Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.
учебно-методический материал по обж на тему

Тиморшина Гузель Рустэмовна

Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_let.docx66.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №117»

 Ново-Савиновского района г. Казани

Образовательный план профессионального саморазвития

по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Воспитатель

Тиморшина Г.Р.

2016г.

Актуальность

      С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

 В этой связи  просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма.  На наш взгляд основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают в нем непосредственное участие

Проблема

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность;  

-нехватка педагогической и практической информации у родителей в организации работы по обучению детей грамотному поведению в транспорте, вблизи дорог и на улице.

Цель

Создание комплексной системы  работы, как в детском саду, так и в семье, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

• Расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения;

• Формировать мнение о недопустимости нарушений ПДД;

• Сформировать у родителей отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности;

• Учить детей ориентироваться в различной обстановке;

• Вырaбатывать привычку правильно вести себя на улице;

• Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.

• Воспитывать в детях самостоятельность, ответственность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях

  • Стимулировать сотрудничество родителей с педагогами детского садапо проблемам развития у детей навыков безопасного поведения;
  • Обогащать и активизировать словарь  детей по дорожной лексике;
  • Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии,  рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов; игры на специально оборудованной площадке. Обыгрывание дорожных ситуаций в специально оборудованной уголке ПДД с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.

Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность  нагрузок зависят от возраста и физического  состояния здоровья воспитанников.

Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует  безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.

В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах  следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

 - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);

- создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников (« Социализация»);

- привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);

- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования), организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);

- побуждение к проговариванию действий и названию предметов используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);

- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);

- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);

- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).

Срок реализации: 5 лет (сентябрь 2016г. – май 2021 г.)

 Вид программы:    долгосрочный,  коллективный.

Участники: воспитатели, воспитанники, родители.

Этапы реализации:

1 младшая группа  – 10 минут

2 младшая группа – 15 мин

средняя группа – 20 мин

старшая группа – 25 мин

подготовительная группа – 30 мин

 

Особенности: родители  являются  не  пассивными  наблюдателями,  а  активными  участниками  всех  мероприятий  по  изучению    правил  дорожного  движения.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Закон «Об образовании»;
  • Закон «О безопасности»;
  • Устав ДОУ;
  • Правила дорожного движения;
  • Перспективный план.

Материально – техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности, имеются в наличии выносные макеты дорожно-транспортных средств.

В детском саду оборудована комната безопасности дорожного движения «Светофорчик», где сосредоточен весь практический материал: различные тематические планшеты, кроссворды, ребусы, яркие иллюстрированные плакаты, атрибуты для развёртывания всевозможных увлекательных ситуаций, имеется комплект дорожных знаков, светофор, детский педальный транспорт, принадлежности регулировщика: фуражка, китель с погонами, жезл, свисток.

Также имеются методические материалы: нормативно – правовые документы; документы по работе с педагогами, родителями; частушки, рассказы, стихотворения, дидактические игры.

Информационное обеспечение:

  • Оформление информационных стендов;
  • Мультимедийные презентации, составленные воспитателями;
  • Информация СМИ;
  • Родительские собрания;
  • Участие в конкурсах «Зеленый огонек»;
  • Публикации на сайте работников образования nsportal.ru

Научно – методическое обеспечение:

 - «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

 М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;

- Методические рекомендации для воспитателей и родителей;

 - Литературный материал для чтения и заучивания стихотворений;

 - Методическая художественная литература;

 - сценарии праздников и развлечений.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки;
  • праздники;
  • соревновaния;
  • конкурсы;
  • тесты, диагностика;
  • открытые мероприятия для родителей и педагогов.

Основные методы, используемые для реализации программы:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихов;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение;
  • Экскурсии;
  • Целевая прогулка на специально оборудованную площадку;
  • Рисование, лепка, конструирование, развитие речи.

Формы работы с семьей:

  • Лекции;
  • Консультации;
  • Папки – передвижки;
  • Семинары;- Стенды;
  • Совместные праздники;

Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:

Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).

Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.

Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».

Ожидаемый результат:

Младшая группа

  • Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, дорожного движения;
  • Различие и название специальных  видов транспорта, объяснение их назначения;
  • Определение и название дорожных знаков, значение сигналов светофора;
  • Развитие свободной ориентировки на местности около детского сада, по схеме;
  • Проявление интереса родителей к проблемам ДОУ.

Средняя группа

  • Закрепление знаний правил безопасного поведения на улицах города;
  • Закрепление умений ориентироваться на дорог, используя ПДД в различных практических ситуациях;
  • Закрепление знаний о дорожных знаках;
  • Закрепление знаний о работе светофора;
  • Использовать свои знания ПДД на практике;
  • Формирование представления о безопасном пути от дома к детскому саду;
  • Продолжать знакомить справилам передвижения пешеходов;

Старшая группа

  • Знать некоторые эпизоды истории происхождения транспорта; пользоваться понятием гужевой транспорт;
  • Пользоваться понятием: «одностороннее и двустороннее движение», правильно называть части улицы: тротуар, проезжая часть, ограничительная линия;
  • Пользоваться понятием «правосторонне движение»; правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай;
  • Знать сигналы светофора и правила поведения при их смене;
  • Различать на дороге (макете) и называть следующие  дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»;
  • Знать  правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить – с передней;
  • Знать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате;
  • Иметь представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Узнавать  дорожный знак «Железнодорожный переезд».

Подготовительная  группа

  • Иметь представление о работе сотрудников ГИБДД;
  • Уметь классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Знать понятие «тормозной путь»;
  • Уметь правильно переходить через улицы разных типов. Знать  световые и звуковые сигналы спецтранспорта;
  • Знать о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Понимать временной указатель на светофоре;
  • Знать правила поведения в общественном и личном транспорте. Осознанно воспринимать последствия дорожных происшествий;
  • Иметь представления о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках;
  • Знать  правила поведения пешеходов у железнодорожного переезда,  назначение шлагбаума.

Диагностика  знаний, умений и навыков проводится в каждой возрастной группе для определения уровня их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся  результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются  групповые занятия или проведение индивидуальной работы.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Месяц

Тема

НОД

Игры

Целевые прогулки

Беседы, чтение

Досуги, развлечения

Сентябрь

Знакомство детей с автомобилями

Познавательное развитие: Рассматривание автомобиля знакомит детей с частями машины, объясняет для чего нужен руль, колеса

Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»

Наблюдение за автомобилями.Сравнение машин по цвету.

Рассмотрение картинок, чтение худ.литературы

Октябрь

Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями

Конструирование: Строительство гаражей

Д\и «Сравни грузовую и легковую машины»

Рассматривание грузовых машин

Рассмотрение картинок

Развлечение «Покатаем игрушки»

Ноябрь

Знакомство с пассажирским транспортом

Физическое развитие: ритмическая гимнастика «В автобусе»

Рассмотрение картинок

Ориентация в пространстве: впереди, сзади, сбоку

Беседа о транспорте

Декабрь

Машина

Конструирование:

Строительство машин из конструктора

П/и «Воробышки и автомобиль»

Наблюдение за автомобилями

Чтение Н.Павловой «На машине», Рассмотрение картинок

Январь

Светофор

Худ. –эстетическое развитие:Рисование дороги, проезжей части

Д/и «Красный, зеленый»

Наблюдение за светофором

Рассмотрение картинок Беседа «Светофор»

Просмотр м\фильма «Уроки тетушки совы»

Февраль

Дорога

Конструирование:

Сложить из мозаики дорожку

П/ и «Пробеги по дорожке»

Наблюдение за дорогой

Чтение художественной литературы

Март

Улица

Развитие речи: «Что видели на улице»

Сюжетно-ролевая игра «На прогулке»

Строительство улицы, игры с песком

Рассмотрение картинок, чтение художественной литературы

Апрель

Узкая дорожка, широкая дорожка

Конструирование дорожек из полосок бумаги

Д/и «Бегите ко мне»

Выкладывание дорожек разной длины

Чтение стих-я Н. Сорокина «Для пешеходов»

Выкладывание дорожек разной длины

Май

Светофор (рисование)

Рисование красных и зеленых кругов

п/и «Птицы и автомобиль»

Наблюдение за светофором

Рассмотрение картинок

Д/и «Красный, зеленый»

Месяц

Тема

НОД

Игры

Целевые прогулки

Беседы, чтение

Досуги, развлечения

Сентябрь

Зачем нужно знать и соблюдать правила уличного движения

Составление рассказа по картинкам «Правила дорожного движения»

Дидактическая игра «Собери автомобиль»

Наблюдение за автомобилями

Рассмотрение картинок, чтение худ.литературы, беседы. Беседа «Зачем нужно знать и соблюдать правила дорожного движения»

Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»

Октябрь

Знакомство с улицей

Строительство «Улицы города»

П/и «Бегите ко мне»

Наблюдение за улицей

Беседа,  какие бывают улицы. Чтение М. Дружининой «Моя улица»

Ноябрь

Виды транспорта

Познавательное развитие «Виды транспорта»

Настольньные дидактические игры с разрезными картинками

Наблюдение за транспортом

Беседа о транспорте. Чтение М. Пожарского «Машины»

Катание на машинах кукол

Декабрь

Грузовой транспорт

Конструирование:

Строительство машин из конструктора

П/и «Воробышки и автомобиль»

Наблюдение за транспортом и отвечают на вопросы педагога: «Покажите легковой и грузовой автомобили. Для чего нужны грузовые машины, а для чего легковые?»

Раскрашивание раскрасок с транспортом.Рассмотрение картинок

Инсценировка стихотворения

А. Барто «Грузовик»

Январь

Светофор

Рисование красных, желтых и зеленых кругов

Д/и «Красный, зеленый»

Наблюдение за светофором

Рассмотрение картинок

Чтение В. Суслов. Его сигнал для всех закон.

Февраль

Когда мы пассажиры

Беседа «Правила безопасности для пассажиров»

Сюжетно- ролевая игра «В автобусе»

Обыгрывание игровых ситуаций «В автобусе»  «В машине»

Беседа о том, что что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди.

Просмотр  м/фильма «Автомобили»

Март

Если ты потерялся на улице

Конструирование макета улицы из бумаги

Игры на развитие внимания «Чего не стало»

Упражнение на ориентировку в пространстве

Беседа с детьми «Что делать, если ты потерялся на улице»

Апрель

Поведение детей на улице

Беседа «Безопасное поведение на улице»

Игры на транспортной площадке

Наблюдение за прохожими

Упражнения на макете. Ответы на вопросы воспитателя.

Выкладывание дорожек разной длины

Май

Работа светофора

Конструирование светофора сдетьми

Д/и «Зажги свой огонек»

Рассматривание светофора

Чтение стих-я Михалкова «Скверная история»

Отгадывание загадок о светофоре

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Месяц

Тема

НОД

Игры

Целевые прогулки

Беседы, чтение

Досуги, развлечения

Сентябрь

Экскурсия по улице

Познавательное развитие «Уважайте светофор»: закрепить знания детей о предназначении светофора, о его функциях.

«Собери знак «Пешеходный переход»: составление изображения из 6-8 частей.

Наблюдение за транспортом: показать сигналы поворота и заднего хода и действия транспорта в соответствии с ними.

«Как могут ехать машины»: уточнить особенности движения транспорта в связи с подаваемым сигналом.

Езда на трехколесном велосипеде: учить выполнять повороты направо, налево.

Октябрь

Безопасность на дороге

«Не попади в беду на дороге»: закреплять знания детей о дорожной безопасности.

«Найди пешехода-нарушителя»: закрепить правила перехода через улицу.

Целевая прогулка по тротуару: ввести правило, что нельзя подлезать под ограждения.

Н. Калинина. Как ребята переходили улицу.

«Труд водителя»: познакомить с трудом водителя, закреплять знанию детей о машинах.

«Улица»: дети едут на велосипедах, в ладони - сигнал поворота (желтый кружок на резинке). Дети разжимают кулачок, показывают желтый кружок - сигнал поворота

Ноябрь

Юный пешеход

Познавательное развитие

«Перекресток»: познакомить детей с понятиями «регулируемый перекрёсток», «нерегулируемый перекресток» закрепить знания о правилах перехода перекрёстков.

«Собери знаки» («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки»): составление из частей и наложение одной формы на другую

Наблюдение:

«Опасность около стоящих машин»

«Юный пешеход»: повторить с детьми правила поведения на улице, закрепить знания по правилам передвижения на тротуарах, на перекрестках.

Показ диафильма «Загадки улицы».

Декабрь

Дорожные знаки

Познавательное развитие «Телефоны экстренных служб»:закрепление телефонов экстренных служб, уточнение их назначения.

«Позвоним по телефону»: упражнять в правилах телефонного этикета, закрепить

знания о знаке «Телефон».

Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта: направо, налево, вперед, назад, стоит на

А. Шалобаев. Посмотри налево, посмотри направо.

«Разноцветные друзья».

Январь

Мы пассажиры

«Правила поведения в общественном транспорте»:Уточнить и закрепить правила поведения в общественном транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»

«Кто больше знает»: закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения.

Целевая прогулка к остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения - посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди).

Беседа «Кто должен заходить первым в транспорт»: уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей.

Драматизация О. Михалков, Одна рифма.

Февраль

Перекресток

Познавательное развитие«Разные виды перекрестков»: познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть дороги.

Подвижная игра «Весёлый жезл»: познакомить детей с работой постового, воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Наблюдение движения автотранспорта: упражнять в определении скорости движения машин (быстро - медленно проезжают мимо деревьев, зданий).

«Регулируемые и нерегулируемые перекрестки»: продолжить знакомство с различными видами перекрестков, правила поведения на них.

Игровая ситуация «Движение пешеходов» («Обзор закрыт»): выход из-за снежного вала, забора, кустов (моделирование на макете).

Март

Здесь строительство идет

«Здесь строительство идет»: уточнить правила поведения вблизи строительства.

«Ушки-слушки»: побуждать слышать, различать и называть звуки улицы.

Целевая прогулка к стройке: познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено».

Беседа«Машина-друг, или враг?»: Закрепить правила поведения около работающего автотранспорта

Чтение Р.Фархади «Светофор»

Игры с экзаменатором (дорожные знаки, правила поведения).

Апрель

Городской транспорт

Составление рассказа по картине «На остановке»

С\р игра «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует двустороннее движение.

Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение».

«Как выходить из троллейбуса»: уточнить разницу между автобусом и троллейбусом. Повторить правила поведения в общественном транспорте.

Декламирование А. Клименко, Когда мы пассажиры, Я. Пишумов. Дорожная азбука.

Май

Опасности на дороге

Беседа «Опасности на дороге»: закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

«Движение пешехода», макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера.

Наблюдение за движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребенок.

«Правила всем нужны, правила очень важны»: закрепить правила дорожного движения, умения правильно вести себя на дороге.

Опыт«Что мы видим под зонтом»: показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Месяц

Тема

НОД

Игры

Целевые прогулки

Беседы, чтение

Досуги, развлечения

Сентябрь

«Происхождение современного транспорта»

Познакомить с некоторыми эпизодами истории происхождения транспорта; расширить знания о видах транспорта; ввести понятие гужевой транспорт.

Дидактические игры: «Знаешь ли ты?»

Подвижные игры: «Лихие упряжки»

Беседа «На чем люди ездили раньше?»

Октябрь

«Транспорт»

Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легко –

вой и грузовой транспорт)

 Развитие речи «Мой любимый вид транспорта».

Конструирование

«Автобус»

Аппликация «Троллейбус»    

Дидактические:

«Чудо-машина»

«Найди по действию»

«Подбери колеса»

Строительные:

«Гараж»

«Улица с автобусными

Остановками»

Подвижная:

«Цветные автомобили»

Игра-фантазия:

«Все наоборот»

«На чем я путешествую»

Сюжетно-ролевая:

«Гараж»

К проезжей части:

наблюдение за движением машин и работой водителя

Беседы: М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице»

Беседы:

«Какие машины нужны человеку»

«Профессия – шофер»

Театр картинок «Машины на нашей улице»

Викторина «Транспортные средства»

Ноябрь

«Улица»

Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение», закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, ограничительная линия

Развитие речи «Улица города».

Конструирование «Городок для любимых игрушек»

Рисование «Улицы города»

«Дорожная азбука» -интегрированное занятие.

Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось»

Строительная: «Трамвайное депо»

Подвижная: «Различные виды дорог»

Игра-фантазия: «Что не так»

Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия»

Знакомство с улицей, на которой находится детский сад

Чтение: С.Михалков «Моя улица», А.Дмоховский  «Чу-десный островок»

Беседы: «Машины движутся в разные стороны», «Участники дорож- ного движения»

Театр на столе «Автоша отправляется

в путь»

Декабрь

«Движение транспорта и пешеходов»

Формировать понятие «правосторонне движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай.

Ознакомление с окружающим

«Движение транспорта»

Рассматривание картины «Обход транспорта»

Рисование «Перекресток с потоком машин»

Дидактические: «Направо – налево», «Угадай, что изменилось»

Строительная: «Трамвайное депо»

Подвижная: «Встречные перебежки»

Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть»

Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия»

 К проезжей части: прогулка к автобусной остановке

Чтение: Я.Пишумов

«Азбука города»,

Г. Тумаринсон «Новые приключе-

ния Буратино».

Беседы: «История правостороннего движения»,

«Опасные участки на дороге»

Инсценировка «На лесном перекрестке»

Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра.

Январь

«Светофор»

Закрепить знания о сигналах светофора и правилах поведения при их смене.

Лепка «Светофор»

Ручной труд – изготовление светофора из бросового материала.

Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор».

Строительная: «Мы – пешеходы».

Подвижная: «Светофор»

Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый

сигнал светофора»

К проезжей части: наблюдение за работой светофора

Чтение: С.Прокофьев, Г.Сапгир «Мой приятель – светофор»,

М.Пляцковский

«Светофор»

Беседы: «История создания светофора»

«Сигналы светофора»

Инсценировка «Зеленый, желтый,красный»

Февраль

«Дорожные знаки»

Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»

Ознакомление с окружающим «Путешествие на пере-кресток».

Аппликация «Знаки на нашей улице».

Рисование «Наш город», «Перекресток»

Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».

Строительная: «Постройка переходов».

Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?»

К проезжей части: к пешеходному переходу без светофора

Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается»

Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки»

Вечер загадок.

Март

«Правила поведения в транспорте»

Уточнить правила пользования обществе-нным транспортом: транспорт нужно ожидать на специаль-ной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить – с передней

Развитие речи «Разговор о правилах дорожного движения»,

Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка»

Рисование «Люди входят и выходят»

Дидактические: «Правильно – опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом»

Строительная: «Строители пассажирских остановок»

Подвижная: «Найди каждый свою остановку»

Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».

Сюжетно-ролевая: «В автобусе»

К проезжей части: на автобусную остановку

Чтение: С.Михалков «Шел трамвай десятый номер»,

С.Маршак «Автобус номер 26»

Беседы: «В городском транспорте»,

«Зачем нужны правила пассажирам»

Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр»

Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности.На остановке. В автобусе. Пристегните ремни.

Апрель

«Велосипед, самокат»

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде,

самокате.

Ознакомление с окружающим «Улица – не место для игр»

Лепка «Самокат»

Рисование «Велосипед со светоотражателями»

Дидактические: «Запрещается – разрешается», «Подбери цвет», «Далеко – близко»

Ситуация: «Мне купили новый велосипед»

Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах»

Во двор жилого дома: на детскую площадку

Чтение: И.Кончаловский «Самокат»

Беседы:

«Игры во дворе»

«Безопасное поведение на улице»

Инсценировка «Незнайка учится кататься на велосипеде»

Май  

«Загородная дорога»

Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загород-ной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд»

Развитие речи. Составление рассказа из личного опыта «Как я путешествовал»

Коллективная аппликация «Голубой вагон бежит, качается..»

Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты»

Строительные: «Магистраль», «Трасса»

Подвижная: «Стоп»

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Путешествие»

К железной дороге.

Чтение: Б.Житков «Что я видел»

Беседы: «Правила необходимы везде»

Беседа о профессии обходчика.

Совместный поход в парк «Пешеходные туристы»

Ознакомление детей подготовительной  группы с правилами дорожного движения

Месяц

Тема

НОД

Игры

Целевые прогулки

Беседы, чтение

Досуги, развлечения

Сентябрь

«Дорожные знаки»

Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»

Ознакомление с окружающим «Путешествие на пере-кресток».

Аппликация «Знаки на нашей улице».

Рисование «Наш город», «Перекресток»

Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».

Строительная: «Постройка переходов».

Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?»

К проезжей части: к пешеходному переходу без светофора

Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается»

Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки»

Азбука безопасности. Пешеходная зебра.

Октябрь

«Транспорт»

Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифициро-вать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь»

Развитие речи: «Классификация  транспорта».

Конструирование «Модель самолета»

Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомо-биль», «Чего не хватает»

«Измерь тормозной путь», «Транспорт»

Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром»

Подвижная: «Лодочка»

Ситуации: «Звуки улицы»

«Мир города»

Сюжетно-ролевая: «Автосалон»

К нерегулируемому переходу, на шоссе

Чтение:  Я.Пишумов «Машины»,

Н.Носов «Автомобиль»

Беседы: «Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка»

Вечер загадок «Дорожная математика»

Ноябрь

«Улица»

Расширять представления детей о строении и разметке улиц.

«Милиционеры-регулировщики»

Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Лепка» Едем – гудим! С пути  уйди!»

Рисование» Мы едем, едем, едем в далекие края»              Рисование  « Родной поселок Приволжский»

Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик»

Строительные: «Новый район города»

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милицио-нер взмахнул палочкой»

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД»

К проезжей части, к посту работников ГИБДД

Чтение: С.Маршак «Правил уличных не зная….», «Милицио-нер». Я.Пишумов «Посмотрите,посто-вой», «Инспектор ГИБДД»

Беседы:  «Моя дорога в детский сад», «Милиционер-регулировщик»

«Незнайка в городе Дорожных знаков» физкультурно-познавательный досуг в подготовительной  к школе группе.

«Произносим правильно-запоминаем  правила»

логопедический досуг по правилам дорожного движения

Декабрь

«Движение транспорта и пешеходов».

Продолжать учить детей правильно пере-ходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспор-та. Расширять предста-вления о сложности движения на перекрес-тке.

Рассматривание картин

«Обход транспорта», «Крестообразные и Т-образные перекрестки»

Дидактические: «Составь схему улицы», «Ловушки»,

«Волшебные полоски», «Повороты», «Указетели»

Ситуации: «Двор – тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон»

Сюжетно-ролевая: «Служба спасения»

К Т- образному перекрестку.

Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – Милиционер, «Самый лучший пешеход»

О.Бедарев «Если бы»

Беседы: «Загадки пустынной улицы»

«Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

Диафильм «Не играй на мостовой»

Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра.

Январь

«Светофор»

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познако-мить с временным указателем на светофоре.

Аппликация «Автомобили у светофора»

Рисование «Внимание! Пешеход».

Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время»

Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный»

Ситуации: «Пробка на дороге»

 К проезжей части: наблюдение за работой светофора

Чтение: Г.Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»

Беседы: «История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Драматизация «Одна простая сказка»

Февраль

«Дорожные знаки»

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам.

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков»

Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку»

Рисование «Запрещающие знаки на дороге»

Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры»

Дидактические: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», пазлы «Дорожные знаки»

Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки»

Сюжетно-ролевая: «Автошкола»

К проезжей части: значение дорожных знаков

Чтение: С.Михалков «Шагая осторожно»

Беседы: «Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов»

Театр картинок «Пешеходный светофор».

Кукольный театр «Дорожные истории»

Март

«Правила поведения в транспорте и на улице»

Уточнить правила в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий.

Развитие речи «Как должен поступать пешеход, если….»

Дидактические: «Ловушка», «Кроссворды», «Добавь словечко», «Это я, это я…»

Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине»

К проезжей части: правила дорожного движения.

Чтение: А.Эдельман «Эти ребята приятели были»,

И.Яворская «Дети и дорога»

 Беседы: «Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы»

Апрель

«Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках.

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно»

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильно путь»

Ситуации: «Мне купили ролики»

Подвижная: «Уроки катания на двухколесном велосипедах и роликах»

Во двор жилого дома: на детскую площадку

Чтение: С.Михалков «Скверная история»

Беседы: «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Где кататься.

Май

«Железнодорожный переезд»

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума.

Лепка  «Шлагбаум»

Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город»

Строительные: «Железно-дорожная магистраль» Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

К железной дороге.

Чтение: А.Дорохов «Шлагбаум»

Беседы: «Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровоза».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;

2.Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007

3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб : ИД «МиМ», 1998.

4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.

5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.

7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.

8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.

9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.

10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.

11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.

12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград : Перемена, 1998.

13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.

14. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. :Ансел-М, 1995.

15. В гостях у светофора : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград : Перемена, 1997.

16. Добрая дорога детства : всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).

17. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011.

18. Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М. :Изд-во «Эксмо», 2008.

19. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М., Изд-во «Феникс», 2008

20. Воронова Е. А. Красный. Жёлтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – М., Изд-во «Феникс», 2008.

21. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – «Сибирское университетское издательство», 2007.

22. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., Изд-во «Айрис-пресс», 2008.

23. Кобзева Т. Г. правила Дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010

24. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М., «Сфера», 2010

25. Маркин Н. И. Спасибо светофор - М., «Энас-класс», 2007

26. Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Задачи:1. Уточнять и расширять представления детей о понятиях «улица», «правила дорожного движения».2. Учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожно...

Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....

Циклограмма образовательной деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения на 0000 – 0000 учебный год

Циклограмма образовательной деятельности  по обучению дошкольников правилам дорожного движения...

Перспективно – тематический план по обучению дошкольников Правилам Дорожного Движения (возраст 2 – 3 года)

Перспективно – тематический план работы Перспективно – тематический план по обучению дошкольников Правилам Дорожного Движения (возраст 2 – 3 года)На 2019 – 2020 учебный год...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, ведь профилактика детского дорожно-транспортного травматиз...