Дидактические игры по формированию навыков безопасного поведения.
учебно-методическое пособие по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Божева Татьяна Михайловна

В статье представлены дидактические настольно-печатные игры по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, созданные автором (описание игр и наглядные материалы к ним)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию навыков безопасного поведения.

Автор-составитель: Божева Т.М.

«Собери в лукошко»

Цель игры: формирование у детей основ безопасного поведения в природе; закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях (грибах и ягодах), их отличительных признаках.

Материал: карточки – поля с изображением ягодного и грибного лукошка и расположенными вокруг пустыми квадратами (8 шт.), предметные картинки с изображением съедобных грибов и ягод (по 8 шт.) и ядовитых грибов и ягод (по 2 шт.) 

Ход игры:  Детям предлагается «собрать» съедобные грибы и ягоды в лукошко, а несъедобные (ядовитые) оставить «в лесу». Каждый из детей выбирает по 1 картинке съедобного гриба и ягоды, вспоминает их название и размещает на свободном месте карточки-поля. Два ядовитых гриба (мухомор и бледная поганка) и две ягоды (вороний глаз и волчье лыко) должны остаться на столе (на поле «в лукошке» свободные места для них не предусмотрены). Педагог вместе с детьми вспоминает названия ядовитых растений, их отличительные признаки, последствия употребления их в пищу и правила безопасного поведения в природе, связанные с данной ситуацией (В лесу ничего пробовать нельзя, даже самый красивый грибок, самая аппетитная ягодка, травинка могут оказаться ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться.) 

Второй вариант: Проводится по принципу игры «Четвёртый лишний»:

из четырёх предложенных картинок ребёнок выбирает лишний предмет и объясняет свой выбор (Мухомор – лишний, т.к. все грибы съедобные, а это – ядовитый гриб)

«Найди и зачеркни» / «Закрой фишками»

Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (правилах безопасного поведения с ними).

Материал: таблица – поле с предметными картинками (6/5) в ламинированной пленке – по количеству детей, маркеры (или фишки).

Ход игры:  Детям предлагается зачеркнуть маркером (или закрыть фишками) все предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый из детей объясняет свой выбор: чем может быть опасен тот или иной предмет и правила обращения с ним (по 1 – 2 предмета на выбор)

Второй вариант: Проводится по принципу игры на группировку предметов:

таблицы карточки разрезаются на отдельные предметные картинки; детям предлагается разложить их на две группы по принципу «Опасно (полезно) – безопасно (вредно)» и объяснить свой выбор.

«Ходилки»

Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (безопасного поведения с ними).

Материал: игровое поле с расположенными последовательно предметными картинками, кости (кубик, на каждой из шести граней которого нанесены числа от 1 до 6), цветные фишки по количеству детей.

Ход игры:  В игре принимают участие 2-4 человека. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Оказавшись на одной из предметных картинок, представленных в игре, ребенок объясняет, чем может быть опасен тот или иной предмет и правила обращения с ним в быту (или правила безопасного поведения в природе). Побеждает участник, который первым дойдет до финиша (остановится на последнем кружке или «пройдет» его).

Второй вариант: За правильный и полный ответ ребенок получает баллы (звездочки, флажки и пр.). Побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов за правильные ответы.

«Кубик безопасности»

Цель игры: закрепление знаний детей о типичных опасных ситуациях, которые могут произойти с ними в быту, социуме, природе; формирование умения предвидеть и предупредить результаты возможного нежелательного развития данной ситуации.

Материал: крупный кубик с размещенными на нем (с помощью липучек) сюжетными картинками, изображающими опасные ситуации в быту, социуме, природе.

Ход игры:  Дети по очереди бросают кубик и объясняют ситуацию, выпавшую на верхней грани (Чем опасна для жизни и здоровья данная ситуация? Что может случиться с ребенком в этой ситуации? Как следует (не следует) поступать?  Педагог помогает детям самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными для жизни и здоровья предметами в быту, неправильного поведения на улице; при общении с незнакомыми людьми и пр. Дети должны внимательно слушать друг друга и, при необходимости, дополнять ответы товарищей.

«Собери картинку»

Цель игры: закрепление знаний детей об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними в быту, социуме, природе; формирование основ безопасного поведения.

Материал: разрезные сюжетные картинки по количеству детей.

Ход игры:  Детям предлагается сложить разрезанную на 6-8 частей сюжетную картинку и объяснить изображенную на ней ситуацию (см. пояснения к игре «Кубик безопасности». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"

Использование дидактических игр  на практике -  как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников

. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...

"Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет."

Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет.(Из опыта работы.)...

«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»

Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....

Алгоритмические игры при формировании навыков безопасного поведения дошкольников

Представлены алгоримические игры, которые можно использовать в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»

laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...