Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение.
Основная цель театрализованной деятельности – развитие творческих способностей, становление и развитие коммуникативной компетентности детей, повышение уровня интеллектуальной культуры, воспитание эстетически развитой личности.
Задачи театрализованной деятельности в старшей группе касательно речевого развития старших дошкольников:
- активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;
- развивать диалогическую речь;
- развивать монологическую речь;
- формировать интонационную выразительность речи;
- воспитывать культуру речевого общения;
- продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в дошкольных образовательных учреждениях применяется 6 видов театрализованных игр:
1. Театр на стенде. Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся: фланелеграф; театр теней.
2. Театр на столе. Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть бумажным (или картонным); из природных материалов.
3. Театр «наручный». Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь.
4. Верховой театр. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке. Существует несколько типов верхового театра: тростевой (кукла закреплена на высокой трости); бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы); театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
4. Театр на полу. Для таких постановок используются марионетки.
5. Театр живых кукол. Различают 3 типа театра живых кукол:
- масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
- платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
- театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях ребята из старшей или подготовительной группы).
6. Костюмированные представления. Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Дети перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа .
В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида театрализованной деятельности:
1. Театрализованная деятельность, основанная на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
2. Театрализованная деятельность, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.
Также выделяют следующие виды игр-драматизаций:
1. Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
2. С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
3. Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других – разработка сюжета по ходу действия.
4. Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т.п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и прочее.
Среди режиссёрских игр театрализованной деятельности выделяют следующие:
1. Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок.
2. Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки.
3. Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
4. Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги, или ткани.
5. Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры – плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.
Атрибуты для театрализованной деятельности в дошкольной организации:
- ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
- костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
- маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
- шапочки (самый простой вариант – изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);
- куклы пальчикового театра и др.
Особенности театрализованной деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте:
- становится средством самовыражения личности и реализации способностей;
- углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры – драматизации и режиссёрской театрализованной игры;
- происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр;
- дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета;
- игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые);
- в театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков;
- усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т.д.;
- детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета;
- происходит совершенствование приобретённых навыков.
К организации театрализованной деятельности предъявляют следующие требования:
1. Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
2. Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
3. Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
4. На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.
Для развития диалогической речи у старших дошкольников педагоги используют возможности театрализованной деятельности. Содержание театрализованной деятельности по восполнению пробелов в развитии диалогической речи направлено на активную работу по:
1. Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
2. Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
3. Установлению связности и последовательности высказывания.
4. Развитию качественно построенного диалога.
Н.И. Крюкова считает, что наиболее благоприятные возможности в обучении диалогу открываются в театрализованной деятельности дошкольника с участием педагога на правах персонажа. По мнению автора, «игры этого типа позволяют включить все мотивы, обстановку, стимулы, характеризующие естественные жизненные ситуации, и максимально побуждают ребенка к речи». Н.И. Крюкова отмечает, что речевая деятельность ребенка значительно интенсифицируется, когда он берет на себя роль воспитателя, учителя, родителей, врачей, т.е. людей, часто занимающихся обучением. С этой целью Н.И. Крюкова использует следующий прием обучения – введение основного действующего лица – «Неумейки», которого ребенок «учит», «опровергает его мнение», «советует» и т.д., то есть выступает в необходимой роли.
Г.А. Любина полагает, что в театрализованной деятельности формируются языковые структуры как процесс разделения первоначально слитых игровых и речевых действий и способов соотнесения речевой и неречевой деятельности при порождении высказываний в ситуации диалогового общения.
Н.А. Стародубова считает, что театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие и позволяет развивать следующие речевые умения:
- умение обращаться к другому с просьбой, вопросом;
- умение привлечь его внимание к себе, своему состоянию, деятельности;
- умение прямо адресовать свое обращение;
- умение выслушать, без истерики и торопливости ответить на обращение;
- умение договориться, прийти к согласию в решении спорных вопросов;
- умение использовать слова, помогающие уточнить передаваемую мысль – «мне кажется», «честно говоря» и др. слова, передающие оттенки состояния, трудности в выражении мысли – «не помню», «мне трудно говорить об этом».
Т.Б. Филичева отмечает, что театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие по следующим направлениям:
1. Собственно речевое умение: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, в нормальном темпе пользоваться ситуацией диалога.
2. Умение речевого этикета.
3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для совместных действий, достижения результатов, участвовать в обсуждении.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
А.А. Стойчанова считает, что театрализованная деятельность позволяет стимулировать у старшего дошкольника следующие компоненты речевого развития:
1. Умения, связанные с говорением: вступить в общение со сверстниками и взрослыми, обращаться к собеседнику; использовать средства взаимодействия на адресата речи (только речевые средства); отбирать материал и оформлять его в речи в соответствии с учебной ситуацией; планирование высказывания с учетом ситуации; умение учитывать ситуацию общения в процессе говорения.
2. Умения, связанные со слушанием: выслушать собеседника (сверстника), понять его; осознавать своё коммуникативное намерение в процессе слушания; умение учитывать ситуацию общения в процессе слушания; понимать текст поставленной задачи и адекватно реагировать на неё.
Е.А. Флерина считает, что театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие по следующим умениям:
- умение адекватно реагировать на любое обращение;
- умение понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;
- общительность (наличие инициативы и активного ответного отношения в речевом взаимодействии);
- умение вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т.д.;
- умение адекватно реагировать на любые инициативные реплики (коммуникативно целесообразно отвечать на вопросы; толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать согласие или несогласие с мнением собеседников; реагировать на побуждения);
- умение придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).
Таким образом, театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение. Театрализованная деятельность стимулирует у старшего дошкольника речевое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-295673-1381147016.jpg)
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-418345-1610007223.jpg)
План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...
самообразование Тема: «Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»
1. Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.2. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-961686-1508679768.png)
Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/25/picture-1422582-1664105487.jpg)
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-961686-1508679768.png)
«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...