Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шубина Екатерина Александровна

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в творческий процесс.

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника с ОВЗ, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Индивидуальный образовательный маршрут

ребёнка с ОВЗ воспитанника

подготовительной группы

На 2022-2023 учебный год

Составила: Е.А. Шубина

 

Котовск 2022г.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

ЦЕЛЬ:

1. Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в творческий процесс.

2. создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника с ОВЗ, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка с ОВЗ.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛТНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА:

•        выявить особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ;

•        осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку с ОВЗ;

•        способствовать усвоению ребенком основной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

•        создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка с ОВЗ;

•        развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;

•        развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с    окружающими, взрослыми и сверстниками;

•        обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка с ОВЗ, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • Индивидуальная работа
  • Работа в подгруппе

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса

3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.

4. Игры на развитие слухового внимания.

5. Подвижные игры

6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и

     обобщающие понятия одежды и обуви.

7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом            коррекционном направлении

8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.

9. Занятия –консультации с ребенком и семьей

Перспективное планирование деятельности воспитателей.

Месяц

Образователь

ная область

Название игры (упражнения)

Цель

Сентябрь

Познаватель

ное

развитие

Беседа«Времена года»,

«Какие  фигуры лишние»,

Картинки:

«Найди отличия»

«Курочка и цыплята»

Формировать пространственно-временные представления, обогащение словаря и формирование;

Закрепить называния геометрических фигур.

Формировать навыки счета до 10

Речевое развитие:

Артикуляционная гимнастика с зеркалами: «хоботок», «часики» и т.д. Повторить чистоговорки на звук «с», «ш»

Чтение сказок.

Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать.

Художествен

но – эстетическое развитие

Лепка из пластилина

«Яблочки в корзине»;

Игра на муз. инструментах, с музыкальными игрушками

Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной величины.

Развивать умение угадывать на слух, какой инструмент звучит.

Физическое развитие

Игра «Самый меткий»,

«Городки».

И/У«Правой,

левой»

Тренировать в метании шариков в корзинку, в выбивании кеглей ,развивать меткость.

Учить отбивать мяч правой и левой рукой: развивать

координацию движений, ловкость.

Социально – коммуникативное развитие

С/р игра «Больница»,

Беседа «Как правильно себя вести».

Учить воспроизводить цепочку игровых действий с разными видами игрушек.

Развивать у детей чувство такта, закрепить знания о правилах поведения, выработать  у ребёнка навыки культурного поведения в общественных местах.

Октябрь

Познаватель

ное

развитие

Рассматривание иллюстраций об осени. «Путешествие в зеленую страну»

Д/И. «Цифры заблудились»; Д/И «Назови соседа?»

Развивать интерес к природе через рассматривание иллюстраций, закрепить знание осенних месяцев;

Расширять представления о растениях.

Совершенствовать навык порядкового счета;

Учить называть цифры по порядку. Развивать речевой слух и память, развивать зрительное внимание, активизировать словарь; Формировать зрительное внимание.

Речевое развитие:

Задания логопеда

И/у «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?

Пальчиковая игра  «Гроза», «Назови первый звук в слове.»

Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Художественно – эстетическое развитие

« Осенний лес» (рисование ватными палочками) ;

Оригами «корзина с овощами»

Совершенствовать технические умения и навыки рисования ;воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

Повторить правила работы с ножницами; учить правильно, держать их, сжимая и разжимая кольца.

Складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба.

Физическое развитие

Игра «Аисты», «Кто дальше прыгнет», «Удочка»

Учить стоять на одной ножке, сохраняя равновесие; прыжки на двух ногах вместе, учить прыгать в длину с разбега (с места, развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.

Социально – коммуникативное развитие

С\Р игра «Семья»,

«Шофёры»

Закреплять умение участвовать в игровых действиях. Развивать дружеские взаимоотношения. Развивать в игре дружеские взаимоотношения, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Ноябрь

Познаватель-

ное

развитие

«Игра какое число между» «Геометрическая мозаика». Графический диктант, Занимательные задачки.

Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряд.

Закреплять умение называть геометрические фигуры, способствовать развитию внимания и воображения.

Ориентирование на плоскости листа в клеточку.

Развивать умение решать задачи.

Речевое развитие

Упражнения:

«Тихо – громко говори.», 

«Ухо-нос», 

Д/и «Назови ласково».

Артикуляцион

ная гимнастика: «Заборчик», «Улыбка»

Развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Развитие навыков словообразования.

Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

Укреплять мускулатуру языка.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Богатый урожай», «Берёзка »

Развивать умение работать кистью, закрашивать нужным цветом фрукты.

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы

Физическое развитие

И/У«Кто дальше бросит», «Попади в цель», «Сбей кеглю»

Тренировать в метании пластмассовых мячей, развивать двигательную активность,

добиваться улучшений координаций движений: развивать меткость, внимание, умение предать силу броску.

Социально – коммуникативное развитие

 С/Р игра «Детский сад», «В Игра «Как Я поступаю»

Игра «Мне нравится в себе»

Закрепление знаний детей о работниках д/с, Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них .Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях.Осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств.

Декабрь

Познаватель-ное развитие

И/У «Вставь пропущенное число»,«Неделькастройся». «Угадай, что убрали»,«Разбери перепутанные варежки»

Расставить цифры по порядку. Учить называть цифры по порядку.

 Выделение лишнего признака

Закрепить названия дней недели.

Игры на сенсорное развитие учить внимательно рассматривать предметы и находить в них сходство и различие.

Речевое развитие

Разучивание скороговорок. Упражнять в произношении звука «З» в слогах и словах.

С/И «Закончи предложение».

Заучивание стихотворения М. Исаковского «Ветер».

Закреплять звукопроизношение поставленных звуков. Выполнение рекомендаций учителя – логопеда.

Учить произносить этот звук твердо и мягко.

Формировать связную и грамматически правильную речь.

Развивать память, речь.

Художественно – эстетическое развитие

 Раскраски «Зимние забавы»,

штриховка, работа с мелким материалом.

Лепка «Дерево», «Снеговик»

Развивать мелкую моторику рук ,закрепить умение правильно подбирать цветовые сочетания, развитие и укрепление навыков рисования.

формирование художественно – эстетических умений и навыков, развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, развитие        раскатывание).

Физическое развитие

П/И«Гуси-лебеди»,

«Проворные мотальщики»,

Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

Социально – коммуникативное развитие

Игры с пластмассовым конструктором типа «Лего».

С/Р игра  «Семья»

Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности.

Побуждать ребёнка творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Январь

Познаватель-ное развитие

Д/и «Собери целое », «Где спряталась игрушка?», «Один – много». «Закрась геометрические

фигуры»».

Занимательные задачки.

Изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между.

Упражнять в названии, последовательности, обозначении чисел в пределах 10.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, повторить геометрические фигуры.

Развивать логическое мышление.

Речевое развитие

И/У«Отвечай – не торопясь.»

Упр.«Подними шарик».

Поручения «Загляни и расскажи».

Совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Развивать речевое дыхание.

Способствовать развитию речи как средства общения; обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование : «Две ели»

Прослушивание музыкальных  произведений.

Лепка:«Игра в снежки»

Учить располагать на листе бумаги две ели рядом: одну выше другой. Продолжать развивать цветовое

восприятие: умение находить среди 2-х оттенков зеленого цвета темно-зеленый.

Развитие слухового восприятия.

Закреплять умения раскатывать предметы круглой и овальной формы, детали прорабатывать пальцами.

Физическое развитие

Упражнение с массажным мячиком. Пальчиковая гимнастка «Если что». П/и «Радуга-дуга»,«Охотники и зайцы»

Развитие тактильной чувствительности, чувства ритма.

Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

Закрепление навыка бега с высоко поднятыми коленями», развитие общей моторики, координации речи с движением.Упражнять в метание мяча в подвижную цель,

Социально – коммуникативное развитие

Д/игра «Правда или нет».

 С.р. игра «Путешествие»

Формирование нравственных представлений, развитие правила поведения с взрослыми. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе.

Февраль

Познаватель-ное развитие

Р/и с блоками Дьенеша «Подбери подходящее», Д/и «Когда это бывает»

Моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали). Группировка фигур по форме, цвету, размеру.

Закрепить  понятия: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.

Речевое развитие

Заучивание стихотворения З. Александровой «Снежок». Обучение рассказыванию «Зима».

Развивать память, речь.

Учить пересказу;

Формировать связную и грамматически правильную речь.

 Учить составлять рассказ по картине.

Художественно – эстетическое развитие

Аппликация «Зимний город».

«Дорисуй» «Составь узор» - составление узора из счетных палочек

Учить вырезать предметы прямоугольной формы, располагая их на всем листе бумаги. Закреплять прием закрашивания.

Учить передавать предметы одной формы, но разной величины. Вырабатывать навык регуляции размаха движений.

Физическое развитие

«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками, «Пробеги и не задень».

И/У«Веселый мяч». П/и «Два мороза»

Развитие ловкости движения.

Развивать умение отбивать мяч одной рукой об пол.

Развивать координацию движений, формировать умение действовать в соответствии с правилами игры, увертываться от ведущего, ориентироваться в пространстве, развитие ловкости ,быстроты реакции, внимания.  

Социально – коммуникативное развитие

И/У«Общение с взрослыми», «Как помириться?».

Игра «Прими решение!

Закрепить знание о том, как мы обращаемся к взрослым, учить проявлять уважение, не перебивать взрослых во время разговора.

 Находить способы примирения и выхода из конфликта без драки.

Обучение детей умению самостоятельно принимать решение.

Март

Познаватель-ное развитие

Д/и «Моя семья»,

«На что похоже».

Математическое лото «Сложение в пределах 10».

Беседа«Птицы прилетели» .Лото «Животные». Д/и «Геометрическая мозаика»

Закрепить знания домашнего адреса, имен родителей и их места работы. Развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям.

Различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание».

Повторить перелётных птиц. Закрепить знание диких и домашних животных. Развивать умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам.

Речевое развитие

 Д/И«Исправь ошибки Незнайки».

Заучивание ст-ния

Ф. Тютчева «Весна». Игра «Доскажи словечко». «Хлопни на звук Ц

Развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове.Формировать связную и грамматически правильную речь. Расширять кругозор ребёнка, называть существенные детали.

Развивать память, речь.

Учить подбирать родственные слова.

Продолжать учить различать звуки в ряду звуков, слогов, слов. Учить отвечать на вопросы по картинке

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование постройки по схеме.

Рисование «Подарок маме»с помощью штампов.

Закреплять умение выполнять постройку по схеме.

Учить соединять правильно детали, чтобы получился нужная модель. Продолжаем собирать из частей одно целое. Закреплять умение рисовать цветы при помощи «штампов», учить закрашивать в правильном направлении ,развивать мелкую моторику ,координацию.

Физическое развитие

И/У «Кто дальше»,

«Перенеси – не урони», п/и«Эстафета парами»

Метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. Правильно выполнять основные движения в метании.  Донести мяч до корзины ,развивать координацию движений.

Закреплять элементы соревнования в игре ,умение действовать сообща.

Социально – коммуникативное развитие

С/Р«Над чужой бедой не смейся», С/Р игра «Супермаркет».

Знакомить с поведением в разных ситуациях.

вести диалоговую речь. Научить  согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, развивать умение договариваться,  самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. 

Апрель

Познаватель-ное развитие

И/У «Четвертый лишний»,«Найди четырехугольник»

Графический диктант. Р/и «Путаница»

Д/и «Угадай, где спрятано»

Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ориентирование на плоскости листа в клеточку.

Формирование представлений о пространстве и времени.

Речевое развитие

Артик-ная гим-ка «Чистим зубки». «Узнай сказку по иллюстрациям». Упр. «Подбери слово», «Раздели на слоги», «Паучок».

Развитие артикуляционного аппарата.

Закрепить знание содержания сказок, развивать память, воображение, мышление, речь.

Учить словообразованию.

Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование

«Обведи по точкам». Раскраски по теме «Перелетные птицы».

«Послушаем тишину».

Лепка  «Ракета»

Учить рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до конца.

Совершенствовать навыки работы с карандашами.

Выполнять качественную штриховку.

Развитие речевого творчества, концентрации детского внимания.

Продолжать учить лепить из нескольких частей, закрепляя приемы раскатывания, прижимания, вытягивания.

Физическое развитие

И/У «Как змейки», «Обручи Сатурна». Прыжки вверх с места «Пройди по узкой дорожке» -

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. развивать прыгучесть, умение Формировать умение катать обручи друг другу. Концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Тренировать в ходьбе по узкой дорожке с сохранением равновесия.

Социально – коммуникативное развитие

С/р игра «Космическое путешествие».С/Р игры по выбору детей

Побуждать  более широко и творчески использовать в игре знания о космосе.

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.

Май

Познаватель-ное развитие

Д/И «Дни недели», «Длинное - короткое» «Что изменилось?»:,.Р/и с блоками Дьенеша.

Альбом «Военная техника»

Закрепить названия  дней недели, развитие зрительной памяти.

Учить сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и так далее.

Различение геометрических фигур: трапеция, квадрат, ромб.

Расширять представление детей о военной технике, развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек.

Речевое развитие

Чтение стихов о войне. Беседы:«Профессии». «Наша страна»,

«Мой родной край»

Закрепить и систематизировать знания о ВОВ, вызвать желание выучить стихотворение о победе. Воспитывать патриотические чувства.

Обучение рассказыванию.

Закрепить знания о символике нашей страны.( флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении.

Художественно – эстетическое развитие

Раскраски по теме «Военная техника». Лепка «Танк».

Рисование«Бегут ручьи» в технике монотипия

Совершенствовать навыки работы с карандашами

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина сдавливание, расплющивание, развитие        раскатывание, расплющивания.

Расширить знания детей о возможностях акварели посредством рисования ... - сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия».

Физическое развитие

И/У«Хождение по мостику», «Путешествие с мячом»,

Закрепить умение ходить по бревну, сохраняя равновесие.

Развивать технику ведения и приёма мяча с соблюдением правил безопасности: упражнять в перебрасывании друг другу

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно -ролевые игры по выбору ребёнка. Беседа«Правила поведения в общественном транспорте», 

Формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой; действовать в импровизации самостоятельно.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...