Стимулирование речевого развития детей 2-4 лет
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Как развить речь у ребенка от 2 до 4 лет? В данной статье приведены рекомендации для родителей на эту тему, описаны игры и упражнения, стимулирующие развитие речи детей 2 - 4 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование речевого развития
детей 2-4 лет
Подготовили
Учитель – логопед первой кв.категории
Новикова Н.М.
Учитель – логопед первой кв.категории
Кузнецова В.С.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.
Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговора с ним. Больше разговаривайте с детьми. Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи, у него обогащается словарь. Рассматривайте с детьми сюжетные картинки, при этом необходимо побуждать малыша строить предложения. Для этого необходимо задавать вопросы, например, «Что делает девочка? Куда она идет?» и т.д.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
В раннем дошкольном возрасте важными факторами для формирования правильного звукопроизношения у детей являются развитие артикуляционной моторики, направленной сильной воздушной струи, фонематического слуха.
В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно, когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Такие обыгрывания можно проводить с понравившейся ребенку игрушкой. Игра - это основной вид деятельности дошкольников.
Артикуляционная гимнастика.
Как говорилось выше, одним из факторов, способствующих формированию правильного произношения звуков детьми, является хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л);
2.артикуляционныеупражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты;
3.артикуляционная гимнастика очень полезна детям,про которых говорят«каша во рту»(т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
• Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
«Улыбочка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.
«Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.
«Хоботок». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.
«Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10 «Сердитая кошечка» Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
«Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.
«Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.
«Заборчик». Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.
Это некоторые основные упражнения, их намного больше.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Это такие упражнения, как:
«Часики»
Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели»
Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Лошадка»
Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобынижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за зубами и поводить им из стороны в сторону.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме«чашечки»облизать верхнюю губу.
«Маляр»
Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
С детьми совсем раннего дошкольного возраста можно выполнять «вкусную артикуляционную гимнастику:
Вкусная артикуляционная гимнастика
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой.
Один из вариантов подготовки артикуляционного аппарата - это массаж зубной щеткой, который родители могут выполнять самостоятельно дома. Массаж занимает 5-7 минут, но является очень эффективным. Особенно когда у ребенка есть определенные проблемы с тонусом языка и губ. У данного массажа есть противопоказания (см. Памятку). Как его выполнять и комплекс упражнений будет вам предоставлен в памятке.
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Воздушная струя.
Некоторые родители, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать ребенок и так умеет прекрасно». Но в таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно.
В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию.
Важно понимать, что правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Какие же существуют игры для развития дыхания?
Рекомендую начать с забавных для ребенка игровых упражнений:
• «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?»
• «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
• «Свеча» - задуть свечу резким выдохом. Маленькие свечи можно запустить плавать в миску с водой, так ещё интереснее. Помним о технике безопасности!
• «Одуванчик» - сдуть семена-пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик.
• «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
• «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
• «Снежинка» - сдуть с ладони бумажную снежинку. Можно заменить снежинку ваткой, ватным шариком, кусочком бумажной салфетки.
• «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
• «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.
• «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
• «Рыбки плавают» - подуть на бумажную рыбку (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например, к люстре).
• «Вертушки» - подуть на вертушку, как бы имитируя «сильный ветер». Взрослый может сопровождать действия ребёнка стихами:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
• «Дудочка», «Свистулька», «Губная гармошка» - учить извлекать звук из музыкального инструмента, в который надо дуть.
• «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
• «Воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик, соревнование «Чей шарик полетит выше/ дальше?»
• «Спортивный свисток» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»
• «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой лёгкий шарик). Можно дуть в трубочку (из-под сока или коктейля, а вместо шарика использовать кусочек ваты.
• «Кто там?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).
• «Футбол» - подуть на шарик, чтобы он оказался «в воротах». «Ворота»устанавливаем на столе (кубики, коробка или ворота от игры в настольный хоккей). Эту же игру можно разнообразить, дуя на шарик в трубочку.
• «Сдуй снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки. Можно вырезать варежку из картона и сдувать с неё «снежинку»(кусочек ватки)дома.
• «Погрей руки» - вдыхать через рот и дуть на «озябшие»руки.
• «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
• «Песня ветра» - подуть на китайский колокольчик «песня ветра», подвешенный на уровне лица ребёнка. Предложить подуть сильнее, чтобы звук стал громче.
• «Шторм в стакане» - подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
• «Морской бой» - через трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. Хорошо играть во время купания.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Фонематическое восприятие.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается. Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха выпадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.
Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Родители часто жалуются, что у их ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
* Первый уровень — узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
1.Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
2.Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
3.Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
4.Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
5.Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
* Второй уровень— различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
1.Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит.
2.Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.
3.Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
* Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.
1.Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
2.Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
* Четвертый уровень — различение слогов.
1.Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
2.Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
* Пятый уровень — различение звуков.
1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.
1.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
2.Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
3.Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак).
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Напомним, что игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.Дорогие родители, хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!
Список использованной литературы:
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет.- М.: АСТ, 2018 г.
- С.Ю. Танцюра «Вместе с малышом. Игры и упражнения», ООО «ТЦ Сфера», 2015 г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук
Опыт работы "Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук"...
Совместное занятие детей с родителями на тему: «Формирование моторных навыков как способ стимулирования речевого развития».
Совместные занятия помогут избежать многих трудностей в становлении речи, так как включают в себя комплекс профилактических мероприятий: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики. ...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста в продуктивной деятельности
Аннотация к статьеВ статье представлены возможности активизации речевого развития детей раннего возраста в процессе освоения ими различных видов продуктивной деятельности. Материалы статьи могут...

Нейроигры как средство стимулирования речевого развития у детей младшего дошкольного возраста
Презентация заявленной темы и опыт работы....

Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение....

Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.Театрализованная деятельность – это представления, в котор...


