Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»
учебно-методический материал по обж
«Игра - это огромное светлое окно,
через которое, в духовный мир ребёнка
вливается, живительны поток представлений,
понятий об окружающем мире.»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_did_igry.odt | 844.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра - это огромное светлое окно,
через которое, в духовный мир ребёнка
вливается, живительны поток представлений,
понятий об окружающем мире.»
В. А. Сухомлинский
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Не проходит и дня, чтобы гaзеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, стране. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первый, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.
Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения в быту и социуме; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия.
И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Выстраивать воспитывающее и обучающее взаимодействие с детьми во время образовательной и свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Особое место в нашей работе мы уделяем дидактическим играм. Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру соответственно детским возможностям, т.е такую, чтобы дети действительно увлеклись.
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр. Для успешной их реализации необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей со стороны взрослого.
Роль дидактических игр в формировании культуры безопасного поведения состоит в том, чтоб через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности, научить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Всю работу по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в можно разделить на на 5 разделов:
I . Ребёнок в социуме.
II . Ребёнок и природа.
III . Ребёнок в быту.
IV . Ребенок и здоровье.
V . Ребёнок и улица.
«Ребенок в социуме».
Детям дается объяснение, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
«Ребенок в быту»
Мы беседуем на темы: пожароопасные предметы, острые и режущие предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, вилка);
• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Так как игра– основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, работу по формированию навыков безопасного поведения, по данным разделам, я провожу в игровой форме.Именно через игру дети познают мир, и осваиваются в нем. Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм. Главная особенность, которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т. д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы. «Скорая помощь». Цель: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.
Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д.
«Источники опасности»
Цель:Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности. Игровые правила:
Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.
«Знаешь ли ты?»
Цель:Закрепить знания о телефонах служб спасения.
Игровые правила:
Выполнять действия, соответствующие изображению.
«Четвёртый лишний»
Цель:Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.)
Игровые правила:
Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
«Пожар»
Цель:Закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.
«Соедини по точкам» Цель:Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Игровые действия:
соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Как избежать неприятностей дома»
Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.
Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
«Загадай, мы отгадаем»,
Цель: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
«Что делать?»
Цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.
При знакомстве детей с правилами безопасного поведения мы делаем акцент на формировании у них определённой модели поведения, а именно: Предвидеть опасность; Уметь принять меры во избежание опасности; Уметь обращаться за помощью к другим; Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в нашем детском саду направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.
И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является дидактическая игра, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Использование дидактических игр на практике - как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...
Дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
Консультация для воспитателей....
«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»
Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....
Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме
Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...
Мастер-класс "Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме"
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»
Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...