Сенсорная коробка - средство развития речевых способностей у воспитанников с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Некрасова Ольга Александровна

Сенсорная коробка - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри тем самым стимулировать его речевое, познавательное и моторное развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_nekrasova.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная коробка -  средство развития речевых способностей у воспитанников с ОВЗ.

Ребенку два, три, четыре года, а он не говорит.  Что делать? Как помочь молчуну заговорить?

На сегодняшний день существуют разные подходы к коррекционной работе с неговорящим ребенком.  Одни специалисты будут предлагать сначала заняться развитием неречевых психических функций, сенсорики, моторики ребенка, для того чтобы создать фундамент для развития речи. Другие порекомендуют заниматься развитием неречевых психических функции и речи одновременно. Третьи будут настаивать на прохождении с неговорящим ребенком пути развития речи в онтогенезе, то есть в норме.  Считаю  правильным совмещение первого и второго вариантов.  Будем заниматься развитием неречевых психических функций ребенка, его сенсорики, моторики и одновременно пойдем по пути развития речи в норме: от вызывания звуков до формирования фразовой речи. Решить эту нелегкую задачу мне помогают «Сенсорные коробочки».

С.К. - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри тем самым стимулировать его речевое, познавательное и моторное развитие.  

Важно! Соблюдать в работе с неговорящими детьми следующие правила:

  • Ребенку должно быть интересно.
  • Начинать работу нужно с чего-то необычного, волшебного, удивительного.
  • Играть так, чтобы ребенок заговорил.  

Игры, описанные в пособии, подойдут как детям раннего возраста, также будут интересны и старшим дошкольникам, имеющим проблемы речевого развития. Игровые сценарии, которые описаны ниже, универсальны. Обращаю ваше внимание: в пособии даны варианты игр для неговорящих детей. Вы же можете усложнять или упрощать инструкции к играм: все зависит от индивидуальных возможностей ребенка и ваших актуальных задач.

Хочу порекомендовать вам примерный перечень первых слов, которые можно вводить в активный словарь ребенка в каждой игре, а также некоторые слова будут подходят для наполнения коробочки (сено, мука, вода, вата, кофе, пена, сова, Маша, миша, зая, лес, сани, лето, ноги, кеды, бусы, ваза, киса и т.д.); облегченные слова (ой, ай, бух, бах, бам, фу, ах и т.д.), глаголы (ищи-ищу, тяни-тяну, рви-рву, жми-жму, вези-везу, кати-качу и т.д.)

Перейдем к упражнениям и играм разработанных на основе набора «Сенсорных коробочек», способствующих запуску речи детей. Приведём некоторые из них:

  1. Игра «В зимнем лесу»

Цель: знакомство с названиями диких животных, развитие понимания речи, расширение активного словаря, формирование речевого дыхания.

Ход игры: взрослый озвучивает ребенку, что сегодня они попали в лес. В лесу встретились лиса, Миша (медведь), зая (заяц, зайка), волк, белка. Взрослый поясняет, что в лесу начался снегопад. Педагог бросает снег (вата, пенопласт и т.д.) вместе с ребенком. Снег нужно бросить так, чтобы под ними оказались животные.  Далее взрослый предлагает ребенку спасти животных от холода, освободить от снега подуть на них.

По ходу игры постоянно стимулирует речь ребенка, задает вопросы типа (Кто живет в лесу? Кто это? На кого падает снег? Ищи. Кто там? и другие).

  1. Игра «Подарки» 

Цель: знакомство с названиями диких животных, развитие понимания речи, расширение активного словаря, обогащение сенсорного опыта.

Ход игры: Взрослый с ребенком создает сказочный сюжет (выкладывает сенсорные дорожки из ленточек, косточек, пластилина, ракушки и т.д.).

Затем взрослый рассказывает придуманный сюжет сказки и все действия сопровождает обыгрыванием с помощью сенсорной коробки. Рассказывает сказку простыми короткими предложениями. Во время разыгрывания сюжета вставляем слова, доступные для произнесения ребенком, задаем ему вопросы.

  1. Игра «Крокодилы» 

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, обогащение сенсорного опыта.

Ход игры: Взрослый с ребенком создает сказочный сюжет. Затем обыгрывает его:

- Смотри, какие смешные кродильчики.

- Ой! Они кусаются. АМ! АМ!

- Давай напугаем их, чтобы они не кусались.

- Делай как я, говори БАМ и бросай кубик (из поролона).

Ребенок выполняет с педагогом действия.

Во время разыгрывания сюжета вставляем слова, доступные для произнесения ребенком, задаем ему вопросы.

Во время разыгрывания сюжета вставляем слова, доступные для произнесения ребенком, задаем ему вопросы.

Таким образом, использование развивающей многофункциональной игры «Сенсорные коробочки» позволяет заинтересовать ребёнка в процессе общения с педагогом, развить память, внимание, восприятие, мышление, эмоционально-волевую сферу и кожно-кинестетическую чувствительность малыша, познакомить его с элементарными математическими понятиями и выработать речевую активность, то есть сформировать базу для полноценного развития речевой функции. Всё это необходимо в организации коррекционно-развивающей среды, направленной на преодоление задержки речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей у глухих детей с КИ

Обучение нотной граммате и первые азы игры на фортепияно...

Игра как средство развития речевых способностей у детей дошкольного возраста

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами»....

использование лэпбука как средство развитие речевых способностей детей в подготовительной группе.

Презентация работы по развитию речи с использованием лэпбука "Сказки А.С. Пушкина"...

Сообщение на ММО на тему: «Сенсорная коробка как основа речевого развития ребёнка»

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды....

Ментальные карты как средство развития речевых способностей у старших дошкольников

Ментальные карты как средство развития речевых способностей у старших дошкольников...

Мастер-класс "Сенсорная коробка- средство для сенсорного развития для детей младшего возраста"

Сенсорная коробка –  это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри....

Консультация «Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка»

Слайд 1.При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста, большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. Сенсорный опыт является базовым для развития всей психи...