Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
консультация (подготовительная группа)

Филиппова Эльвира Борисовна

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.

В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования.  Обеспечить становление личности ребенка и раскрыть его индивидуальные особенности воспитателю помогает технология «портфолио дошкольника».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО

Портфолио дошкольника — это первая ступенька, которая помогает малышу раскрыть свое «Я»: свои чувства, переживания, победы, разочарования, открытия.  

Это - своеобразная «копилка»  личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, его «побед».  Однако, портфолио дошкольника – это не только папка, в которой мы собираем и храним всю информация о ребенке, его успехах и наградах, это ещё и результат нашего сотрудничества с родителями по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. Таким образом,  портфолио раскрывает условия жизни и творчества ребёнка, как дома, так и его успехи в детском саду.

Применение этой технологии дает возможность педагогу лучше понять ребенка и разработать индивидуальный маршрут его развития.  Учитывая информацию, которую содержит  портфолио дошкольника, его можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко).

Таким образом, целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов  развития дошкольника, его усилий, прогресса  и достижений в различных областях, демонстрация  всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодушных родителей. Проводили консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.

Таким образом, теперь в центре внимания находится ребенок с его индивидуальными и возрастными особенностями. При организации образовательной деятельности современный педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка,  при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Актуальность:

личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.

Портфолио дошкольника — это первая ступенька, которая помогает малышу раскрыть свое «Я»: свои чувства, переживания, победы, разочарования, открытия.  

Это - своеобразная «копилка»  личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, его «побед».  Однако, портфолио дошкольника – это не только папка, в которой мы собираем и храним всю информация о ребенке, его успехах и наградах, это ещё и результат нашего сотрудничества с родителями по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. Таким образом,  портфолио раскрывает условия жизни и творчества ребёнка, как дома, так и его успехи в детском саду.

Применение этой технологии дает возможность педагогу лучше понять ребенка и разработать индивидуальный маршрут его развития.  Учитывая информацию, которую содержит  портфолио дошкольника, его можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко).

Таким образом, целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов  развития дошкольника, его усилий, прогресса  и достижений в различных областях, демонстрация  всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

Технология «Портфолио»

является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Термин- портфолио.

(от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой,

 "- показать все, на что ты способен".

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду, это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Цель: 

Сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

Работая над портфолио мы выделили для себя следующие задачи:

1. Определить форму и содержание портфолио

2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка.

3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию.

4. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») .

5. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Родители должны принимать самое непосредственное участие в оформлении портфолио. Нами были разработаны следующие способы сотрудничества: анкета для родителей «Какой мой ребенок», сочинения на темы: «О моем малыше», «Таланты моего малыша», «Тайны моего ребенка», «корзинка пожеланий», проведение семинара-практикума, на котором совместно мы определяем структуру портфолио, систематичность наполняемости, форму  

Портфолио можно разделить на несколько видов.

1.Электронный портфолио. 

Является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point

+ позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.

- Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

2. Портфолио-раскраска. 

В печатном варианте:

 - это одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.  

1.Автобиография – пишется со слов ребёнка.

2.Моя группа – описание

3.Мои друзья – друзья могут быть из группы, со двора и т.д.

4.Я расту – можно указать возраст, вес, рост, сделать подборку видео- и фото- материала, где видно как ребёнок растёт, взрослеет.

5.Мои любимые книжки – перечень любимых книг, можно сделать гиперссылки на материал, где ребёнок рассказывает о своей любимой книге.

6.Моё творчество – ребёнок сам выбирает какие рисунки, поделки он хочет видеть в этом разделе.

7.Мои награды и достижения – здесь грамоты, благодарственные письма, награды.

8.Мои путешествия – фото, можно добавить описание отдыха (опять же со слов ребёнка), сделать гиперссылки на папку с фотографиями (если их много).

9.Мои мечты – рисунки, рассказ ребёнка, пути к достижению цели. У нас показано как наша девочка идёт к одной из своих целей (посещает занятия гимнастики и уже выступает).

10.Отзывы и пожелания – здесь могут оставлять свои отзывы и пожелания родители, воспитатели, друзья.

3. Печатное портфолио одно из самых традиционных.

Создаётся в виде папок, картотек.

4. Веб – портфолио.

Портфолио или портфель достижений - это копилка личных, образовательных, профессиональных, творческих достижений его владельца.

Проект создания социальной сети 4portfolio.ru ориентирован на ведение интерактивного веб-портфолио самыми различными категориями пользователей от воспитанника детского сада, ученика школы и студента до профессионала.

Социальная сеть 4portfolio.ru предназначена для создания и ведения портфолио в виде страничек сайта, где пользователь легко и просто размещает свои наиболее значимые достижения в учебе или в работе, ведет веб-портфолио и общается в сети. Например, размещает эссе или рисунки, фото и видео, словом все, что может храниться в электронном виде.

Но социальная сеть 4 портфолио – это не просто копилка файлов. На портале есть возможность постепенного формирования резюме, ведения записных книжек и блогов.

Реализация на портале функционала социальной сети дает пользователям возможность общаться со своими друзьями, создавать новые сообщества или вступать в уже существующие. Создавая этот проект авторы исходили из того, что постепенное формирование личного Интернет - пространства каждого пользователя для демонстрации индивидуальных достижений, самопредставления, самооценки и самореализации, обмена мнениями и идеями будет способствовать формированию единого информационного пространства общества.

Интерактивное веб-портфолио - это довольно новый вид систематизации и представления информации. Портфолио на сайте можно сделать красочным, ярким, с множеством интересных эффектов (фото, рисунки, видео, аудио материалы).

Ведение веб-портфолио дошкольника позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта (Т. Г. Новикова ).

Старшие вместе с ребенком создают странички портфолио, вводят необходимую информацию в электронном формате. На страничках портфолио будут помещаться лучшие работы.

Взрослые контролируют безопасность представленной информации, они определяют права доступа другим пользователям к страничкам ребенка.

Вести свой портфолио могут как воспитанники детских образовательных учреждений, так и дети, которых воспитывают дома мамы, бабушки или няни.

Итог.

 Хорошо когда дети принимают участие в оформлении и работе над портфолио, так как основной целью применения портфолио - способствовать самоанализу ребенка и его осознанию особенностей собственного процесса обучения.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Исходя из этого можно выделить несколько функций портфолио:

-  диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и

физический) за определенный период времени, наличие интересов и склонностей;

-  целеполагающая  - поддерживает воспитательно-образовательные цели (чему мы обучаем

ребенка и для чего);

-  мотивационная - поощряет ребенка к достижению  результатов;

-  содержательная - раскрывает весь спектр деятельности воспитанника и его семьи;

- развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

-  рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Алгоритм  работы над портфолио.

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка» проводили следующим образом:

Работа с педагогами. Работа с детьми. Взаимодействие с родителями.

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка структуры портфолио.

3. Оформление образца портфолио ребенка.

4. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

5. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ

6. Рассматривание образцов портфолио.

7. Индивидуальная беседа с детьми.

8. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

9. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.Одно из главных условий – это добровольность.

Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио.

Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Предлагаю следующие варианты структуры портфолио.

1. Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:

- "Какой он (ребенок) хороший";

- "Какой он умелый";

- "Какой он успешный".

Наполняемость блоков определяется педагогами и родителями.

Приведу примеры.

Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя следующие материалы:

- сочинение родителей о ребенке;

- размышления воспитателей о ребенке;

- неформальная беседа "Расскажи о себе";

- интервью у друзей, других детей;

- самооценка по тесту "Лесенка";

- книжках в картинках - "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;

- психолого-педагогическая характеристика ребенка;

- корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;

- благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка;

- иллюстративные документы - фото-, видеоматериалы.

В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).

Блок "Какой ребенок умелый" может содержать такие материалы:

- анкеты для родителей;

- отзывы воспитателей о ребенке;

- неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";

- рассказы детей о ребенке;

- рассказы педагогов по кружковой работе;

- оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);

- мнение социального педагога;

- оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);

- характеристика психолога (познавательные интересы);

- грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах;

- иллюстрации "умений" - фото-, видеоматериалы.

Блок "Какой ребенок успешный" может содержать:

- отзыв родителей о ребенке;

- рекомендации воспитателей; рассказ ребенка о своих успехах;

- заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат - реальные достижения);

- творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;

- свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;

- заметки социального педагога;

- выводы заведующего, заместителя заведующего по методической и воспитательной работе;

- документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;

- грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;

- иллюстрации успешности - фото-, видеоматериалы.

Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:

1. личностных качеств;

2. представлений и умений;

3. творческих возможностей и способностей.

2. Возможен другой вариант структуры портфолио.

Портфолио состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет свое название и содержание:

Раздел 1. «Давайте познакомимся»

Фото.   Фамилия,   имя   ребенка. Номер группы.

Рубрика: «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...».

Раздел 2. «Я расту!»        

Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):

«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т. д.

Раздел 3. «Портрет моего ребенка»

Сочинение родителей о своем малыше.

Раздел 4. «Я мечтаю...»

Высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...»,  «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела».

Раздел 5. «Вот что я могу!»

Образцы   творчества   ребенка (рисунки,  рассказы,  книги-самоделки...).

Раздел 6. «Мои достижения»

Грамоты, дипломы (не только от детского сада, но и от мэрии, Департамента  культуры,   предприятий, средств массовой информации, проводящих различные конкурсы и соревнования).

Раздел 7. «Посоветуйте мне...»

Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8. «Спрашивайте, родители!»

Вопросы родителей специалистам ДОУ.

Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском саду.

Таким образом, воспитатели,  педагоги и родители помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.

Работа над созданием портфолио сближает всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио  – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Перечень литературных источников:

1. Белая К.Ю. «Портфолио участников образовательного процесса В ДОУ»,

УЦ Перспектива,2011

2. Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. «Портфолио в ДОУ», Скрипторий – 2009.

3. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»,

«Детство –пресс», 2012.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Индивидуализация педагогического процесса в условиях ФГОС.

Выступление на педсовете на тему: индивидуализация педагогического процесса...

Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»

Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"

В данной презентации можно найти варианты оформления портфолио дошкольника и памятку для воспитателей по ведению портфолио...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Индивидуализация образовательного процесса в условиях ФГОС

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия....