Роль воспитателя социального учреждения в реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства
статья по коррекционной педагогике

Попова Наталья Владимировна

Работа по реабилитации, коррекции и жизнеустройству воспитанников нашего детского дома строиться в соответствие с разработанными и утвержденными планами развития и жизнеустройства (ИПРЖ). Данная статья раскрывает роль воспитателя в разработке и реализации данного плана.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_realizatsii_iprzh.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя социального учреждения в реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства

Попова Наталья Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Сегодня многие специалисты в области работы с детьми, оставшимися без родительского попечения, отмечают необходимость усиления социальной и воспитательной работы с детьми, пребывающими временно в социальных учреждениях (детские дома, приюты, центры), их правовой защите, полноценному включению в жизнь общества.  

Работа по реабилитации, коррекции и жизнеустройству воспитанников нашего детского дома строиться в соответствие с разработанными и утвержденными планами развития и жизнеустройства (ИПРЖ). Какова же роль воспитателя в разработке и реализации данного плана.  На первоначальном этапе конечно же проводится изучение особенностей ребенка и истории его жизни до попадания в социальное учреждение. Опыт прошлых лет жизни ребенка накладывает большой отпечаток на его актуальное состояние, уровень развития, поведение, привычки и много другое.  В процессе нахождения ребенка в группе детского дома, наблюдения организованного воспитателем в естественных условиях, устанавливаются сильные и слабые стороны ребенка, уровень развития личностных качеств, знаний, умений и навыков, уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков, на предмет соответствия / не соответствия возрастным нормам.  

После проведения работы по сбору информации об актуальном состоянии ребенка, уровне сформированности его речевой, познавательной, культурно-гигиенической, творческой, коммуникативной, поведенческой и других сфер, нами определяются конкретные цели и задачи в организации реабилитационной работы с ребенком. План включает в себя конкретные мероприятия, которые поводятся воспитателями в течение полугода, по их завершению отмечаются изменения, динамика и результаты   работы по реализации плана работы. Учитывая, тот факт, что воспитанники очень много времени проводят рядом с воспитателем, воспитателю в процессе реабилитации ребенка отводится одна из главных ролей по исполнению ИПРЖ, по вопросам социальной адаптации, коррекции и формированию всех личностных качеств. Такая работа проводится нами во всех режимных моментах, на специально организованных занятиях и мероприятиях воспитательного характера. Реализация мероприятий, указанных в плане носит систематичный, комплексный характер выполняются всеми педагогами группы. Проводится целенаправленная работа по формированию самостоятельности, ответственности, осмысленному поведению, взаимному воспитанию, самовоспитанию. Очень часто именно воспитателю первому становятся известны факты из жизни детей, которые объясняет поведение детей со сверстниками, взрослыми, правильное восприятие такой информации, позволяет понять мотивы тех или иных действий ребенка в различных ситуациях, понять необходимость и правильность использования выбранных методов, приемов в работе педагогов с детьми.

Еще одной из важнейших миссий воспитателя, в процессе реализации ИПРЖ является подготовка ребенка социального учреждения к проживанию в семье (кровных родственников, приемных родителей, усыновителей). Воспитатель посредством ежедневной работы, включающей обогащение и расширение социально-нравственных представлений об окружающем мире и обществе в зависимости от возраста, характера, разнообразными и доступными формами, создает образ семьи. Я как воспитатель в процессе реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства, понимаю, что данный план и реализация его мероприятий служит инструментом социальной адаптации, корректировки и реабилитации, научения, закрепления адаптивных форм поведения ребенка. Наличие или отсутствие динамики в формировании выбранных нами целей, позволяет оценить эффективность работы с воспитанником, скорректировать дальнейшую работу с каждым воспитанником.

Консультирование родителей, кандидатов по вопросам жизнеустройства ребенка в моменты их знакомства, временного пребывания детей в семьях граждан, при передаче под опеку и попечительство, при усыновлении, подготовке видеоматериалов проекта «Измени одну жизнь» еще одно важное направление деятельности воспитателя в реализации ИПРЖ, от того насколько полно, грамотно воспитатель представит информацию о ребенке сумеет корректно рассказать о ребенке его положительных сторона, проблемах часто  зависит итог. Ребенок в семье или нет.

 Подводя итог всему сказанному, отмечу что проведение всех коррекционных, реабилитационных, воспитательных мероприятий ИПРЖ направлены единой цели – подарить каждому из наших детей семью, маму и папу.  И мы всегда рады за детей, которым помогли обрести счастье в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...

Индивидуальный план развития учителя - логопеда Бредихиной О.П.по реализации Программы "Развития МБДОУ ДСКВ №52 "Самолётик" на 2012-2014 г.г." (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника

Индивидуальный план развития и жизнеустройства  воспитанника...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В процессе  изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о те...

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.

В нашей стране регулярно растете количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей, а также...