ПРОЕКТ «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике

Алексанян Арега Вальтеровна

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы  - коммуникативных, интеллектуальных и художественных способностей в процессе ознакомления с музыкальным и изобразительным искусством;

формирование всех психических процессов; развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

 

Задачи проекта: обогащать художественно – эстетический опыт;

формировать умения детей выражать свои эмоции, осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе художественно – творческой деятельности;

развивать творческую активность и эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия окружающего мира;

воспитывать художественный вкус;

воспитывать любовь к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz_aleksanyan.odt394.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ».

        

Алексанян Арега Вальтеровна

МБДОУ детский сад №22

Музыкальный руководитель

Ставрополь, 2023г.

Актуальность проекта: Дошкольный возраст является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте ребенок познаёт окружающий мир с помощью практического опыта. Благодаря этому опыту, ребенок всесторонне развивается.

В современном мире интересы детей изменились. Дети все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их внимание приковано к компьютерам, гаджетам и игровым приставкам, которые не смогут научить детей понимать, где границы между добром и злом. Именно поэтому вопрос об эстетическом воспитании детей актуален в современном обществе.

К сожалению, родители уделяют лишь малую часть времени своему ребенку. Именно поэтому основной задачей педагогов становится художественно-эстетическое развитие детей.

Согласно исследованиям учёных, художественно-эстетическое развитие является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Художественно-эстетическое развитие личности, это не только воспитание эстетического отношения к искусству, окружающим людям, природе, но и к труду и быту; но также оно наполняет эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Художественно-эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания.

Проблема проекта:

формирование основ художественно-эстетической культуры для детей с ОВЗ будет эффективным, если:

•  организация художественно-творческой деятельности в условиях ДОУ будет строиться на базе современных методик, учитывающих психологические особенности детей;

          • в педагогической практике будет максимально реализован принцип индивидуального подхода;

          • в педагогическую деятельность будет внедрена практика разработки и реализации специальных профильных программ художественно-эстетического развития.

 Цель проекта: развитие эмоциональной сферы - коммуникативных, интеллектуальных и художественных способностей в процессе ознакомления с музыкальным и изобразительным искусством; формирование всех психических процессов; развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи проекта: обогащать художественно – эстетический опыт;

формировать умения детей выражать свои эмоции, осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе художественно – творческой деятельности;

развивать творческую активность и эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия окружающего мира; воспитывать художественный вкус;

воспитывать любовь к музыке.

Вид проекта: Исследовательски - творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Ожидаемые  результаты:

• Построение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

• Расширение знаний детей о изобразительных материалах и способах действия с ними.

• Развитие мелкой моторики.

• Пополнение словарного запаса.

• Формирование творческой личности.

  • Развитие музыкальных способностей

• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.

• Удовлетворенность родителей  ожидаемыми результатами.

          Планирование проекта:

- теоретический анализ литературы по эстетическому воспитанию детей с ОВЗ;

- подготовка к занятиям по художественному воспитанию детей с ОВЗ;

- личные беседы с педагогами;

Сроки реализации проекта: в течение учебного года (сентябрь-май)

Ресурсы проекта: материалы и принадлежности для занятий ИЗО, музыкальные инструменты, диски с муз. записями, мнемотаблицы, ноты и другое.

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)

Практическая часть проекта:

Музыкальная и изобразительная деятельность — одни из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.

  • Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению.
  • Изобразительная деятельность также имеет большое значение для всестороннего воспитания детей с ОВЗ. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений развивает воображение.

  Особое внимание нужно уделить нетрадиционным техникам рисования, как средствам  развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошкамипальчиками.

Рисование нетрадиционными способами – увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Важным этапом является самостоятельное творчество детей под руководством педагога дополнительного образования, а также взаимодействие родителей с детьми:

1. Беседы с детьми на темы:

«Золотая осень», «Моя семья», «В декабре - все деревья в серебре», «Скоро праздник Новый год», «Что изменилось зимой?», “Звуки природы”, и т.д.

2. Совместное посещение родителей с детьми музеев, концертов, выставок.

3. Семейные музыкальные праздники:

«Праздник осени», «Новый год», «8 марта», «День смеха» и др.

 4. Консультации для родителей на темы:

“Эстетическое воспитание в семье”, “Рисовать вместе- это просто”, “Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей”

5. Мастер-классы  для родителей

  6.Выставка совместных семейных рисунков, поделок

«Использование различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»

 

           В развитии детей с ОВЗ важное место занимают музыкальные занятия.

На музыкальных занятиях дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков, развивается воображение, фантазия, пробуждается

стремление к творчеству и к импровизации.

Целью музыкальных занятий является развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности и, конечно же,

Основными видами музыкальной деятельности являются: пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения. Рассмотрим их специфику в работе с детьми с ОВЗ.

  1. Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности, где сам процесс восприятия музыки становится важным, значимым, в ходе которого осуществляется решение эстетических и коррекционных задач. В процессе восприятия дети учатся не только слушать и понимать музыку, но и чувствовать характер, настроение музыкального произведения, показывают свое отношение к ней посредством танцевального, песенного и изобразительного творчества.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

    Музыкальный репертуар для слушания подбирается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

   Для детей с замедленным жизненным тонусом желательно включать активную музыку, которая ускоряла бы процессы возбуждения в коре головного мозга.

       Для гиперактивных детей рекомендуются спокойные музыкальные произведения умеренного темпа.

      Детям, у которых в течение дня наблюдается резкая смена эмоционального состояния, требуется спокойная музыка мягкого характера.

 

 2.     Пение.

Особое внимание следует уделить именно этому виду музыкальной деятельности, так как пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития.

Процесс обучения пению ребёнка с ОВЗ достаточно длительный, трудоёмкий и сложный, в результате чего формируется вокально-исполнительская культура, умение слушать музыкальное сопровождение, осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то он обычно не проявляет интереса к пению. При первом знакомстве с песней необходимо вызвать интерес у детей, для этого используются игрушки, иллюстрации или картинки, подбираются песни с игровым содержанием.

Одним из эффективных методов обучения пению детей с ОВЗ является мнемотехникаЦель использования мнемотехники в пении: развитие слуховой и зрительной памяти для разучивания песен и стихов.

Необходимость использования мнемотехники для детей с ОВЗ в том, что у таких детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания песни, повышает внимательность.

В качестве основного средства мнемотехники на музыкальном занятии используется мнемотаблица - это графическое изображение предметов, персонажей песни, их действий. Для детей с ОВЗ  лучше применять цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: солнышко – желтого цвета, елочка зеленая, небо голубое и т.д. 

 

Также после разучивания песни можно объединить музыкальное занятие и изо-деятельность, например:

«Нарисуй песню».

Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования звучит песня. Цель: учить определять характер музыки и передавать свои впечатления в рисунке.

3. Игра на детских музыкальных инструментах.  Музицирование на инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ, и, самое главное, музицирование повышает интерес детей к музыке.

Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.

В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства, что способствует социализации.

На начальных этапах обучения игре на музыкальных инструментах детей с ОВЗ используется репертуар с вокальным сопровождением, в котором обозначается последовательность действий с музыкальными инструментами.  

        Также при обучении игре на детских музыкальных инструментах очень актуальны музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие.  

Например: «Угадай, на чём играю».

Цель: учить детей по звучанию определять муз. инструмент.

Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах.

Дети отгадывают инструмент по звучанию и показывают соответствующую картинку музыкального инструмента.

 

4.Музыкально – ритмические движения и танцы - вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и ее характер передаются в движениях.

Основой этого вида деятельности является ритм, а разнообразные импровизационные, ритмические и танцевальные упражнения, хореографические композиции, сюжетно-образные движения используются, как средства для более глубокого ее восприятия и понимания.

Танец обладает широким спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети очень любят танцевать и дети с ограниченными возможностями здоровья-не исключение. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении и самовыражении.

Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения: подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

                               

     Вывод:

При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях и особенностей ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, достигается  главная цель работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку, независимо от состояния здоровья.

Таким образом, можно говорить о  позитивных изменениях в состоянии ребенка, благодаря музыкальным занятиям.

     

Заключение:

Представленный проект направлен на успешное развитие художественно- эстетических навыков у детей с ОВЗ.

Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию лучших качеств личности ребенка. Это достаточно сложный и длительный процесс и, конечно же, не каждый ребенок станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитывая у детей эстетический вкус, мы учим их видеть, слышать и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.

В системе учебно-воспитательного процесса, художественно-эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие эстетических качеств человека, но и личности в целом.

• Многочисленные исследования доказали, что формирование основ художественно-эстетического вкуса у детей с ОВЗ работает на практике.

• На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.

          Исследование показало, что познавательный интерес у дошкольников довольно велик, а наличие интереса является первым  условием успешного воспитания; главное,  чтобы семья поддерживала этот интерес и помогала ему развиваться в условиях ДОУ.

Список использованной литературы: 

1. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 10-12.

2. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 46-48.

3. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005

4. Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008.

5.Королькова Е. А. Музыкальное занятие, как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.).

6.Работы в области социально – культурной деятельности М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.М. Григорьевой, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого,  И.А. Ивлиевой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, А.П. Маркова, И.А. Новиковой, О.Л. Орлова и др. авторов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...