Проект "Азбука безопасности!"
проект по обж (средняя группа) на тему

Валевич Александра Михайловна
Актуальность: За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешая детям играть огнеопасными предметами. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме,  необходимо изменить сознание и отношение людей к ней, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_bezopasnosti.docx977.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Азбука безопасности!»

Авторы проекта: Ковалькова Елена Адамовна, Валевич Александра Михайловна.

Участники проекта: дети средней группы № 2 « Улыбка», воспитатели, родители.

Тип проекта: Информационно-ориентированный, краткосрочный (март-2016г..), групповой.

Актуальность: За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешая детям играть огнеопасными предметами. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме,  необходимо изменить сознание и отношение людей к ней, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Проблема: У детей  дошкольного возраста отсутствует психологическая реакция на экстремальные ситуации. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство, часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Предполагаемый результат:

  • Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.
  • Овладение детей  навыками правильных действий в случае пожара.
  • Сформированность устойчивых навыков самосохранения и навыков осознанного безопасного поведения.
  • Заинтересованность родителей данной проблемой и вовлечение их в процесс реализации проекта.

Риски:

  •    Частое непосещение ребенком группы.

2.      Родители мало уделяют времени проблеме ОБЖ.

Особенности оснащения предметно-развивающей среды:

1.Приобретение атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Пожарные».

2. Изготовление картотеки на тему противопожарной безопасности.

3. Папки-передвижки для родителей «Осторожно- огонь», «Безопасность дошкольника», «В мире опасных предметов»

4. Оснащение литературного уголка книгами  по теме проекта.

5. Выставка детских работ по теме «Пожар», «Пожарная машина»

Этапы и сроки проекта:

1 этап - подготовительный:

 Постановка цели, предварительная работа с детьми. ( март)

Опрос детей «Что такое огонь?» .

 Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Изготовление картотеки по пожарной безопасности.

Подбор  дидактических игр « Опасные предметы», «Как избежать неприятностей», «Если малыш поранился»,  «Горячо-холодно»,  

  Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

  Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта(март)

  • Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • Чтение художественной литературы детям, загадывание загадок по теме;
  • Рассматривание картин, рисование рисунков;
  •     Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности,  системой оповещения, эвакуационными путями.

Выполнение проекта:

Тема и сроки

Содержание работы

1 неделя марта

Беседы с детьми на тему «Что такое огонь?», «Причины лесных пожаров», «Осторожно- электроприборы».

Создание игровых, обучающих ситуаций «Мама забыла выключить утюг», «Маша обожглась»..
Подвижные игры «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие»,  
Дидактические игры «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы-источники пожара».
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»,строительные игры «Пожарная часть». Чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом».

2 неделя марта

Беседы на тему «Если в доме случился пожар. Телефон 01», «Чтоб елка новогодняя нам радость принесла», «Осторожно – пиротехника»,
Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности).
Проблемная ситуация «Большая беда от маленькой спички»

Продолжать знакомить с причинами пожара.

Формировать правила поведения при пожаре: «Что надо делать если случился пожар?», «Куда прятаться?».

Чтение произведения К.Чуковского «Путанница», С.Я.Маршак «Пожар».

Отгадывание загадок.

3 неделя марта

Беседа «Пожарный – профессия героическая», «Пожарная безопасность».
Чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Пожар», Л.Толстой «Пожарные собаки».
Проблемные вопросы «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось?».
Игра-занятие на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?»
Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар».
Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?».

Продуктивная деятельность

Рисование  на тему «Пожар».
Конструирование из строительного материала, бросового материала «Пожарная часть», «Пожарный автомобиль».

Работа с родителями

Консультации для родителей «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности».
Информация в родительском уголке «Осторожно огонь».
Оказание помощи в создании развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры).
Помощь в организации экскурсии в пожарную часть.

3 этап. Заключительный:

  • Выставка детских работ на тему «Пожар»
  • Экскурсия в пожарную часть
  • Конструирование пожарной машины
  • Составление  мини- рассказов о работе пожарной части.
  • Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.

Результативность: (критерии оценки)

  • Как нужно действовать при возникновении пожара?
  • По какому номеру нужно звонить в пожарную службу?
  • Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать пожара?
  • Если комната начала наполняться густым едким дымом, что нужно делать?
  • Чего нельзя делать, если случился пожар?
  • Чем можно самим потушить огонь?

        Форма представления результатов работы над проектом:

Обобщение результативности работы по формированию осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Презентация на итоговом педсовете.

ПОГОВОРКИ

Не шути с огнем.
Огонь друг – огонь враг.
Спички детям не игрушки.
От искры – пожар рождается.
Спички не тронь – в них огонь.
Спички – это не игрушка, а огонь – не забава.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Спичка – невеличка, огонь-великан.
Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.
В огне железо плавко.
Огонь хороший друг, но плохой хозяин.
Не шути с огнем – сгореть можно, с огнем обращайся крайне осторожно.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Пожар легче предупредить, чем затушить.
Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла.
Ростом спичка невеличка, не смотрите, что мала, эта маленькая спичка  может сделать много зла.
Пожар вызывают электроприборы, когда они остаются без надзора.
Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда.
Огонь – опаснейшая штука, он над собой не любит шуток.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Электричество

Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации.

Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.

Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла

Нагрелся утюг, загорелись штанишки.

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Что хотела сделать девочка? –погладить штанишки для мишки.

Можно малышам включать утюг? –нет

А другие электроприборы? –нет

Можно сунуть пальчики в разетку? –нет

Может ток вас убить? –да

А если гвоздь засунуть в разетку? Что случится? –ток убьёт

А если утюг оставить надолго на белье, то может вспыхнуть пожар? –да

Это опасно? –да

Воспитатель: Помните дети: пожары бывают

Когда про включенный утюг забывают!

- А как же действовать в опасной ситуации. Давайте вместе с вами будем учиться правильным действиям во время опасной ситуации.

Если в доме что-то загорелось – (что нужно делать) Быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону 01, маме на работу. Позвонить из телефона-автомата по номеру 01 и сказать, что у вас в доме пожар. При этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире много дыма – (как вы поступите) низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем. Загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.

Электричество

Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации.

Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.

Там дядя Ток (Мальчик вставляет ножницы в розетку)

1. –Что он делает неправильно?

2. –Что может случиться с ним?

3. –Как нужно было себя вести?

4. –Кто теперь ему может помочь?

Газ. Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации.

Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.

Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.

Скучно маму ждать с работы

Очень хочется компота

В кухню Юленька вошла

Под кастрюлей газ зажгла

Час прошел – кипит кастрюля

Испугалась наша Юля

Мало сделалось воды –

Так недолго до беды

Осторожно горячо (Девочка приоткрывает крышку кастрюли)

1. –Что она делает неправильно?

2. Что дымится из кастрюли, когда кипит вода? –пар

3. Сможет ли девочка обжечься горячим паром? –да

4. Можно брать крышку кастрюли голыми руками? –нет

5. –Как нужно поступить? –взять прихватку

6. А можно малышам варить? –нет

7. –Что теперь нужно делать девочке? –ждать родителей

Воспитатель: Сам к плите не прикасайся

Лучше взрослых дожидайся.

« ОПАСНЫЕ ИГРУШКИ»

Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе феерверки, петарды. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет

Пока папы с мамой нет

Рома взял ракеты в руки

Я поджег четыре штуки

Не пришлось повеселиться

Оба мы лежим в больнице.

1. Можно зажигать ракеты? -нет

2. А фейерверки? -нет

3. Можно играть со спичками? -нет

4. А вообще можно брать в руки спички маленьким детям? -нет

5. Если в доме что-то загорелось - (что нужно делать) Быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры

6. Нужно рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону 01, маме на работу? -да

7. А если в квартире много дыма - (как вы поступите) низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем.

 8. Загорелась одежда? - падать и, катаясь, сбивать огонь.

« Найди опасные предметы»

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить какими предметами нельзя пользоваться, чтобы не случилось беды. Ребенок повторяет правила безопасности:

- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;

- опасно одному выходить на балкон.

« Отгадай загадку»

Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Загадки

1.    На столе, в колпаке,                                        4. Режет хлеб,

Да в стеклянном пузырьке                                Намажет масло.

Поселился дружок                                               Но помни:

Развесёлый огонёк.                                             Есть с него опасно!

(Настольная лампа)                                             (Нож)

2.    Из горячего колодца                                       5. Два конца, два кольца,

Через нос водица льётся.                                   Посередине – гвоздик.

(Чайник)                                                                   (Ножницы)

3.    Гладит всё, чего касается,                             6. Всех на свете обшивает,

А дотронешься – кусается.                                Что сошьёт – не надевает.

( Утюг)                                                                     (Иголка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (безопасность в быту)

laquo;Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (безопасность в быту)...