Картотекак рекомендациям воспитателям - старшая группа
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ткаченко Анастасия Евгеньевна

Картотека к рекомендациям взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе. В картотеке предствлены следующие формы работы: логопедические пятимитку, обучение элементам грамоты, игры и упражнения на развитие координации речи и движений, а так же развитие мелкой моторики рук. Представлен демонстрационный материал и художественная литература по всем лексическим темам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» комбинированного вида г.Шуя Ивановской области

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

к еженедельным заданиям

учителя – логопеда воспитателям

старшей группы компенсирующей направленности

Составитель:

учитель-логопед Ткаченко А. Е.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. Звук [А]

Загадки:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...»

(осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто...

(листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный…

 (дождь)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь)

Все мрачней лицом природа:

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Месяц отгадай скорей:

Он длиною в тридцать дней

(часто эти дни с дождём),

А идёт за октябрем.

(Ноябрь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду…

(лужи)

Жаль озябшего бедняжку:

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.

(Осенний лес)

Упражнение

«ПОДНИМИ СИГНАЛ»

Воспитатель произносит ряд гласных звуков, ребенок подними красный круг, когда услышишь звук [А].

Дыхательное упражнение

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Осенние листочки на веточках висят,

Осенние листочки детям говорят –

Рябиновые: А-а-а!

Осиновые: И-и-и!

Кленовые: О-о-о!

Дубовые: У-у-у!

Подвижная игра

«ОСЕНЬ»

Тучи в небе кружатся,

(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)

Что ни шаг, то лужица.

(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)

День осенний хмурится,

(Руки на поясе — повороты влево вправо.)

Листопад на улице.

(Кружатся на месте.)

По дороге стелется

Желтая метелица

(Легко бегут по кругу.)

Пальчиковая гимнастика

«В ЛЕСУ»

Меж еловых мягких лап

(стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап!

(Касаются стола кистями рук.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко.)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.)

Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я!

(Сжав все пальцы, левой руки, кроме мизинца, показывают его.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Огород. Овощи. Звук [У]

Подвижная игра

«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»

В огород сейчас пойдем

Овощей там наберем

(дети шагают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопают в ладоши)

Что мы будем собирать?

Картошку, морковку

Репу и свёклу

Помидоры, огурец,

И капусту, наконец!

(загибают пальцы)

В огороде мы старались —

Низко к грядке нагибались

(наклоняются)

Весь собрали урожай

(выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны).

Вот он, видишь? Получай!

(показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук)

Пальчиковая гимнастика

«У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ»

У Лариски-                          

Две редиски.                      

У Алёшки-

Две картошки.

У Серёжки – сорванца_

Два зелёных огурца.

А у Вовки-

Две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках

Игра

«МАЛЕНЬКИЙ БОЛЬШОЙ»

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом.Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо овощ. Ребѐнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Капуста – капусточка, морковь – морковочка, огурец – огурчик, помидор – помидорчик, картошка – картошечка, лук – лучок, чеснок – чесночок, баклажан – баклажанчик, тыква – тыковка.

Игра

«СОБЕРИ ОВОЩИ»

Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой У и предлагает детям положить в нее только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [у].

Слова: укроп, картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свѐкла, чеснок, петрушка, редька, кукуруза.

Упражнение

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Там и тут, там и тут

Сорвала я стручок,

Что за зонтики растут?

Наша внучка морщит лоб.

Это, милая...

                              (укроп).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко: —

Вылезай на свет...

                           (морковка).

Верите-не верите,

Мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры

На грядке…

                        (помидоры)

Он из тыквенной родни, На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок

Под названьем...

                            (кабачок).

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох!

Покатился...

                           (горох).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые...

                            (огурцы).

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее...

           (капуста).

Под землей живут семейки, Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать…

(картошку)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…

(свекла)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький…

(лук)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

(баклажан)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(репка)

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных.

(кукуруза)

Желтым зонтиком расцвел

Друг всех овощей…

(укроп)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(горох)

Всех овощей она царица,

Своей величиной гордится.

На дыню издали похожа,

На рыжий мяч большущий тоже.

(тыква)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Сад. Фрукты. Звук [О]

Подвижная игра

«ЕЖИК И БАРАБАН»

С барабаном ходит ежик,       Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,       Бум-бум-бум!

(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

С барабаном за плечами,       Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

Очень яблоки любил он,        Бум-бум-бум!

(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

Барабан в саду забыл он,       Бум-бум-бум.

(Останавливаются, разводят руками.)

Ночью яблоки срывались,     Бум-бум-бум.

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

И удары раздавались,            Бум-бум-бум.

(Прыжки.)

Зайцы здорово струхнули,    Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

Упражнение

«ПОДНИМИ СИГНАЛ»

Воспитатель произносит ряд гласных звуков, слогов и слов. Ребенок подними красный круг, когда услышишь звук [О].

О, А, У, О, О, У, А, О, О, У, О, МО, НУ, ОХ, АХ, УЛ, РО, ХО, ОЗЕРО, МОСТ, ЛАПА, УСЫ, ОБЛАКО, МЕХ, МОХ, ОСЕНЬ

Пальчиковая гимнастика

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

(Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и сахарный песок.

(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варить» и «размешивать».)

Упражнение

«СОСЧИТАЙ СЛОГИ»

Воспитатель называет слово или показывает предметную картинку, ребенок делит слово на слоги, отмечает с помощью счетных палочек, фишек, картонных кружков и пр. количество слогов в слове.

Я-бло-ко, гру-ша, сли-ва, ба-нан, ли-мон, а-пель-син, а-на-нас, гра-нат, ды-ня, ар-буз, ви-но-град, пер-сик, а-бри-кос, ки-ви, ман-го.

Упражнение

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки

(Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку.

 Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…

(Груша)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это…

(Слива)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет…

(Банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?

(Лимон)

Фрукт оранжевый, красивый,

Съешь его — прибавит силы.

Витамином С богат

И полезен для ребят.

(Апельсин)

Фрукт похож на шишку ели,

Мы рискнули — шишку съели…

Самый лучший, высший класс —

Спелый, сочный …

(Ананас)

Под толстой красной кожурой,

Как в улье, деток целый рой.

Каждый их отведать рад,

Как зовут его? …

(Гранат)

Круглобока, желтолица,

Может с солнышком сравниться.

А душистая какая,

Мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне

Королевы поля…

(Дыня)

Я зелёный, полосатый,

Круглый, чуть продолговатый.

А внутри зернистый, красный,

Сочный, сладкий и прекрасный.

И приятен я на вкус,

А зовут меня…

(Арбуз)

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой…

(Виноград)

Фрукт на ощупь бархатный.

Ароматный, сахарный.

Ты съешь его и посмотри –

Большая косточка внутри!

(Персик)

С виду он с картошкой схож,

Волосками весь оброс,

Мякоть сочная внутри,

Цвет зелёный изнутри!

(Киви)

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся...

(Фрукты)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Лес. Грибы и лесные ягоды

Игра с пением

«ГРИБ ВОЛНУШКА»

На лесной опушке, где жила кукушка -
Вырос гриб-волнушка - шляпка на макушке -
Дождик шёл, дождик шёл, -
Вышел на опушку,
Наклонился и нашёл -
Круглую волнушку. -
Мокнет у волнушки шляпка на макушке. -
Солнце шло, солнце шло, -
Вышло на опушку,
Пригляделось и нашло -
Мокрую волнушку. -
Сохнет у волнушки -
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла, -
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки -
На лесной опушке.

дети идут по кругу хороводом
ребёнок-волнушка медленно поднимается (растёт)
дети и “волнушка”
встряхивают кистями рук
наклоняются вперёд
показывают на волнушку”

кладут руки на макушку и качают головой
постепенно поднимают

руки, вращая кистями
наклоняются вперёд
показывают на волнушку”
руки на поясе,
качают головой
дети хлопают в ладоши
девочка обходит “волнушку”
девочка и “волнушка”
берутся за руки и кружатся

Упражнение

«ЕСТЬ ЛИ ЭТОТ ЗВУК?»

Воспитатель произносит ряд звуков, слогов и слов. Дети, если слышат звук [И], то хлопают в ладоши, если звука нет, то дети топают.

И, А, О, И, И, Ы, И, А, И, О, У, И, ИА, АУ, ИЛ, ИС, РУ, ИШ, КО, ИРА, АТЛАС, ИСКРА, ОСЕНЬ, ИГРА, ИВАН, МАСКА, ИРИС

Упражнение

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его …

(Лес)

Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки.

 (Грибок)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту —

Зовусь я — …

(Подосиновик)

За грибами мы пошли

На рассвете розовом.

В белой рощице нашли

Крепкий…

(Подберезовик)

У пенька на тонких ножках

Выросло грибов немножко.

Что за дружные ребята?

Это же грибы …

(Опята)

Яркий, рыженький грибок

Я найти сегодня смог.

Словно дружные сестрички

Прячутся в траве —

(Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …

(Мухомор)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.

(Ягоды)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется …

(Ежевика)

В лесу расту я маленькой,

Душистою и аленькой.

Но меньше, чем клубника…

Так кто я…

(Земляника)

Ягодку друг в рот возьмёт —

Станет сразу чёрным рот.

Друг, на руки посмотри-ка —

Очернила их … .

(Черника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая …

(Клюковка)

Пальчиковая гимнастика

«ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.

В лес идем мы погулять.

Оби руки идут по столу.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем..

Загибают пальчики, начиная с  большего

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Магазин. Продукты питания

Пальчиковая гимнастика

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Муку в тесто замесили,               

Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили                

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,   

Булочки и калачи –

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Всё мы испечем в печи.

Обе ладони разворачивают вверх.    

Очень вкусно!                            

Гладят животы.



Упражнение

«ИСПРАВЬ НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ»

Воспитатель читает детям предложения, а они пытаются найти и исправить ошибки в нем.

Лена купила клубника сок (клубничный сок).

Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое).

Маша приготовила картошка пюре (картофельное пюре).

Папа принес кабачок икру (кабачковую икру).

Бабушка испекла яблоко пирог (яблочный пирог).

Лида сварила вермишель суп (вермишелевый суп).

В магазине продают мясо фарш (мясной фарш).
   

Подвижная игра

«В МАГАЗИН»

Сумку в руки мы берем,

Наклоняются и берут воображаемую сумку.

В магазин с тобой идем.

Шагают на месте.

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

Поднимают руки вверх и отрицательно

покачивают головой.

Вкусно пахнет здесь всегда,

В доме – вкусная еда.

Поворот головы вправо – влево с

вдыханием воздуха.

«Дом» над головой.

Упражнение

«КАКОЙ ЗВУК ПЕРВЫЙ?»

Воспитатель произносит слово, голосом выделяя первый звук в слове. Дети называют первый звук в слове.

Масло, молоко, сыр, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, фарш; мука, булки, баранки, сухари, макароны; шоколад, конфеты, мармелад, торт; магазин; овощи, соль, сахар, овес

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Одежда

Упражнение

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»

Я из хлопка, льна и кожи,

Шерстяной бываю тоже.

Меня люди надевают

И со мной не замерзают.

(Одежда)

Две дороги,

Надену на ноги.

Стрелки ровненько идут,

И показывают путь.

(Брюки)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)

В чем я ночью лягу спать

В теплую свою кровать?

Мне одежду сшила мама,

А зовут ее…

(Пижама)

Воротник и рукава,

Гладит мама не спеша.

Это не тельняшка,

А белая…

(Рубашка)

Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в…

(Перчатки)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(Варежки)

Я из ткани разной,

И с коротким рукавом,

Бываю желтой, красной,

С рисунком и простой.

(Футболка)

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму.

(Шапка)

Как и на рубашке,

У меня кармашки.

Рукава и воротник,

Только капюшон пришит.

(Куртка)

Этот вот предмет одежды

Знает даже и невежда,

Носим парой на ногах,

Чтоб удобнее было в сапогах.

(Носки)

Укороченные брюки,

Одевают летом внуки.

С бабушкой пойдут гулять,

Будут…одевать.

(Шорты)

Если у футболки убрать рукава,

Стану…я тогда.

(Майкой)

Чуть похолодает,

На футболку одевают.

(Кофта)

Рукавов нет — так удобней,

И рукам без них свободней,

И красивая, вся в клетку

Очень тёплая …

(Жилет)

Одежда эта вместо брюк

У тех, кто красит губки.

У Маши и её подруг

Подружки носят…

(Юбки)

Дед дрова из леса возит

И замёрз бы на морозе,

Но с морозом он не шутит:

Меховую надел …

(Шубу)

Я как зонт — не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? …

(Плащ)

Стихотворение  для завучивания

«ОДЕЖДА»

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки.

Надеваем куртки,

Готовы для прогулки.

Подвижная игра

«НЕРЯХА»

Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

(идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки

(хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки,

(приседают)

Не в шкафу рубаха,

(«рисуют» четырехугольник)

Николай – неряха.

(грозят пальчиком и качают головой)

Пальчиковая игра

«ЖИЛИ-БЫЛИ В ДОМИКЕ»

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Токи, пики, лики,

Чики, микки.

(Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать

( Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил

(Загибаем пальчики, по пальчику на каждую строчку, начиная с больших на обеих руках одновременно)

Упражнение

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»

Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет одно слово, а дети ищут соответствующую картинку.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Обувь

Пальчиковая гимнастика

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Загибают по одному пальчику, начиная с бол ьших, на обеих руках на каж- дое название обуви.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

Подвижное упражнение

«САПОЖКИ»

Нарядили ножки в новые сапожки,

Выставляем носочки

поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Прыжки на месте

Упражнение

«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»

Воспитатель произносит ряд звуков, слогов и слов. Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши, когда слышат звук [Б].

Б, Р, Б, Б, С, М, Б,М, БА, БУ, РО, АС, БЭ, БОРЯ, СЕНО, ДОМ м т.д.

Загадки

Стоят в прихожей две трубы

Чернокожие столбы.

Сунул в них ноги

Зашагал по дороге.

(Сапоги)

Их носили наши предки,

В них удобно маленьким,

Не страшны снега, морозы,

Пока на ножках...

(Валенки)

Шлёпают по дому.

С папой знакомы.

С мамой знакомы.

С киской знакомы,

А на ногах у Ромы!

(Тапки)

Отгадай загадку - кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь - у нас работа:

Топать, шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги)

Я есть у обуви всегда,

И без меня ноге беда.

Нога на мне стоит,

Ее я защищаю.

Ноге я вашей - щит.

Я это твердо знаю.

(Подошва)

Удобная обувь для спорта и игр,

В ней каждый становится быстрым, как тигр.

Их надеваем мы на тренировки,

И как называем? Конечно...

(Кроссовки)

Ее на ноги одеваем,

Весело вперед шагаем,

Летом носим и зимой,

Даже осенью, весной.

Без нее нельзя никак,

Не попасть чтобы впросак.

(Обувь)

Для ботинок – добрый друг,

Чинит сломанный каблук.

Ставит прочные подковки,

Зашивает туфли ловко.

Этот дядя не пирожник,

Мастер обуви…

(Сапожник)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Игрушки

Загадки

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машина, и зверюшки.

Называются —...

(игрушки).

Скачет, катится, летает.

Бьют — в ворота попадает.

Но под горку от меня

Ускакал быстрей коня.

(Мяч)

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

(Плюшевый медвежонок)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть...

(кубики)

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем...

(погремушка)

Машут вслед листвою кроны,

А за ним бегут вагоны.

Весело под стук колес

Мчит по рельсам…

(паровоз)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

И колёса, и мотор,

Мчались чтоб во весь опор

(машина)

Любит наряжаться свечка 
В разноцветные колечки. 
Надевай скорее, ну же: 
Снизу - шире, сверху - уже.

(Пирамидка)

Он крылатый, словно птица,

И мечтает в небо взвиться.

Есть шасси и фюзеляж, 

Мишка с куклой - экипаж.

Только почему-то дома

Нет совсем аэродрома!

(самолет)

В нем много деталей,
Их ты собираешь,
Сложить вертолет из него мечтаешь.
Но пока лишь забор получается,
Как игра эта называется?

(Конструктор)

Разделили картину на дольки
Так похожие — чуточку разные.
Чтоб картину сложить нужно только
Положить на свои места.

(Пазлы)

Кручусь-верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.

(Юла)

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, ребят созывает.

(Барабан)

Пальчиковая гимнастика

«ИГРУШКИ»

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой

Раз - мохнатый, мягкий мишка,

Два - зеленый крокодил.

Три - зайчишка-шалунишка,

А четыре - конь один,

Пять - огромная машина

С желтым кузовом большим.

Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику

Я в него свои подарки

Утром рано положил

Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием

Упражнение

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Воспитатель выкладывает 4-5 игрушек, просит детей запомнить их. После дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку. Затем просит детей сказать какую игрушку убрали.

Например: НЕТ МАШИНЫ, НЕТ ПОЕЗДА и т.д.

Игра

«НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»

Воспитатель называет слово, выделяя первый звук в слове. Дети должны определить и назвать какой первый звук в слове.

Аист, молоко, палка, игла, Петя, пить, банка, пыль, осень, улитка, банан, медведь, игрушки, белка, азбука, индюк, булка, пушка, усы, барабан, осы, палатка, билет, машина, мяч, пятно, пирамидка

Подвижное упражнение

«ФЛАЖОК»

Вот мой флажок качается

Вот так, вот так.

Руки внизу, наклоны туловища вправо-влево.

Флажок мой поднимается

Вот так, вот так.

Руки вверх, встать на носки.

Вот флажком моим машу

Вот так, вот так.

Покачивание из стороны в сторону.

Теперь флажок я опущу,

Тихонько опущу.

Руки опустить.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Посуда

Подвижное упражнение

«ЧАЙНИК»

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

— Эй, люди, я с вами попить чай  хочу.

Топают обеими ногами. Делают призывные движения правой рукой.

Упражнение

«ОБРАЗУЙ СЛОВЕЧКО»

Воспитатель произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу и посчитать сколько в нем слогов.

Кастрюля из металла – металлическая кастрюля;

Стакан из стекла – стеклянный стакан;

Нож из пластика – пластиковый нож;

Чашка из фарфор – фарфоровая чашка;

Ложка из древесины – деревянная ложка.

Загадки

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

(Тарелка)

Младшая сестра граблей,

Четыре зуба есть у ней.

Но на кухне жизнь её,

И дело знает лишь своё!

(Вилка)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает,

Ну а меньшая сестренка

Чай помешивает звонко.

(Ложки)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться.

(Чайник)

Варим каши в ней, борщи.

Опустела – полощи.

На печи стоит чистюля.

В круглой кепочке…

(Кастрюля)

Ее на печку греться ставят,

На ней картошку, рыбу жарят,

Котлеты, плов, икру, омлет.

Блины готовят на десерт.

(Сковорода)

Я ковшик дырявый,

Но я не плохой.

Я был от рожденья

Дырявый такой.

(Дуршлаг)

Он хозяйке лучший друг

Режет свёклу, режет лук.

До чего ж хорош, пригож

Острозубый, длинный…

(Нож)

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая…

(Чашка)

Если пуст, то я прозрачный,

Но бывает все иначе,

Я с напитками другой —

Разноцветненький такой.

(Стакан)

Жесткая, дырявая,

Колючая, корявая.

Что ей на спину положат,

Все она тотчас изгложет.

(Терка)

Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что для этого нам нужно?

(Посуда)

Упражнение

«СЛУШАЙ И СЧИТАЙ»

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай – и ответишь сам.

                               В. Волина

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

Ну а у Валерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

Н. Нищева

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Наш дом. Мебель

Пальчиковая гимнастика

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре,

Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку,  

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

Чай с вареньем дружно пили.

 Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок.

Стихотворение

«МЕБЕЛЬ»

Выучить стихотворение:

Вот стол – мы за ним едим.

Вот стулья мы на них сидим.

Диван для отдыха, а кресло

Для моего дедули место.

Упражнение

«РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ»

На наборном полотне выставляется комплект картинок с изображением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Упражнение

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Костя в комнату вошел

И поставил сок…( на стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки … (в буфете )

Маша в комнату впорхнула

Шарф и плащ взяла …( со стула )

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика...(из шкафа)

Закатила барабан

Наша Оля … ( под диван ).

На портрете Аня с бантом,

А портрет тот…( над сервантом)

Книжку новую Ивана

Я достал…(из-под дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет...(на кровать)

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть …( на стуле)

Почитать хотим мы если,

То развалимся … (на кресле)

Подвижное упражнение

«МЕБЕЛЬ»

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

Эта мебель – просто класс!

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв большие пальцы вверх

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.

Упражнение

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Перед детьми выставляются дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения по теме «Зима» и «Осень». Дети должны посмотреть и выделить среди карточек-рисунков одну, которая не подходит по классификации. Дети должны объяснить свой выбор.

Упражнение

«СОСТАВЬ РАССКАЗ О ПТИЦЕ»

Составить рассказ по плану:

  1. Что за птица?
  2. Большая или маленькая?
  3. Строение птицы?
  4. Какая раскраска?
  5. Чем питается?
  6. Где живет?

Пальчиковая гимнастика

«КОРМУШКА»

 

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

 

Всем хватило зернышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Подвижная игра

«СНЕГОВИК»

Давай, дружок, смелей, дружок, 

Кати по снегу свой снежок. 

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком,

«Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. 

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! 

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.  

Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка –       

Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика.   

Разводят руками, пожимают плечами.

Игра-соревнование

«КТО СКОРЕЕ?»

Детям раздаются синие и зеленые сигнальчики. Воспитатель произносит ряд звуков, слогов и слов. Когда ребенок слышит звук [Т] – поднимает синий сигнал, а когда звук [Т`] – зеленый сигнал.

Т, Т, ТЬ,Т, ТЬ, Т, Т, Т, ТЬ, ТЬ, Т, ТЬ, Т, Т, ТА, УТ, ТЮ, ТО, ЫТЬ, АТЬ, ТЫ, ТУ, ТА, ТИ, ТЕ, ТУ, ТАПКИ, ТИНА, ТОПОР, КОТ, ТЕНЬ КАТОК, ПЕТЬ, ПИТЬ, КОМПОТ, ТЕЛЕВИЗОР, КОТЕНОК, КИТ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных»

                Игра с мячом

«ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ?»

Воспитатель: Давайте мы с вами  поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть предложение, и бросать кому-то из вас мяч. Один из вас его ловит и пробует сказать, чья это часть туловища.

Например: У лошади голова – (лошадиная).

У собаки хвост – (собачий). У курицы лапы – (куриные). У коровы хвост – (коровий). У козы рога – (козьи). У коровы глаза – (коровьи). У коровы рога – (коровьи). У лошади ухо – (лошадиное). У поросёнка хвост – (поросячий). У петуха хвост – (петушиный). У кошки хвост – (кошачий). У лошади глаза – (лошадиные). У петуха гребешок – (петушиный).

Подвижное упражнение

«КРОЛИКИ»

Мы на ферме побывали

Белых кроликов видали.

(дети идут по кругу, держатся за руки)

Шустренькие кролики

(бегают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков)

То ложились,

(ложатся)

То кружились

(кружатся)

В проволочном домике.

Лапками стучали

(хлопают в ладоши)

Весело пищали.

(топают ногами)

Мы зверькам

Не травки жесткой-

Клеверу достанем…

(идут по кругу, взявшись за руки)

Вырастайте

С нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

(прыгают по кругу, сделав»ушки» из пальчиков)

Пальчиковая гимнастика

«БУРЁНУШКА»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

(показывают, как доят корову)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(делают «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(загибают по одному пальцу на руке)

Всем дает здоровье

Молочко коровье.

(показывают как доят корову)

Упражнение

«РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ»

Перед детьми выставляются фигурки домашним животных. Воспитатель предлагает расставить их по стойлам. В первое пойдут животные, в названии которых один слог, во второе – два слога, в третье – три слога и т.д.

Загадки

Голодна — мычит,

Сыта — жует,

Малым ребяткам

Молочка дает.

(Корова)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается.

(Кошка)

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посредине — спинка,

На спинке — щетинка.

(Свинья)

Завиточки на рогах,

А колечки на боках.

Вышел он поесть ромашек.

 Как зовут его?

(Барашек)

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт.

(Коза)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Кролик)

Не овечки, не коровки.

На ногах у них подковки.

Могут мчаться без оглядки.

Это — резвые…

(Лошадки)

Ходит зёрнышки клюёт.

Яйца в гнёздышко несёт.

«Ко-ко-ко» по улице.

Кто гуляет?

(Курица)

Ходит важно, вперевалку

Эта птица на рыбалку.

Я нисколько не боюсь,

Хоть и злючка этот…

(Гусь)

Алый, яркий гребешок,

Пестренький кафтанчик.

Будит всех он по утру

Песней настоящей.

(Петух)

Вылез птенчик из скорлупки,

Просит зернышек и крупки.

Голосок пока что тонок.

Это желтенький…

(Цыплёнок)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме»

                Загадки

 

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку.

(Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост —

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора.

(Лиса)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная …

(Белка)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну

(Волк)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога!

(Лось)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала.

(Еж)

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло.

(Медведь)

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …

(Барсук)

Бродит хищный кот в лесах

С кисточками на ушах.

Дальше от него держись —

Быстро нападает…

(Рысь)

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину.

(Бобры)

Пальчиковая гимнастика

«БЕЛКА»

Скачет белка-шалунишка,

(«бегают» пальчиками по столу)

Рвет с сосновых веток шишки.

(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)

Лапками сжимает ловко

(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несет в свою кладовку.

(«бегают» пальчиками по столу)

Подвижная игра

«ВЕСЕЛО В ЛЕСУ»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

(Ходьба на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

(Прыжки на месте)

Вот лиса идёт по лесу.

(Имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно?

(Пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос,

(Повороты головы вправо –

влево)

Тянет лисонька свой нос.

(Руки на поясе)

Но зайчата быстро скачут.

(Прыжки на месте)

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

(Рывки руками перед грудью)

И зайчата убегают.

(Бег на месте)

Вот голодная лиса

(Поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса.

(Потягивания — руки вверх)

Тяжело вздыхает,

(Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает.

(Сесть на корточки)

Упражнение

«РАЗЛОЖИ ПОДАРКИ»

Воспитатель предлагает детям разложить подарки ребятам. Феде отдать предметы в начале слова со звуком [Ф`], Фае – [Ф]. (предварительно повторив характеристики звуков)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Транспорт. Профессии на транспорте»

Загадки

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

(Транспорт)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

(Лодка)

Паровоз без колес!

Вот так чудо — паровоз!

Не с ума ли он сошел —

Прямо по морю пошел.

(Пароход)

Я тяжёлый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Кто, скажи, я?…

(Грузовик)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это?…

(Вертолет)

Пью бензин и масло ем,

Хоть не голодно совсем.

А без них я так болею,

Что поехать не сумею!

(Автомобиль)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Перед нами чудо-птица,

Всех прошу скорей садиться,

Отправляется в полет

Быстрокрылый…

(Самолет)

У него — два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

(Велосипед)

По асфальту идёт дом,

Ребятишек много в нём,

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может.

(Троллейбус)

Ходит город – великан

На работу в океан.

(Корабль)

Ни хвоста, ни крыльев нет,

А летает до планет.

(Ракета)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Богатырь идет железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с весной.

(Трактор)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином…

(Автобус)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи?

(Пилот)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный...

(Капитан)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а...

(Машинист)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

 Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

(Шофер)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли.

(Кондуктор)

Игра-соревнование

«КТО СКОРЕЕ?»

Детям раздаются синие и зеленые сигнальчики. Воспитатель произносит ряд звуков, слогов и слов. Когда ребенок слышит звук [Н] – поднимает синий сигнал, а когда звук [Н`] – зеленый сигнал.

Н, Т, М, Н, М, Н, Н, Т, Н, Д, Н, М, Н, Н, Т, Н, МА, НУ, ИН, ОТ, НИ, НЫ, НЯ, ИМ, НЭ, ТУ, ЯМ, НА, НЕ, МЫ, КОНЬ, НОСКИ, НИТКИ, МОТОК, КОНЬКИ, КОТ, НОСОРОГ, ПЕНЬ, КОМОК, КОНУС

Подвижная игра

«ТЕПЛОХОД»

От зеленого причала

Шаг вперёд, руки опущены.

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

Он назад шагнул сначала,

Два шага назад.

А потом шагнул вперёд.

Два шага вперёд.

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке,

Руки вытянуты вперёд и сомкнуты.

Набирая полный ход.

Движение по кругу мелкими шагами.

Пальчиковая гимнастика

«ЯХТА»

Наш знакомый капитан

Перечисляя названия частей яхты, загибать или разгибать пальцы на руке.

Нас на яхте покатал.

Показал корму и мачты,

Днище яхты, нос, штурвал.

У штурвала мы стояли,

«Крутить» штурвал.

Волны носом разрезали.

Соединить ладони рук перед грудью, протягивать их вперёд, разводить их в стороны и опускать.

Чайки за кормой летали,

Ветры парус надували.

После текста дуют (щёки не надуваются).

Упражнение

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

На доску вывешивается три картинки транспорта, относящиеся к одному виду, а четвёртая картинка не относится к этому виду транспорта, представленному на доске. Воспитатель предлагает детям найти лишний предмет и объяснить свой выбор полным предложением.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Детский сад. Профессии»

Упражнение

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»

Что это за Диво-Дом?

А игрушек сколько в нём!

Там играют и поют,

Дети весело живут.

Сколько в доме дошколят!

Этот дом ведь …

(Детский сад)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это наша...

(Воспитатель)

Ее называют хозяйкою сада,

Любую проблему она вмиг решит,

Поможет, подскажет, когда это надо,

Всеми сотрудниками она руководит.

(Заведующая)

Выйдем в садик погулять,

Чистота у нас опять!

Ни соринки, ни бумажки,

Ни листочка не видать!

Почему же чистый дворик?

Кто же подметал здесь?

(Дворник)

Каждый день она приходит,

Живот и горлышко нам смотрит.

Прививки ставит иногда,

Чтоб не болела детвора.

А разболелся вдруг живот, иль заболела голова,

На помощь тут же к нам придёт,

В халате белом…

(Медсестра)

Кто заботливей мамаши

Наших деток бережет?

Им кладёт в тарелки каши,

В чашки сладкий льёт компот?

(Помощник воспитателя))

У Вас волшебная работа:

Вам покорились звуки, ноты.

Вы можете повелевать

В душе мелодии звучать.

(Музыкальный руководитель)

Двери, лампочки, ковры,

И песок для детворы, Занавески и игрушки,

Одеяла и подушки,

Мебель в садик наш привёз Замечательный…….

(Завхоз)

Кто поможет язычок правильно поставить

И воздушную струю по нему направить

Звук от буквы отличать,

Без запинок отвечать?

(Логопед)

Без кого не может точно

Детский сад и дня прожить

И кого за это срочно

Мы должны благодарить ?

Кашу с самого утра

Варят детям…….

(Повара)

Фантазируем, играем,

Что-то вместе собираем

В настроении отличном,

В кабинете необычном.

Лиз, Денисов, Саш и Маш –

Любит всех……… наш.

(Психолог)

Составление и анализ предложений о работниках детского сада

Детям предлагается составить описательный рассказ о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

Примерный план:  

  1. Кто это?
  2. Как выглядит?
  3. Чем занимается?
  4.  Что нужно для работы?

Упражнение

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖОЧКИ»

Воспитатель называет слова со звуками  [К] - [К'] в начале слова, а дети показывают синий кружок, если в слове  [К] и зеленый если [К'].

Кит, кошка, кенгуру, керамика, комод, корова, кефир, кофе, кипяток, китаец, конюшня, карусель, киоск, кошка, куртка, кабан, камыш, кепка, конус, кисель, кувшин, кино, кимоно, курага, корка, кирпич

Пальчиковая гимнастика

«ПОВАР»

Повар готовит обед,

Ребром ладони правой руки стучать по ладони левой руки.

А тут отключили свет.

Загибать большой палец правой руки.

Повар леща берет

И опускает в компот.

 Загибать указательный палец правой руки.

Бросает в котел поленья,

Загибать средний палец правой руки.

В печку кладет варенье.

Загибать безымянный палец правой руки.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Загибать мизинец правой руки.

Сахар сыплет в бульон,

Пальцы собрать в щепоть и как бы сыпать сахар.

И очень доволен он!

Развести руки в стороны

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Ателье. Профессии»

Пальчиковая гимнастика

«НАПЕРСТОК»

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

 Пальцу колко.

(Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)

Говорит иголке:

— Шей,

(«Шьют».)  

А колоться ты не смей!

(Грозят указательным пальчиком левой руки.)

Игра с мячом

«ПОДБЕРИ ГЛАГОЛ»

Воспитатель начинает фразу, а ребенок заканчивает. Игру организовать мячом. Если ребенок не знает ответа, мяч передается следующему. Как усложнение можно ввести толкование понятий (что значит «сшивает детали»?).

Портниха детали платья ... (сшивает).

Слишком широкое платье портниха ... (ушивает).

Слишком узкое платье портниха ... (расшивает).

К платью пуговицы портниха ... (пришивает).

На платье аппликацию портниха ... (нашивает).

 Портниха дырочку на платье ... (зашивает).

 Швея на швейной машинке ровный шов ... (строчит).

Закройщица на ткани детали выкройки ... (раскладывает).

Игра-соревнование

«КТО СКОРЕЕ?»

Детям раздаются синие и зеленые сигнальчики. Воспитатель произносит ряд звуков, слогов и слов. Когда ребенок слышит звук [Г] – поднимает синий сигнал, а когда звук [Г`] – зеленый сигнал.

Г, ГЬ, ГЬ, Г, Г, Г, ГЬ, Г, ГЬ, Г, Г, ГЬ, ГЬ, ГЬ, Г, Г, Г, Г, ГЬ, Г, Г, ГЬ, Г, ГА, ГИ, ГУ. ГО, ГЕ, ГЮ, ГЯ, ГЫ, ГА, ГЁ, ГЭ, ГЯ, ГИ, ГА, ГО, ГЫ, ГЕ, САПОГИ, ГУСЬ, ГОРА, ГИТАРА, ГЕРАНЬ, ГАРМОНЬ, ГУБЫ, ГИРЯ,  БУМАГА, ДЕНЬГИ, АНГИНА, ФЛЯГА,  ГИМН, ГАМАК

Загадки

Пройдусь слегка горячим я —

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

 И навести па брюках стрелки.

(Утюг)

Я на пальцы надеваюсь,

Режу я, а не кусаюсь.

 Ровно ты меня держи,

Прямо режь по линии.

(Ножницы)

Я похожа па иголку,

 Ведь она моя сестра.

 Только у меня как шарик

 Округлилась голова.

 Портнихе верно я служу,

Детали крепенько держу.

(Булавка)

Могу я ровно шов прошить

И обработать край.

Могу я петельки прошить

И даже пуговку пришить.

 Могу я даже вышивать,

 Любой рисунок выбивать.

(Швейная машина)

Дом наш — круглая катушка.

 Мы влезаем ловко в ушко.

 Обмотаем шар земной.

Любит очень нас портной.

(Нитки)

Пальчик сунь скорей в меня,

 Не боюсь уколов я.

 Медный мой сюртук бывалый,

Хоть в нем дырочек немало.

(Наперсток.)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает,

(Иголка)

Я фигуру обмеряю,

Весь в полосках, цифры знаю.

А длинною - ровно в метр.

Называюсь…

(сантиметр)

Беседа по стихотворению

Мама дочке платье шила.

На машинке швы прошила,

Сшила ровно все детали,

Вшила поясок на талии,

Вышила цветочек яркий

И зашила ровно складки,

Пуговицы в ряд пришила,

А манжет слегка ушила,

Ровно нижний край подшила.

Платье все уже отшила.

Лишь карманы перешила,

Да кокетку отстрочила.

Платье вышло — хоть куда!

Дочка в платье хороша!

В нем на утренник пойдет,

Песню звонко заноет.

Вопросы:

- Какие действия совершала мама, когда шила платье для дочки?

- Что значит «шить», «сшить»? (изготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, кожи.)

- Что значит «прошить»? (Сшить сквозным швом, сделать шов, швы на чём-нибудь.)

- Что значит «вшить»? (Вставить, пришив )

- Что значит «зашить»? (Починить, сшить края, а также соединить швом концы чего-нибудь.)

- Что значит «пришить»? (Сшивая, прикрепить,)

- Что такое «ушить»? (Укоротить, сузить, зашивая.)

- Что такое «подшить»? (Пришить что-нибудь или л чему – нибудь с изнанки, снизу. Зашить, подогнуть узкой полосой край чего- нибудь.)

- Что такое «отшить»? (Закончить шить.)

-Что такое «перешить»? (Переделать сшитую вещь, сшить по-другому.)

- Мама какая? Какое платье у нее получилось? Куда дочка в нём пошла?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Почта. Профессии»

Пальчиковая гимнастика

«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬЕН?»

Что принес нам почтальон?      

(Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.      

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал,  газету,             В бандероли — две кассеты      

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Подвижное упражнение

«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю

(встать на носочки, потянуться вверх руками)

Открываю ящик

Голубой, блестящий

(«открывают» - имитационное движение)

Посыпались из ящика

Письма настоящие

(приседают – встают с вытянутыми вперед руками)

Упражнение

«ПОЧТАЛЬОН ПОДНИМАЕТСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ»

 Поднимаем ногу – вдох носом. Опускаем ногу, на выдохе резко произносим:

«Ух!». Повторить 7-8 раз.

Упражнение

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Воспитатель просит детей назвать, что может быть почтовым, почтовой и почтовое. После просит подобрать признак каким может быть тот или иной предмет.

Почтовый – голубь, перевод, ящик ……

Почтовая – открытка, посылка, ……

Почтовое – письмо, извещение, ……
Почта – светлая, большая, современная ……..

Письмо – ответное, заказное, ……

Посылка – большая, тяжелая, …..

Почтальон – быстрый, ответственный, …..

Упражнение

«ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»

Воспитатель произносит по очереди слова, а дети пробуют определить место звука [Х] в слове, а затем звука [Х'].

Звук [Х]: мох, хобот, халат, сахар, хомут, подсолнух, хомяк, пастух, ухо, петух, муха, хамелеон, воздух.

Звук [Х']: хижина, духи, бахилы, химик, орехи, арахис, хищник.

Загадки

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею.

(Конверт)

Упала газета, листовка в него:

Он сохранит, не сдаст ничего.

Как только хозяин к нему подойдет,

Он дверцу откроет и почту дает.

(Почтовый ящик)

То почтовое «куда»,

Пиши внимательно всегда!

В ящик друг быстрей получит

Пожеланий добрых тучу!

(Адрес и индекс)

Сбоку марка и картинка

В круглых штампах грудь и спинка.

Если только ты попросишь –

За море умчится тотчас.

(Письмо)

По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята?

(Почтальон)

На полки легли

Посылки и бандероли.

Для граждан они

Играют большие роли.

А также письма заказные,

Которые шлют родные.

В здании этом переводы принимают

И подписку оформляют.

(Главпочтамт; почтовое отделение связи)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Стройка. Профессии строителей»

Подвижная игра

«КРОВЕЛЬЩИКИ»

То не град, то не гром – кровельщик на крыше.

Хоровод.

Бьет он громко молотком -

Изображают удары молотком.

Вся округа слышит.

Закрывают уши руками.

Он железом кроет дом,

Изображают удары молотком.

Чтобы сухо было в нем.

Наклоняются, достают руками носки.

Подвижное упражнение

«ДОМ»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана")

 

 

Загадки

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

Сделан весь я из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук, да стук.

(Гвоздь)

Кто приходит красить дом,

С длинной кистью и ведром?

Этот мастер всем знаком,

Он зовется…

(моляром)

Стеклянная дверь,

Но прохода здесь нет,

В ту дверь проникает

Один только свет.

(Окно)

Очень острая она,

Ходит поперек бревна.

Есть две ручки у нее,

Когда трудится - поет.

(Пила)

Однорукий великан

Поднял руку к облакам.

Он работник очень важный

Строит дом многоэтажный.

(Подъемный кран)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот закроет рот.

(Экскаватор)

Чтобы выровнять асфальт,

Ездит он вперед-назад.

Проложить дорожки смог

Наш старательный…

(каток)

Ленту мерную скрутили

И в футлярчик поместили.

Измерять длину по меткам

Помогает нам …

(Рулетка)

Электричество горит-

Так светло в квартире.

Надо благодарить

Того, кто свет привык дарить.

(Электрик.)

Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка.

(Слесарь)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит...

(строитель)

Принимаю я бетон,

Им фундамент заливаю.

Чтобы дом стоял сто лет,

Как фундамент сделать, знаю. (Бетонщик)

Без меня не включат воду,

Вы не сможете помыться.

Отопление не подключат,

Унитаз не пригодится. (Сантехник)

Чтобы было всем тепло,

Вставлю в рамы я стекло.

Застеклить могу балкон,

Чтоб тепло вам было в нем. (Стекольщик)

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём.

(Кровельщик)

Игра

«КАКОЙ ЭТО ДОМ?»

Воспитатель называет детям материал для построения дома, а дети говорят какой это дом.

Дом из соломы (какой?) – соломенный дом

Дом из кирпича 9какой?) – кирпичный дом

Дом из бревен (какой) – бревенчатый дом

Дом из дерева (какой?) – деревянный дом

Дом из стекла 9какой?) стеклянный дом и т.д.

Игра с мячом

«СКОЛЬКО В ДОМЕ ЭТАЖЕЙ?»

Воспитатель прилагает назвать детям дом в котором один этаж – одноэтажный дом, два этажа – двухэтажный дом, три этажа – трехэтажный дом и т.д. в любом порядке.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Стройка. Профессии строителей»

Подвижная игра

«ПОЖАРНЫЙ»

На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий

Стоят на правой ноге

А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый

Стоят на левой

Руку левую к груди
И огонь скорей туши

Имитируют работу пожарным рукавом

Пальчиковая гимнастика

"МЫ – ПОЖАРНЫЕ"

На машине ярко – красной

Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль».

Мчимся мы вперёд.

Ритмично щёлкаем пальцами рук.

Труд тяжёлый и опасный

Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально.

Нас, пожарных, ждёт.

Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками.

Вой пронзительный сирены

Ритмично покачивают головой.

Может оглушить

Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем.

Будем и водой, и пеной

Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака.

Мы пожар тушить.

Ритмично постукивают кулачками друг о друг.

И в беду попавшим людям

Ритмично потирают ладони.

Сможем мы помочь

Ритмично похлопывают руками по бокам.

С пламенем бороться будем,

Ритмично потопывают.

Мы и день и ночь!

Ритмично хлопают в ладоши.

Загадки

Я мчусь с сиеной на пожар,

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстро, словно стрелы.

(Пожарная машина)

На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное – их понимать.

(Дорожные знаки)

Это тесный-тесный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

(Спички)

Кто на страже днем и ночью

Ловит тех, кто грабить хочет?

С пистолетом кто в руке,

С верным псом на поводке?

(Полицейский)

Если в доме вспыхнет пламя,

Вряд ли справитесь вы сами,

Перед тем как спорить с ним

Наберите …

(01)

Если вдруг пожар случится,

Кто быстрее всех примчится

На машине ярко-красной,

Чтоб залить огонь опасный?

(Пожарный)

На машине той врачи

Днем несутся и в ночи.

Ведь больных надо спасать

Помощь срочно оказать!

(Скорая помощь)

Если видишь преступленье

Иль к нему приготовленье,

Граждан защити права,

Набери скорей …

(02)

Лесные, торфяные,

И даже степные,

В природе встречаются,

Опасными являются!

(Пожар)

Если человеку плохо,

Толку нет вздыхать и охать,

Срочно номер набери

Скорой помощи…

(03)

Если в доме пахнет газом,

Форточки откройте сразу,

Не включайте свет в квартире

И звоните …

(04)

В синем море буква О

Не дает упасть на дно.

(Спасательный круг)

Кто стоит и строг, и важен,                                                                             В ярко-красный фрак наряжен,                                                                           Как на службе, часовой –                                                                               Охраняет наш покой?                                                                              Ну а если вдруг случится –

Что-то, где-то задымится,

Или вдруг огонь-злодей

Разгорится у дверей,

Он всегда помочь успеет,

И злодея одолеет…

И ребенок, и родитель

Знают, – он – …

(огнетушитель)

Если где-то наводненье,

Извержение вулкана,

Взрыв, обвал, землетрясенье, –

Будет папа неустанно

Пострадавших выручать

И в беде им помогать

(Спасатель)

Упражнение

«ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ ЗВУК»

Воспитатель называет детям любой изученный согласный звук ([Б], [В], [Г], [Д], [К], [М], [Н], [П], [Т], [Ф], [Х]  и их мягкие пары). Детям раздаются синие и зеленые кружочки и они пробуют на слух определить «твердый» звук или «мягкий» звук. Можно усложнить и произносить прямые слоги и просить определить первый звук в слоге, а после называть какой гласный был в этом слоге.

Игра с мячом

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Воспитатель показывает картинки, на которых  представлены спасатели разных подразделений. Дети их называют и  подбираютт качества, какими должен обладать спасатель и называют противоположные значения (какими качествами обладать не должен):

Сильный (выносливый) — слабый; смелый (мужественный, бесстрашный, отважный) — трусливый; быстрый — медленный;

умный (знающий) — глупый; ответственный — безответственный; уверенный — сомневающийся и т.д. 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Наша армия»

Подвижная игра

«КАПИТАН»

Матросская шапка.                        

Веревка в руке.

Маршируют по кругу друг за другом

Тяну я кораблик                                                                                  

По быстрой реке.

Маршируют в обратном направлении

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И  просят  меня:

Выполняют прыжки,  сидя на корточках.

«Прокати,  капитан!»

Поднимаются, «отдают честь».

Подвижная игра

«ЛЕТЧИК»

Быть шофером хорошо,

Бегут по кругу, крутят воображаемый руль.

А летчиком – лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут, расставив руки, как крылья.

Наливаю в бак бензин,

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

Завожу пропеллер:

Круговое движение правой рукой.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Бегут ,расставив руки.

Упражнение

«ПРОХЛОПАЙ СЛОВА»

Воспитатель предлагает детям «прохлопать» слова и определить самое длинное и самое короткое слово.

Слова: армия. Родина, граница, служба, защита, военный, пограничник, летчик, моряк, наряд, собака, столб, бинокль, рация, ограда, поводок, вышка,  тишина. 

Загадки

Смелым, сильным должен быть,

Крепко Родину любить.

Друзьям помогать

От врага народ защищать.

(солдат)

С ним солдаты в бой идут.

Он солдату верный друг.

Стреляет, стрекочет

Во врага попасть хочет

(автомат)

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

Ведь его стихия — море.

(Моряк)

Я служу сейчас на флоте,

Слух хороший у меня.

Есть такой же и в пехоте —

Дружим с рацией не зря!

(Радист)

Я на «тракторе» служу,

Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню».

(Танкист)

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком» —

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Она спасает от снарядов,

От взрыва бомб и от ударов

(каска)

Заменит робота-машину –

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтобы в живых потом остаться.

(Сапер)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Весна. Приметы весны»

Подвижная игра

«ВЕСНА ИДЕТ»

Раньше был сугроб до крыши,

(Поднимаем руки вверх)

А теперь всё ниже, ниже.

Оседает, оседает,

А потом совсем растает.

(Опускаем руки и приседаем)

Солнышко сильнее греет,

(Руки вверх, растопыриваем пальцы)

Растопить весь снег сумеет.

Побегут ручьи везде.

Всё окажется в воде.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Все деревья вдруг проснулись!

(Потягиваемся)

И от снега отряхнулись.

(Показываем: деревья стряхивают снег)

Пробудились ото сна.

Это к нам идёт весна!

(Руки в стороны: радостно встречаем весну)

 Подвижная игра

«ВЕСНЯНКА»

 

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей,

Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей,

«Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают.

А цветочки подрастают.

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Упражнение

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

        

За окном звенит она

И поет: «Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!»

Слышно с крыши: «Шлеп-шлеп-шлеп!»

Это маленький потоп.

(Капель)

Шагает красавица,

Дыханием земли касается,

Придёт и на поле, и на речку,

Оденет в платьице цветочек.

(Весна)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки –

На снегу…

(Проталинки)

Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц …

(Март)

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край —

Нас теплом встречает…

(Май)

В ночь — мороз

С утра — капель,

Значит, на дворе

(Апрель)

Осенью летели к югу

Переждать там злую вьюгу.

Дождались, и вот весной,

Возвращаются домой.

(Перелетные птицы)

Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Огороду, полю — врач,

Кто по пашне скачет?

(Грач)

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями

Ну, а зовут меня…

(Скворец)

Игра-соревнование

«КТО СКОРЕЕ?»

Детям раздаются синие и зеленые сигнальчики. Воспитатель произносит ряд звуков, слогов и слов. Когда ребенок слышит звук [С] – поднимает синий сигнал, а когда звук [С`] – зеленый сигнал.

С, СЬ, С, С, С. СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ, С, СЬ,СЬ, С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СА, УС, СЯ. ЫС, ЕС, СИ, СЁ, СЫ, СЮ, ОС, УС, ЮС, СЯ, СА, СЁ, СЮ, САД, СЕНО, КОЛЕСО, ЛИСИЧКА, ЛОСЬ, СОБАКА, СИТО, КОСА, УСЫ, БУСИНА, ГУСЬ, ВЕСЫ, АВТОБУС, АПЕЛЬСИН, НОС, САМОКАТ, СИРЕНЬ, РЫСЬ, МЯСО, КАПУСТА, КАРАСЬ

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Мамин праздник»

Упражнение

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой…

(мамочки)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой …

(бабушки)

Цветик жёлто-золотистый,

Как цыплёночек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка …

(мимоза)

Под солнцем весенним,

На клумбах и в скверах.

Ковёр из цветов

Красно-жёлтых и белых…

(тюльпаны)

8 марта — женский день,

Звенит веселая капель.

Творятся в мире чудеса,

Спешит к нам теплая…

(весна)

В этот светлый день весны

Дарят женщинам цветы.

 А в садах и школах детки

Мамам мастерят поделки!

(8 марта)

Настроенье поднимают,

Их все дамы обожают,

Радуют всегда они,

Счастьем наполняют дни! (цветы)

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке…

(Бусы)

Он под снегом вдруг проснется,

Солнцу робко улыбнется,

Белоснежный, хрупкий, нежный,

Называется…

(Подснежник)l

Маме с бабушкой вручу,

Настроенье подниму,

Нарисую от руки.

И туда впишу стихи!

(Открытка)

Пальчиковая гимнастика

«МАМИН ПРАЗДНИК»

Первые подснежники

Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан»

Я в руках несу.

Сжать ладони в кулачки, держать перед собой

Нежные цветочки

Маме подарю.

Вытягиваем руки вперед, ладони вверх

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

Обводим овал лица

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

Прижать ладони к груди

Упражнение

«ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»

Воспитатель произносит по очереди слова, а дети пробуют определить место звука [З] в слове, а затем звука [З'].

Звук [З]: забор, коза, зубы, заколка, зубр, мимоза, замок, зонт, ваза, газон, роза, заяц.

Звук [З]: зима, корзина, обезьяна, зебра, зефир, козел, земля, узел.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям подготовительной группы

Здесь даны практические рекомендации по подготовке детей к школе для воспитателей подготовительных групп...

Рекомендации педагога-психолога воспитателю старшей группы

Сентябрь Развивать восприятие детей. Расширять кругозор знаний об окружающем мире, совершенствовать представления о геометрических фигурах, цвете, форме, величине.Упражнения: «Большой ...

рекомендации для воспитателей старшей группы по теме " домашние животные"

Рекомендации для пеагогов , работающих со старшими дошкрольниками по теме " домашние животные"...

консультация по развитию связной речи для воспитателей старших групп и старших воспитателей

Методическая разработкаконсультации по развитию связной речидля воспитателей старших групп и старших воспитателей прикрепленных ДОУ...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Осень"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Осень" помогут вести коррекционно-развивающую работу в единой...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Рекомендации воспитателям старшей группы по лексической теме "Зимующие птицы"

рекомендации воспитателям старшей возрастной группы для детей с ОНР по лексической теме  "Зимующие птицы"...