Организация условий индивидуализации образовательного процесса дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Материал для педагогов: из опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация условий индивидуализации образовательного процесса дошкольников

(из опыта работы)

                                                                       

                                                                           Подготовила: учитель-логопед

                                                                            Шумайлова Е.В.

     Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Реализуя принцип индивидуального подхода, педагог должен помнить, что  педагогический процесс должен строиться на основе:

- медицинских показателей здоровья ребенка ;

- учета психо - физиологических особенностей ребенка, его темперамента и складывающегося на его основе характера (молчаливых детей не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала задать вопросы о том, что они хорошо усвоили; при работе с медлительными детьми следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не спрашивать первыми);

- учета особенностей нервной системы, которая обуславливает такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность (непосед, подвижных детей располагать поближе к взрослому, легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям предложить повторить задание, причем персонально к ним обратиться: «Таня, Ваня, слушайте внимательно, потом повторите сказанное»);

- учета темпа и общего уровня развития ребенка (более развитым детям давать усложненные задания; с детьми, медленно и слабо справляющимися с заданиями необходимо предлагать  аналогичные задания до коллективного занятия)

- учета умственных способностей и эмоционально-нравственного развития ребенка;

- учета склонностей и интересов ребенка.

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

    В нашей  группе дети поделены на подгруппы в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. В занятиях один вид деятельности часто сменяет другой. Это обеспечивает хорошую работоспособность детей, производительность внимания на занятиях. Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Общение с детьми проходит в непосредственной дружеской форме. Ребенок имеет право на любое поведение и даже отказ от занятия. Задача педагога - сделать занятие привлекательным и интересным для любого ребенка. Единственное правило: всем должно быть интересно, и взрослые, и дети охвачены единым порывом творчества.

Поэтому, на занятиях с детьми использую нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу, логоритмические упражнения.

Детям не приходится скучать, им интересно работать не только головой, но и руками.

Одним из приемов, который мне наиболее интересен в работе с детьми с ЗПР, работа с песком – “Песочная терапия”.

Игры с песком очень помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.

Малыш не боится играть, рисовать в песке, потому, что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно.

Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.

Еще детям нравится выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радуются они, когда все получается.

Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, можно использовать при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук и т.д.

Во время динамической паузы на занятии мы с детьми можем путешествовать по поляне, по лесу, плыть по морю. Под музыку мы превращаемся в бабочек, улиток, ветер, морские волны и др. Детям очень нравится фантазировать, и они подсказывают мне, в какое путешествие можно отправиться.

Ну, а самое главное это то, что дети учатся правильно выражать свои мысли, дышать, слышать музыку. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки, что немаловажно для детей с ЗПР.        

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"

В данной презентации можно найти варианты оформления портфолио дошкольника и памятку для воспитателей по ведению портфолио...

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Индивидуализация образовательного процесса дошкольников

Индивидуализация образовательного процесса дошкольников...

Взаимодействие с родителями в условиях индивидуализации образовательного процесса в ДОУ.

Актуальность проблемы       Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, тем более с переходом на новые российские стандарты &ndash...

Направление «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Наименование проекта: «Кладовая времени»

Актуальность.Согласно ФГОС ДО образовательная область Программы «Познавательное развитие» направлена на «формирование представлений … числе… пространстве, времени...