Программа кружковой работы "Шерстьяная акварель"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наталья Владимировна Иванова

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческого мышления личности.

Все мы прекрасно знаем, что картины создаются на холсте или бумаге красками или карандашами, пастелью и другими материалами. Но, не всем знаком способ создания картин с помощью обычной овечьей шерсти. Окрашенной или, даже, обычного цвета, но подобранной по оттенкам. Эта техника набирает популярность с каждым годом. Живопись шерстью или шерстяная акварель.

Шерстяная акварель – это уникальный вид прикладного искусства своими корнями уходящий вглубь веков. Когда-то наши далекие предки придумали валяние из шерсти одежды, обуви, предметов интерьера для своих жилищ, которые были теплыми и легкими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шерстяная акварель49.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад № 104 «Ладушка»

ПРОГРАММА

кружка «Шерстяная акварель»

для детей старшего дошкольного возраста

срок реализации 2 года

Руководитель кружка:

педагог – психолог

Иванова Н.В.

Якутск, 2023 г

Информационная карта программы «Шерстяная акварель»

Образовательная программа для детей 5 - 7 лет

Учреждение: МДОУ ЦРР детский сад №104 «Ладушка» г. Якутск

Психолог: Иванова Наталья Владимировна

Программа кружковой работы

Тип программы по форме организации, содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная

Уровень освоения программы: специализированный

Уровень образовательной программы: общекультурный

Направление образовательной программы: художественно-эстетическое

Продолжительность освоения программы: 2 года

Количественный состав рабочей группы:

-старшая- 5 человек;

-подготовительная-5 человек.

Периодичность занятий: 1 занятие в неделю

Продолжительность каждого 25-30 минут  

Содержание

Стр

1

Объяснительная записка

3

2

Цель, задачи

5

3

Условия реализации

6

4

Формы и методы обучения

7

5

Технология и методы работы с шерстью

8

6

Содержание  дополнительного образования

11

7

Тематическое планирование

13

8

Результативность

16

Список литературы

17

Приложение

1.Пояснительная записка

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческого мышления личности.

Все мы прекрасно знаем, что картины создаются на холсте или бумаге красками или карандашами, пастелью и другими материалами. Но, не всем знаком способ создания картин с помощью обычной овечьей шерсти. Окрашенной или, даже, обычного цвета, но подобранной по оттенкам. Эта техника набирает популярность с каждым годом. Живопись шерстью или шерстяная акварель.

Шерстяная акварель – это уникальный вид прикладного искусства своими корнями уходящий вглубь веков. Когда-то наши далекие предки придумали валяние из шерсти одежды, обуви, предметов интерьера для своих жилищ, которые были теплыми и легкими. 

Создание шерстяных картин – один из самых творческих видов деятельности. Овечья шерсть разного цвета используется как материал для изготовления картин, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. Техника мокрого валяния проста и доступна для детей старшего дошкольного возраста. Сам материал-цветная шерсть, позволяет получить большое удовольствие как от процесса раскладывания основы для работы, так и собственно от самого мокрого валяния.

Для детей процесс валяния является - релаксирующим средством отдыха, а также ее массирующий эффект является хорошей рефлексотерапией, что способствует повышению у ребенка устойчивости к стрессам. Работать с шерстью — одно удовольствие: она мягкая, теплая, разноцветная.

Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.

Программа кружковой работы «Шерстяная акварель» разработана для детей 5 -7 лет.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени. Курс обучения 2 года, включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25-30 минут в группах из 5 детей.

Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей к искусству и формирует художественно- творческую активность через создание картин  шерстью.  

Новизна данной программы:

  • Использование нетрадиционного материала;
  • Работа в нетрадиционной технике, как способ удержания внимания
  • Зримые результаты работ;
  • Возможность проследить весь путь создания изделия от производства шерсти до непосредственно изготовления работы;
  • Использование игровых элементов, способствующих постоянной заинтересованности детей к процессу деятельности.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана побудить интерес детей к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

2.Цель, задачи

Цель: Создать условия для выявления и развития творческих способностей на занятиях по валянию из шерсти, для дальнейшей самореализации дошкольников.

Задачи программы

Образовательные:

  • Формировать знания, умения и навыки работы с шерстью;
  • Научить применять способы работы с шерстью;
  • Знакомить с историей и традициями ремесла;
  • Учить простейшим приёмам валяния, формировать умение составлять простые композиции.

Развивающие:

  • Развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;
  • Развивать творческие способности и задатки;
  • Развивать умение наблюдать, выделять главное;
  • Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
  • Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • Развивать чувство фактурности и объёмности.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Повышать коммуникативную культуру детей;
  • Учить работать в группе и индивидуально;
  • Воспитание у ребёнка уверенности в своих силах;
  • Воспитывать наблюдательность и усидчивость.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1.Принцип поэтапности погружения в программу.

2.Принцип динамичности. Сохранение логической цепочки от самого простого до максимально сложного задания.

3.Принцип сравнений. Развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций.

4.Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребёнка при решении данной темы.

3. Условия реализации программы

1.Материально – техническая база (интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер).

2.Дидактическое обеспечение (презентации, фотоматериалы, работы мастеров, детей и педагога).

3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)

4.Техника безопасности.

Материалы и инструменты:

Основной материал: Шерсть (гребенная лента, кардачёс), вискоза, фетр,  войлок

Дополнительные материалы: бусины, пайетки, пуговицы, кружево, текстиль (разный), нитки, природные материалы

Инструменты: ножницы, клей, горячий пистолет, пульверизатор, пинцет, рамки для картин, полотенца, фартуки, резиновые перчатки, детский крем

4. Формы и методы обучения

Методы работы с детьми:

  • Индивидуально -дифференцированный;
  • Групповой;
  • Практический;
  • Наглядный.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Рассматривание готовых образцов;
  • Просмотр презентаций и видеоматериалов;
  • Встречи с мастерами по валянию;
  • Изготовление изделий под руководством педагога;

Форма подведения итогов:

  • Выставка детских работ;
  • Фотоальбом детских поделок;
  • Участие в конкурсах детского творчества города, республики, России
  • Анкетирование родителей о работе кружка.

5. Методы и технология работы с шерстью

1. Основные приёмы работы с шерстью при выкладывании картин:

Вытягивание. Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будет просвечивать предыдущий слой, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу). Реализуется вытягивание так: в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера. Следует обратить внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки (ни левая, ни правая). Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Реже, в основном при прорисовке предметов переднего плана (деталей), пригодится умение с некоторым усилием выщипывать короткие мелкие прядки.

Щипание. В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими пушистиками легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным. Реализуется щипание таким образом: в левой руке(правшам) держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб, пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе) поверхностные волоски. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки (без петелек). Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную паутинку большей площади).

Настригание. Шерсть настригается прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму (которые Вы определяете сами, исходя из своих нужд). Руками и/или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из настрига, например, можно сформировать крону дерева (листву).

2. Технология изготовления картин из шерсти

Картины из шерсти создаются в нескольких техниках. Наиболее легкая техника — это техника сухой послойной раскладки прядок шерсти, изображение закрепляется рамой со стеклом. И более трудоемкие способы — это мокрое и сухое валяние, их комбинация.

Процесс же создания картины из шерсти включает те же этапы, что и в живописи: подготовка холста, проработка сюжета и эскиза, подбор и подготовка палитры и создание шедевра. При этом здесь невозможно пользоваться какой-либо заранее созданной кем-то другим, схемой. В шерстяной живописи иллюзия пространства создается за счёт наложения тонких слоев шерсти разных оттенков (в живописи этот прием называется лессировкой), а так - же за счет использования разных технологических приемов. Принципы построения изображения, создания перспективы как воздушной, так и пространственной, принципы смешивания цветов практически не отличаются от классических принципов живописи, хотя, безусловно, есть нюансы, связанные с особенностями материала. Готовые же картины часто напоминают рисунки пастелью, картины маслом, акварельные наброски, часто можно добиться даже достаточно большой реалистичности изображения.

Шерсть очень пластична и послушна и так -же как и любой другой живописный материал, способна передать любую идею, которую захочет воплотить в ней художник.

И так выкладывание картин из шерсти подразумевает под собой процесс «послойного» формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон/прядей шерсти слой за слоем.

Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем уже предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены. Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник.

Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает картон.

Основные методы работы изготовления картин  при мокром валянии:

Раскладка волокон шерсти для последующего получения войлока. Способ раскладки зависит от предполагаемого изделия и его размера картины.

Притирка. Первый этап непосредственно валяния. Заключается в притирании предварительно смоченной мыльным раствором раскладки шерсти для начального сцепления волокон. Интенсивность притирающих движений постепенно увеличивается.

Увалка. Когда заготовка хорошо притёрта, начинаем с усилием уваливать руками или специальными приспособлениями. При механическом воздействии изделие уменьшается в размерах (даёт усадку).

Полоскание. Удаление остатков мыла при помощи горячей и холодной воды. При этом изделие даёт ещё большую усадку, которая в целом составляет 30% от изначального размера.

3. Технология изготовления изготовление полотна:

Выкладывать шерсть необходимо небольшими порциями от края к центру параллельно друг к другу. Следующий слой выкладывается перпендикулярно первому. Шерсть нужно распределять равномерно во избежание просветов и утолщений. Количество слоёв зависит от требуемой толщины полотна. Далее необходимо смочить раскладку мыльным раствором, накрыть сеткой и слегка притереть с обеих сторон. Дальше притирать без сетки до уплотнения войлока. Проверить готовность полотна можно потянув за волоски шерсти. Они не должны отделяться. Далее необходимо прополоскать изделие и просушить. При желании войлок можно сделать цветной, с рисунком, можно добавить вискозу, нити, вырезанные шерстяные элементы и т.д.

Данным способом можно изготовить листья, цветы, бабочек, шарфик, коврик и т.п.

4.Валяние изделия по шаблону.

Технология изготовления:

Для начала необходимо вырезать шаблон из полиэтиленовой плёнки. На этот шаблон выкладываем шерсть в одном направлении ровным тонким слоем. Волокна должны на пару сантиметров выходить за края. Накрыть сеткой, смочить раствором и слегка притереть. Перевернуть заготовку на другую сторону и подогнуть выступающую шерсть на шаблон. Повторить раскладку и снова перевернуть шаблон. Следующий слой выкладывается в противоположном направлении. Количество слоёв варьируется от плотности изделия. Для детской работы достаточно двух. Хорошо притираем заготовку, уваливаем и прополаскиваем. После просушки можно приступать к декору.

Данным способом можно изготовить тапочки, валенки, кошелёк, волшебный мешочек, шапочку для гномика и т.д.

Валяние объёмных изделий (лепка).

5. Технология изготовления:

Для данной техники нам понадобится наполнитель- синтепон. Из него формируется основа, к примеру, шар. Далее накладывается шерсть. Лучше использовать шерсть не в лентах. Заготовка пропитывается и слегка притирается. Можно продолжать уваливать изделие в форме шара, а можно руками придать другую форму. Формообразующие движения схожие с лепкой из глины.

В данной технике можно изготовить ёлочные игрушки, мышку, морковку, мордочку животного и многое другое.

6. Содержание программы дополнительного образования

Структура проведения занятия:

1.Дружественное приветствие.

2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.

3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность)

4.Планирование работы (поиск решения, гипотезы)

5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов)

6.Практическая работа (реализация решений)

7.Анализ работы (продукта труда и деятельности)

8.Уборка рабочего места.

Взаимодействие с родителями.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:

  • Сотрудничество организации с семьёй;
  • Приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно- образовательного пространства «детский сад- семья».

Успех в этом творческом процессе зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Проблема вовлечения родителей в единое творческое пространство детского развития в ДОУ решается по двум направлениям:

Индивидуальные и наглядно- информационные формы работы:

  • Организация индивидуальных бесед и консультаций;
  • Выпуск информационных стендов и памяток.

Коллективные формы работы:

  • Родительские мастер- классы;
  • Выставки.

Все мероприятия ставят целью заинтересовать         родителей творчеством детей.

Работа с социальными партнёрами

Социальным партнёром ДОУ является библиотеки «Теплый дом», устроить тематическую выставку работ детей.

Все мероприятия по работе с социальными партнёрами строятся исходя из годового плана детского сада.

Планируемые результаты освоения программы для подготовительной к школе группы:

  • Дети освоили простейшие приёмы в технике мокрого валяния.
  • Научились изготавливать изделия в данной технике.
  • Познакомились с техникой «шерстяная живопись».
  • Умеют воплощать задуманные образы используя шерстяные волокна.
  • Воспитанники расширили словарный запас специальной терминологией, расширили знания о видах декоративно- прикладного искусства.

Для педагогов:

  • Педагоги повысили свою компетентность в области художественно- эстетического развития. Расширили знания о возможностях использования шерсти в работе с детьми.
  • Кабинет изобразительного искусства пополнился предметами детского творчества, многие из которых стали украшением интерьера детского сада.

Для родителей:

  • Родители стали больше интересоваться работой кабинета кружка, проявлять инициативу в планировании образовательной деятельности

7.Комплексно- тематическое планирование содержания образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (валяние шерсти) детей в старшей группы

Месяц учебного года

Тема

Содержание

Сентябрь

«Ремесло- валяние шерсти»

Знакомство с ремеслом валяния шерсти, материалами и инструментами. Рассматривание изделий мастеров, педагога и детских работ из шерсти.

Просмотр презентаций.

Техника безопасности при работе с шерстью и мыльным раствором.

Знакомство со свойствами материала.

Разучивание разминки.

Изготовление элементов шарообразной формы

Октябрь

«Цветик- семицветик»

«Осенние листья»

Знакомство с техникой мокрого валяния.

Изучение технологии валяния полотна. Знакомство с основными понятиями.

Рассматривание готовых изделий.

Просмотр презентации.

Ноябрь

«Тёплый шарфик»

«Снег кружится»

(2 занятия)

Закрепление умения работать в технике мокрого валяния. Отработка раскладки изделий квадратной и прямоугольной формы.

Закрепление знания основных понятий.

Декабрь

«Снеговик»

«Шары на ёлку»

Изготовление изделий шарообразной формы с использованием наполнителя синпепона

Январь

«Заснеженные домики»

«Зимние деревья»

Изготовление коллективных работ, используя технику мокрого валяния

Совершенствование приёма «настригания». Изготовление жгута.

Февраль

«Животные  Якутии»

Создание узнаваемых образов с использованием вискозы, ниток и дополнительных элементов (бусин, паеток и т.п) Закрепление умения работать в технике мокрого валяния.

Март

Апрель

«Шерстяная акварель»

Знакомство с техникой «Шерстяная живопись. Рассматривание работ мастеров, детей, педагога.

Самостоятельные работы детей

Май

«Шерстяная акварель»

Индивидуальная и подгрупповая работа

Комплексно- тематическое планирование содержания образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (валяние шерсти) детей в подготовительной группе

Месяц учебного года

Тема

Содержание

Сентябрь

«Весёлая гусеница» (2 занятия)

«Капуста»

Закрепление умения изготовления изделий круглой формы

Октябрь

«Красивый платок»(2 занятия) «Рукавичка к сказке»

Закрепление умения изготавливать полотно. Использование дополнительных материалов (вискоза, элементы из войлока) при валянии полотна. Закрепление умения скатывать жгут.

Ноябрь

«Иголки для ёжика»

«Красивые бусины»

«Мастерим кошелёк»

(2 занятия)

Изучение технологии валяния многоцветного, жгута.

Изучение технологии валяния по шаблону.

Знакомство с понятием «декорирование»

Декабрь

«Шерстяные колокольчики»

«Ёлочные игрушки»

Закрепление техники валяния по шаблону, техники валяния шара.

Знакомство с техникой объёмной лепки шерсти.

Январь

«Тапочки- малышки»

«Мышки- шалунишки» (2 занятия»

Совершенствование умения работать в технике мокрого валяния и технике объёмной лепки.

Составление простой композиции из шерстяных элементов.

Февраль

«Валенки- малышки»

(2 занятия)

«Одёжка для кружки»

(2 занятия)

Совершенствование умения валять изделие по шаблону.

Развивать инициативу и творческий подход при декорировании изделия.

Март

«Брошка для мамочки» (2 занятия)

«Букет для бабушки»

«Подснежники»

Знакомство с технологией изготовления цветов в технике мокрого валяния.

Закрепление умения валять жгут, шар.

Апрель

«Шерстяная акварель»

«Вискозная бумага»

Совершенствование умения работы в технике «шерстяная живопись».

Знакомство с технологией изготовления вискозной бумаги.

Разработка сюжетов для работы

Работа над эскизами

Май

«Шерстяная Акварель»

Индивидуальная и подгрупповая работа.

        

8.Результативность

К концу года учащиеся должны знать:

  • Название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
  • Правила организации рабочего места;
  • Правила и техники работы с шерстью;
  • Правила общения.

Должны уметь:

  • Различать материалы, предусмотренные программой;
  • Пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относиться к ним;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • Правильно организовывать рабочее время и поддерживать порядок во время работы;
  • Выполнять правила работы с шерстью;
  • Правильно выполнять изученные технологические операции.

        Список методической литературы

1. А.В. Золотарёва, М.Н. Терещук «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ» изд. «Аркти» Москва, 2008 г.

2.Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» изд. «Мозаика-синтез» Москва, 2013

3. Ксения Шиловская «Художественный войлок»

4. Ангелика Вольк- Герхе «Цветы из шерсти. Оригинальные модели в технике фелтинг».

5. О.А. Мишанова «Живопись шерстью»

Интернет ресурсы

1. http://www.izuminki.com/2014/09/01/kartiny-iz-shersti/

2. http://www.docme.ru/doc/123003/proekt-malygina

3. http://uslide.ru/mhk/10012-zhivopis-sherstyu.html

4. http://teplie-kartini.ru/

Приложение 1

Диагностика освоения приёмов и техник работы с шерстью

 детьми 6- 7 лет на начало (конец) года

Ф.И.О.

Основные приёмы работы с шерстью

Основные технологии

Техники

 

Теория

Вытягивание прядей из ленты

Щипание волокон

Настригание шерсти

Раскладка шерсти

Притирка

Полоскание

Увалка

Изделия шарообразной формы

Изготовление жгута

Изготовление полотна

Валяние по шаблону

Лепка из шерсти

Техника мокрого валяния

Техника «Шерстяная живопись»

Знание специальной терминологии

Ключ к обработке диагностики

1- нуждается в значительной помощи педагога;

2- нуждается в незначительной помощи педагога;

3- самостоятельно выполняет задание.

Высокий уровень (31- 45)

Знает и использует основные приёмы работы с шерстью. Знает изученные технологии. Умеет работать в техниках, предусмотренных программой. Владеет специальной терминологией. Задания выполняет самостоятельно или с незначительной помощью педагога.

Средний уровень (15- 30)

Владеет основными приёмами работы с шерстью. Работает в техниках, предусмотренных программой. Знает большую часть терминов. При выполнении задания нуждается в помощи педагога.

Низкий уровень (0- 14)

Плохо владеет приёмами работы с шерстью. Не владеет терминологией. Испытывает затруднения в работе. Не может самостоятельно выполнить задание.

Общие выводы:

Приложение 2

Инструкция по технике безопасности на занятиях по валянию из шерсти

1.Перед началом работы в технике мокрого валяния необходимо надеть фартуки.

2.Строго запрещается брать шерсть в рот.

3.Соблюдать меры безопасности при работе с мыльным раствором- избегать попадания его в глаза и рот.

4.Следить за соблюдением порядка на рабочем месте.

5.Температура горячей воды должна быть приемлемой температуры.

6.Работать с мыльным раствором лучше в защитных перчатках.

7.Соблюдать правила работы с ножницами.

8.После окончания работы вымыть руки и смазать кожу детским кремом.

Приложение 3

План взаимодействия с педагогами, родителями и социальными партнёрами:

Дата

Мероприятие

Цель

сентябрь

Вводное анкетирование родителей по работе кружка.

Определить уровень заинтересованности родителей в услугах по дополнительному образованию.

Продолжать сотрудничество с социальными партнёрами.

ноябрь

Мастер- класс для педагогов

Тема: «Изготовление развивающих игрушек из шерсти»

Познакомить педагогов с возможностями шерсти, как материала для создания развивающих игрушек.

Повысить их компетентность в вопросах художественно- эстетического воспитания дошкольников.

январь

Мастер- класс для родителей

Тема: «Птички- невелички»

Познакомить родителей с техникой сухого валяния шерсти.

Изготовить совместно птичек для дидактического пособия «Чудо- дерево»

Повысить мотивацию родителей для участия в жизни детского сада.

февраль

Оформление стенда по работе кружка «Шерстяная акварель»

Расширять знания родителей и педагогов о ремесле валяния шерсти.

апрель

Оформление выставочной зоны в группах

Создать условия для художественно- эстетического восприятия детей. Эстетическое оформление интерьера детского сада.

май

Выставка работ в библиотеке «Теплый дом»

Анкетирование родителей по результатам работы кружка

Транслировать опыт работы с шерстью для дальнейшей творческой мотивации детей, родителей и педагогов.

Приложение 4

Словарь терминов

Войлок – (от тюркского ajlyk – покров, покрывало) вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.

Валеночная шерсть – неоднородная (полугрубая, грубая), состоящая из волокон разных типов шерсть, с большим количеством остевых волокон, как правило неокрашенная.

Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Выпускается разных цветов.

«Звездочка» или звездчатая игла – игла со звездчатым сечением. Применяется для финальной обработки изделия, а также валяния плоских и мелких деталей, рельефов.

Иглы для валяния/для фильцевания – иглы из закаленной стали со специальными насечками. Иглы для валяния имеют номера в соответствии с диаметром иглы. Иглы различаются по форме сечения рабочей поверхности.

Кардочесанная шерсть – шерсть, все волокна которой изогнуты и направлены в разные стороны. Выпускается разных цветов

Лен - волокнистое растение, из которого выделывают нитки и ткут полотна. В мокром валянии чаще используют гребенную ленту, волокна льна (отбеленные и неотбеленные). В сухом валянии используют полотно в качестве основы, на которую с помощью специальных игл наносят рисунок из шерсти.

Мохер – шерсть ангорских коз - роскошное естественное волокно. Это один из самых теплых и прочных натуральных материалов, при этом исключительно легкий и шелковистый. Его природный блеск устойчив и долговечен, он не исчезает после окрашивания. Ни одна шерсть не обладает таким великолепным длинным ворсом с устойчивым и долговечным природным блеском. При валянии используется для достижения дополнительных декоративных эффектов.

Меринос, мериносовая шерсть – шерсть мериносных пород овец, тонкая, нежная, наиболее дорогая. Мериносы отличаются от остальных пород овец высоким качеством камвольной шерсти, состоящей из тонких (15-25 мк) мягких пуховых волокон.

Мокрое валяние – сваливание шерстяных волокон во влажной среде под воздействием мыльного раствора, создающего щелочную среду.

Нуновойлок или нановойлок (англ. nunofelt, нем. nunofilz) – приваливание волокон шерсти к шелковой или другой ткани.

Очес – мелкие или крупные короткие волокна, оставшиеся после расчесывания шерсти в гребенную ленту. Используются как основа для изделий. Выпускается разных цветов. Ость, остевой волос – грубые длинные волокна. Обратная игла – игла для валяния с обратным эффектом. При валянии она выдергивает прядки шерсти наружу, создавая тем самым эффект распушенной шерсти. Применяется для создания дополнительных эффектов на финальной стадии работы над изделием.

Полутонкая шерсть — состоит из пуховых волокон или переходного волоса (средняя толщина 25—40 мкм)

Префельт – рыхлое, «недоваляное» войлочное полотно, позволяющее и приваливать к нему шерсть. Помогает сэкономить время и усилия при валянии крупных изделий.

Растительные волокна - вырабатываются из растений. Эти волокна отлично подходят для войлоковаляния, но только в добавлении с другими волокнами, так как сами по себе они не имеют свойства сваливаться. Почти все эти волокна имеют гладкий и блестящий оттенок как у шелка, который придает особый шарм изделию. Растительные волокна очень популярны среди мастеров войлока. Наиболее популярны лен, бамбук, банан, крапива.

Ровница – чистошерстяная нить слабого кручения. Используется как для вязания, так и для валяния.

Семеновская шерсть – шерсть для валяния, произведенная Московской шерстопрядильной фабрикой.

Сливер – неокрашенная и невыбеленная, светлая гребенная лента, прошедшая первичную очистку. Используется как основа изделия, которую закрывают верхним цветным слоем.

Сухое валяние – валяние при помощи специльных игл (см. Иглы для валяния). Насечки на рабочей поверхности иглы зацепляют волокна шерсти и проталкивают их в нижние слои изделия, уплотняя и сваливая таким образом шерсть. Работа с иглой позволяет придать шерсти задуманную форму. Как правило в этой технике изготавливают объемные изделия: игрушки, украшения.

Троицкая шерсть – шерсть Троицкой камвольной фабрики

Тонкая шерсть — состоит из пуховых волокон (тонина 18—25 мкм) Топс – см.Гребенная лента

Фельт (англ. Felt) - войлок

Фильцнадель – (нем. Filznadel) то же, что и техника сухого валяния.

Фильцевать – валять шерсть сухим способом при помощи специальных игл.

Фетр (от франц. Feutre) – плотный материал из шерсти или синтетических волокон, выпускаемый в виде полотнищ.

        Приложение 5

Вводное анкетирование родителей

        Уважаемые родители, в нашем детском саду ведёт работу кружок «Шерстяная акварель». На занятиях дети знакомятся с ремеслом валяния шерсти, учатся выполнять работы в технике мокрого валяния шерсти и технике «шерстяной живописи». Для наибольшей эффективности нашей работы прошу Вас ответить на несколько вопросов.

1. Ф.И.О. родителя (законного представителя)

__________________________________________

2. Желаете ли вы, чтобы ваш ребёнок посещал занятия кружка?

- да

- нет

3. Страдает ли Ваш ребёнок аллергией на овечью шерсть?

- да

- нет

4. Какие формы взаимодействия с детским садом для вас приемлемы?

- беседы

- консультации

- мастер- классы

- родительский клуб (творческая мастерская)

- открытые занятия

- другое

5. Можете ли поделиться своим опытом художественно- эстетического развития в семье?

- да, с удовольствием

- для этого мне нужна помощь педагогов дошкольной организации

- нет, не считаю свой опыт достаточным, чтобы делиться им

6. Ваши пожелания по организации работы в данном направлении:

___________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество

Итоговое анкетирование родителей для определения уровня удовлетворённости работой по программе «Шерстяная акварель».

1. Ф.И.О. родителя (законного представителя)

2. Доволен ли Ваш ребёнок занятиями кружка

- да

- нет

- другой вариант

3. Как вы относитесь к подарку, который ребёнок сделал своими руками?

- считаю это замечательной альтернативой, храню такие подарки;

-считаю это не нужным;

- свой вариант ответа

___________________________________________________________________

4. Посещали ли Вы мероприятия, организованные педагогом? Если посещали, то были ли они полезными и интересными?

- да

____________________________________________________________________

- нет

5. Удовлетворены ли Вы работой кружка?

- да

- нет

- свой вариант ответа: _________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Ваши пожелания, предложения по работе кружка: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности "АКВАрель"

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Нетрадици...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...