богатых, и с ними неплохо обращались. XVI в. Мартин Лютер, немецкий теолог, отец Реформации 1517 года, объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с умственной отсталостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью дьяволом.

Слайд 9

XVIII в. Господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной отсталостью начало изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших или «диких» детей, таких как Виктор, «дикий мальчик из Авейрона», и распространением гуманистических усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные, душевнобольные и люди с физическими недостатками. XIX в. В середине XIX века доктор Самуэль Дж. Хоу открыл первое гуманистическое учреждение в Северной Америке для людей с умственной отсталостью — Массачусетскую Школу для слабоумных детей и детей-идиотов.

Слайд 10

XX в. Президент Джон Кеннеди, сестра которого страдала задержкой психического развития, сформировал Президентскую Комиссию по умственной отсталости в 1962 году и создал национальную программу для борьбы с умственной отсталостью.

Слайд 11

Умственная отсталость Олигофрения — форма психического недоразвития. Характеризуется недоразвитие всех нервно–психических процессов, в большей степени наблюдаются нарушения подвиж-ности внутренних процессов в интел-лектуально–речевой сфере и в меньше сте-пени — в сенсомотор-ной. Деменция — стойкое ослабление познава-тельной деятельности, приводящее к снижению критичнос-ти, ослаблению памя-ти, уплощению эмо-ций. Носит програди-ентный характер. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга, воспалительных заболеваниях мозга, а также вследствие сотрясений и ушибов мозга.

Слайд 12

Причины умственной отсталости Экзогенные Эндогенные

Слайд 13

Этиологические факторы Наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток Внутриутробные , действующие на зародыш и плод Перинатальные и первых 3 лет вне утробной жизни

Слайд 14

Диагностический критерии умственной отсталости Клинический - наличие органического поражения головного мозга; Психологический - стойкое нарушение познавательной деятельности; Педагогический - низкая обучаемость .

Слайд 15

Распространенность степеней умственной отсталости

Слайд 16

Распространенность умственной отсталости в общей популяции Общая популяция Умственная отсталость 1-3 %

Слайд 17

Соотношение клинических и психометрических оценок тяжести умственной отсталости (IQ) IQ (по тесту Векслера) Клиническое определение Определение степени умственной отсталости по МКБ-10 Другие градации умственной отсталости 80-100 Норма (средняя) Норма Норма 70-80 Пограничные с нормой задержки развития – Пограничные формы 50-70 Дебильность Легкая Мягкая форма 35-50 Имбецильность Умеренная Среднетяжелая 20-35(40) Тяжелая Тяжелая Менее 20 Идиотия Глубокая Очень глубокая

Слайд 18

Степени умственной отсталости согласно: МКБ-9 Дебильность - самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников. Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия - глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.

Слайд 19

Дебильность При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное.

Слайд 20

Дебильность Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм и агрессия. Дебилы не способны долго работать, быстро устают, развит своеобразный бред.

Слайд 21

Дебильность Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью дебильности в большинстве своем — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые. Среди дебилов в основном различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Слайд 22

Имбецильность Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Страдающим имбецильностью удаётся привить элементарные трудовые навыки, обучить чтению, письму, счёту.

Слайд 23

Имбецильность Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.

Слайд 24

Идиотия Больные, страдающие идиотией, не могут ходить, у них нарушено строение внутренних органов. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Речь не развивается. Идиоты произносят лишь отдельные нечленораздельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не способны к самостоятельной жизни: не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережёвывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Слайд 25

Идиотия Мышление не развивается, реакция на окружающее резко снижена. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают вспышки немотивированного гнева, у других — вялость и безразличие ко всему окружающему. Дети, страдающие идиотией, необучаемы и традиционно находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых ).

Слайд 26

МКБ-10 легкая (IQ 40-69) умеренная (IQ 35-49) тяжелая (IQ 20-34) глубокая (IQ < 20)

Слайд 27

Олигофрения Дифференцированная Недифференцируемая

Слайд 28

Олигофрении, обусловленные наследственными факторами Истинная микроцефалия Дизостотические формы: синдром Крузона и др . Ксеродермические формы (синдром Рада ) Энзимопатические формы: фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Марфанаи др .; Болезнь Лоуренса- Муна-Барде-Бидля и др . Обусловленные хромосомными аберрациями Вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей

Слайд 29

Олигофрении, вызванные внутриутробным поражением зародыша и плода Вирусными инфекциями, например краснухой беременных Врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом и другими инфекциями Гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами

Слайд 30

Олигофрении, обусловленные вредными факторами перинатального периода и первых 3 лет вне утробной жизни: Обусловленные иммунологической несовместимостью крови матери и плода, например, конфликтом по резус-фактору Вызванные асфиксией плода новорожденного, а также родовой травмой Вызванные перенесенными в раннем детстве инфекциями и черепно-мозговыми травмами Атипичные, обусловленные врожденной гидроцефалией или краниостенозом, сочетающиеся с ДЦП, недоразвитием отдельных систем головного мозга, тяжелыми нарушениями сенсорных функций

Слайд 31

Подход к исследованию умственной отсталости путем деления ее на два вида Органический вид Культурно-семейный вид Определение У человека имеются четкие органические причины умственной отсталости. У человека не имеется очевидных причин отсталости. Иногда умственная отсталость есть и у другого члена семьи. Особенности Характерен для людей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Встречается примерно с одинаковой частотой во всех этнических группах и социально-экономических уровнях. Чаще связан с другими физическими нарушениями. Характерен для людей с легкой умственной отсталостью. Чаще встречается у людей, принадлежащих к этническим меньшинствам и низкому социально-экономическому уровню. Редко связан с физическими нарушениями Причины Пренатальные (генетические заболевания, нарушения внутриутробного развития). Перинатальные (преждевременные роды, аноксия). Постнатальные (черепно-мозговые травмы, менингиты). Полигенные (например низкий IQ родителей). Средовая депривация. Необнаруженные органические состояния

Слайд 32

Риск повторного возникновения умственной отсталости в семье Члены семьи с умственной отсталостью Процент детей, страдающих умственной отсталостью, % Никто из родителей 8 Брат или сестра 12 Один из родителей 20 Оба родителя 41

Слайд 33

Физические нарушения у детей с умственной отсталостью Умственная отсталость от умеренной до глубокой (IQ < 50), % Легкая умственная отсталость (IQ = 50-70), % Сенсорные нарушения 11 2 Эпилепсия 32 7 Церебральный паралич 28 6

Слайд 34

По М. С. Певзнер Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм: неосложненная; олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные); олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов; олигофрения с психопатоподобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Слайд 35

Неосложнённая олигофрения Клиническая картина: Относительно поверхностное (не глубокое) диффузное поражение полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии нарушений ликвообращения. У данной категории детей нет грубых нарушений органов чувств, двигательной, познавательной и эмоциональной сферы.

Слайд 36

Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. Интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. Лабильные дети В разные периоды жизни или деятельности процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, и наоборот. Смена процессов происходит через пароксизмальные состояния. а) дети с преобладанием процессов активного возбуждения. Психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. б) Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные.

Слайд 37

Олигофрения с нарушением функций анализаторов У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. К этиологическим факторам данного вида олигофрении относят генетические формы, связанные с нарушениями обмена, внутриутробного развития плода, а также асфиксии новорожденных, родовые травмы, ранние постнатальные поражения.

Слайд 38

Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные.

Слайд 39

Особенности развития познавательной сферы Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений.

Слайд 40

Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присуши и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Слайд 41

Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Слайд 42

Развитие умственно отсталого ребенка определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа .

Слайд 43

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Многие ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению

Слайд 44

Возбудимые дети Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен .

Слайд 45

Заторможенные дети Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания.

Слайд 46

Дети с сохранным поведением Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно. Единственное, что , они делают, — пытаются засунуть предмет в рот или стучат им по столу или полу.

Слайд 47

Эти стереотипные действия не проявление любознательности, а плохая привычка. Нередко дошкольники безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.

Слайд 48

Изменения в развитии Умственная отсталость не всегда является заболеванием на всю жизнь. Хотя она — относительно стабильное состояние в течение детства и зрелого возраста, показатель IQ любого человека может повышаться или понижаться в зависимости от уровня нарушений и типа отсталости. Дети, страдающие легкой умственной отсталостью могут при надлежащем обучении и возможностях сформировать хорошие адаптивные навыки в других областях, и их уровень нарушений станет недостаточным для диагноза «умственная отсталость».

Слайд 49

Основная причина умственной отсталости ребенка, безусловно, влияет на степень, в которой могут меняться его IQ и адаптивные способности. Дети с синдромом Дауна в целом не являющиеся типичным примером протекания умственной отсталости, могут достичь успехов в среднем школьном возрасте, а затем, со временем, их IQ может снижаться. Например, от года до шести лет дети с синдромом Дауна зачастую демонстрируют значительные возрастные успехи в адаптивном функционировании, но по мере взросления их темп развития выравнивается или даже замедляется.

Слайд 50

Когда они становятся старше, в социальном развитии их так же наблюдается замедление темпа. Это наблюдение получило название гипотезы замедления и стабильности , которая утверждает, что у детей с синдромом Дауна периоды успехов функционирования могут чередоваться с периодами медленного продвижения, вплоть до нулевого. Хотя такие дети продолжают развивать свой интеллект, в течение детства у них это получается все медленнее и медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...