Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Власова Галина Алексеевна

Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение.

Основная цель театрализованной деятельности – развитие творческих способностей, становление и развитие коммуникативной компетентности детей, повышение уровня интеллектуальной культуры, воспитание эстетически развитой личности.

Задачи театрализованной деятельности в старшей группе касательно речевого развития старших дошкольников:

- активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;

- развивать диалогическую речь;

- развивать монологическую речь;

- формировать интонационную выразительность речи;

- воспитывать культуру речевого общения;

- продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в дошкольных образовательных учреждениях применяется 6 видов театрализованных игр:

1. Театр на стенде. Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся: фланелеграф; театр теней.

2. Театр на столе. Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть бумажным (или картонным); из природных материалов.

3. Театр «наручный». Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь.

4. Верховой театр. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке. Существует несколько типов верхового театра: тростевой (кукла закреплена на высокой трости); бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы); театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

4. Театр на полу. Для таких постановок используются марионетки.

5. Театр живых кукол. Различают 3 типа театра живых кукол:

- масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

- платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

- театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях ребята из старшей или подготовительной группы).

6. Костюмированные представления. Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Дети перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа .

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида театрализованной деятельности:

1. Театрализованная деятельность, основанная на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

2. Театрализованная деятельность, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

Также выделяют следующие виды игр-драматизаций:

1. Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

2. С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

3. Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других – разработка сюжета по ходу действия.

4. Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т.п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и прочее.

Среди режиссёрских игр театрализованной деятельности выделяют следующие:

1. Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок.

2. Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки.

3. Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

4. Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги, или ткани.

5. Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры – плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

Атрибуты для театрализованной деятельности в дошкольной организации:

- ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);

- костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);

- маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);

- шапочки (самый простой вариант – изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);

- куклы пальчикового театра и др.

Особенности театрализованной деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте:

- становится средством самовыражения личности и реализации способностей;

- углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры – драматизации и режиссёрской театрализованной игры;

- происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр;

- дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета;

- игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые);

- в театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков;

- усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т.д.;

- детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета;

- происходит совершенствование приобретённых навыков.

К организации театрализованной деятельности предъявляют следующие требования:

1. Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.

2. Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.

3. Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.

4. На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Для развития диалогической речи у старших дошкольников педагоги используют возможности театрализованной деятельности. Содержание театрализованной деятельности по восполнению пробелов в развитии диалогической речи направлено на активную работу по:

1. Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2. Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

3. Установлению связности и последовательности высказывания.

4. Развитию качественно построенного диалога.

Н.И. Крюкова считает, что наиболее благоприятные возможности в обучении диалогу открываются в театрализованной деятельности дошкольника с участием педагога на правах персонажа. По мнению автора, «игры этого типа позволяют включить все мотивы, обстановку, стимулы, характеризующие естественные жизненные ситуации, и максимально побуждают ребенка к речи». Н.И. Крюкова отмечает, что речевая деятельность ребенка значительно интенсифицируется, когда он берет на себя роль воспитателя, учителя, родителей, врачей, т.е. людей, часто занимающихся обучением. С этой целью Н.И. Крюкова использует следующий прием обучения – введение основного действующего лица – «Неумейки», которого ребенок «учит», «опровергает его мнение», «советует» и т.д., то есть выступает в необходимой роли.

Г.А. Любина полагает, что в театрализованной деятельности формируются языковые структуры как процесс разделения первоначально слитых игровых и речевых действий и способов соотнесения речевой и неречевой деятельности при порождении высказываний в ситуации диалогового общения.

Н.А. Стародубова считает, что театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие и позволяет развивать следующие речевые умения:

- умение обращаться к другому с просьбой, вопросом;

- умение привлечь его внимание к себе, своему состоянию, деятельности;

- умение прямо адресовать свое обращение;

- умение выслушать, без истерики и торопливости ответить на обращение;

- умение договориться, прийти к согласию в решении спорных вопросов;

- умение использовать слова, помогающие уточнить передаваемую мысль – «мне кажется», «честно говоря» и др. слова, передающие оттенки состояния, трудности в выражении мысли – «не помню», «мне трудно говорить об этом».

Т.Б. Филичева отмечает, что театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие по следующим направлениям:

1. Собственно речевое умение: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, в нормальном темпе пользоваться ситуацией диалога.

2. Умение речевого этикета.

3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для совместных действий, достижения результатов, участвовать в обсуждении.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

А.А. Стойчанова считает, что театрализованная деятельность позволяет стимулировать у старшего дошкольника следующие компоненты речевого развития:

1. Умения, связанные с говорением: вступить в общение со сверстниками и взрослыми, обращаться к собеседнику; использовать средства взаимодействия на адресата речи (только речевые средства); отбирать материал и оформлять его в речи в соответствии с учебной ситуацией; планирование высказывания с учетом ситуации; умение учитывать ситуацию общения в процессе говорения.

2. Умения, связанные со слушанием: выслушать собеседника (сверстника), понять его; осознавать своё коммуникативное намерение в процессе слушания; умение учитывать ситуацию общения в процессе слушания; понимать текст поставленной задачи и адекватно реагировать на неё.

Е.А. Флерина считает, что театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие по следующим умениям:

- умение адекватно реагировать на любое обращение;

- умение понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

- общительность (наличие инициативы и активного ответного отношения в речевом взаимодействии);

- умение вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т.д.;

- умение адекватно реагировать на любые инициативные реплики (коммуникативно целесообразно отвечать на вопросы; толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать согласие или несогласие с мнением собеседников; реагировать на побуждения);

- умение придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

Таким образом, театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение. Театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...

самообразование Тема: «Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»

1.  Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.2.  Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика,...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...

«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...