Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ"
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гусева Светлана Константиновна

У каждого ребенка с момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребро – кулак – ладонь. Нейропсихологическое упражнение. Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

Упражнение «Кулачок». Дыхательное упражнение. Вдох – максимально сильно сжимаем кулаки, выдох – разжимаем.

Рисование двумя руками «Треугольники, круги». За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники.

«Молчу — шепчу — кричу». Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/08/s_5e3ed480178c4/img1.jpgУпражнение «Цветочки». Кисти рук – цветочки (сложены бутончиком), пальцы – лепесточки. Лепесточки раскрываются в определенной последовательности. На правой руке – средний и безымянный палец, на левой – указательный и мизинец. Далее меняются положения пальцев. 

https://sun9-25.userapi.com/impg/Fry7X7XdbdsbAlTqsAqY1faDnzqKSyag2hpl3w/EdOq789CftY.jpg?size=424x600&quality=96&sign=318c548a807eedc1f9e1116db94ff2dc&type=albumhttps://spanishlove.ru/wp-content/uploads/2019/10/krug.jpghttps://duoskin.ru/novosti/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.jpgГлазодвигательное упражнение «Восьмерки». Выполнять сначала левой рукой - активизируем правое полушарие, потом правой - активизируем левое полушарие, затем двумя руками одновременно для синхронизации работы обоих полушарий. Упражнения, по мере усвоения, необходимо усложнять – делать максимально быстро, выполнять через хлопок, выполнять с закрытыми глазами, чтобы отключить зрительный контроль.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Буратино»

Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Выполнила:

Гусева С. К.,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Тутаев,

2023г.

У каждого ребенка с момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки.

https://i.pinimg.com/originals/bd/98/1f/bd981f41bc006d97198789e21fac6d3c.pngРебёнок использует любую двигательную активность. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсорномоторного развития.

Внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых в игровой форме когнитивных и моторных навыков, отработка их переводится на непроизвольный уровень, что дает ощущение легкости усвоения. Кроме того, внимание всех детей приковано к возможным ошибкам партнера (понижающим его шансы на выигрыш), что формирует собственный контроль – важнейшее условие преодоления трудностей в обучении. Игра широко использует не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, что обеспечивает для ребенка, в том числе и для ребенка с речевыми проблемами, возможность эффективного общения со сверстниками. Предоставляя условия для общения таким детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие этот естественный процесс. Игровые формы коррекции эффективно способствуют формированию произвольной регуляции сначала игрового, а потом и общего поведения ребенка.

В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения - растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнения на развитие переключаемости внимания.

https://www.zaiushka.com/wp-content/uploads/2019/10/%D0%9D-%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B8-%D0%9D.jpgМожно взять любой текст или карточки с набором букв. 

Задание для ребенка – обведи все буквы «А» в кружочек, а все буквы «Н» зачеркни крестиком.

Задача ребенка максимально быстро и правильно проработать эту страницу важно, чтобы ребенок сконцентрировано полноценно несколько минут этим занимался. Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

https://xn-----mlcbpbaajirchhb2bshcg5a6c8i.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/01/%D0%A0%D0%B8%D1%81.6-%D0%A1%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg• Сминаем двумя руками одновременно два листочка бумаги, а потом разглаживаем их. Упражнение выполняется навесу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее делать это упражнение. Это упражнение направлено на развитие внимания у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы коррекционных игр и упражнений, используемых в образовательном процессе по развитию познавательной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями

Предлагаю вашему вниманию подборку коррекционных игр и упражнений , направленных на  развитие познаательной деятельности дошкольников, которые вы можете использовать в работе с дошкольниками как...

Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей "

Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей"...

Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ЗПР"

Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится ...

Буклет Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ЗПР

Нейропсихологические  упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма....

Кинезиологические упражнения как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста

За последние годы среди дошкольников возрос процент детей c низкой познавательной активностью. Это накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Как поддер...