Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.
учебно-методический материал по обж на тему
Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №117»
Ново-Савиновского района г. Казани
Образовательный план профессионального саморазвития
по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Воспитатель
Тиморшина Г.Р.
2016г.
Актуальность
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
В этой связи просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма. На наш взгляд основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают в нем непосредственное участие
Проблема
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность;
-нехватка педагогической и практической информации у родителей в организации работы по обучению детей грамотному поведению в транспорте, вблизи дорог и на улице.
Цель
Создание комплексной системы работы, как в детском саду, так и в семье, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
• Расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения;
• Формировать мнение о недопустимости нарушений ПДД;
• Сформировать у родителей отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности;
• Учить детей ориентироваться в различной обстановке;
• Вырaбатывать привычку правильно вести себя на улице;
• Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.
• Воспитывать в детях самостоятельность, ответственность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях
- Стимулировать сотрудничество родителей с педагогами детского садапо проблемам развития у детей навыков безопасного поведения;
- Обогащать и активизировать словарь детей по дорожной лексике;
- Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии, рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов; игры на специально оборудованной площадке. Обыгрывание дорожных ситуаций в специально оборудованной уголке ПДД с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.
Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья воспитанников.
Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);
- создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников (« Социализация»);
- привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);
- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования), организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);
- побуждение к проговариванию действий и названию предметов используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);
- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);
- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).
Срок реализации: 5 лет (сентябрь 2016г. – май 2021 г.)
Вид программы: долгосрочный, коллективный.
Участники: воспитатели, воспитанники, родители.
Этапы реализации:
1 младшая группа – 10 минут
2 младшая группа – 15 мин
средняя группа – 20 мин
старшая группа – 25 мин
подготовительная группа – 30 мин
Особенности: родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками всех мероприятий по изучению правил дорожного движения.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Закон «Об образовании»;
- Закон «О безопасности»;
- Устав ДОУ;
- Правила дорожного движения;
- Перспективный план.
Материально – техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности, имеются в наличии выносные макеты дорожно-транспортных средств.
В детском саду оборудована комната безопасности дорожного движения «Светофорчик», где сосредоточен весь практический материал: различные тематические планшеты, кроссворды, ребусы, яркие иллюстрированные плакаты, атрибуты для развёртывания всевозможных увлекательных ситуаций, имеется комплект дорожных знаков, светофор, детский педальный транспорт, принадлежности регулировщика: фуражка, китель с погонами, жезл, свисток.
Также имеются методические материалы: нормативно – правовые документы; документы по работе с педагогами, родителями; частушки, рассказы, стихотворения, дидактические игры.
Информационное обеспечение:
- Оформление информационных стендов;
- Мультимедийные презентации, составленные воспитателями;
- Информация СМИ;
- Родительские собрания;
- Участие в конкурсах «Зеленый огонек»;
- Публикации на сайте работников образования nsportal.ru
Научно – методическое обеспечение:
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
- Методические рекомендации для воспитателей и родителей;
- Литературный материал для чтения и заучивания стихотворений;
- Методическая художественная литература;
- сценарии праздников и развлечений.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки;
- праздники;
- соревновaния;
- конкурсы;
- тесты, диагностика;
- открытые мероприятия для родителей и педагогов.
Основные методы, используемые для реализации программы:
- Рассказ;
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение;
- Экскурсии;
- Целевая прогулка на специально оборудованную площадку;
- Рисование, лепка, конструирование, развитие речи.
Формы работы с семьей:
- Лекции;
- Консультации;
- Папки – передвижки;
- Семинары;- Стенды;
- Совместные праздники;
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
Ожидаемый результат:
Младшая группа
- Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, дорожного движения;
- Различие и название специальных видов транспорта, объяснение их назначения;
- Определение и название дорожных знаков, значение сигналов светофора;
- Развитие свободной ориентировки на местности около детского сада, по схеме;
- Проявление интереса родителей к проблемам ДОУ.
Средняя группа
- Закрепление знаний правил безопасного поведения на улицах города;
- Закрепление умений ориентироваться на дорог, используя ПДД в различных практических ситуациях;
- Закрепление знаний о дорожных знаках;
- Закрепление знаний о работе светофора;
- Использовать свои знания ПДД на практике;
- Формирование представления о безопасном пути от дома к детскому саду;
- Продолжать знакомить справилам передвижения пешеходов;
Старшая группа
- Знать некоторые эпизоды истории происхождения транспорта; пользоваться понятием гужевой транспорт;
- Пользоваться понятием: «одностороннее и двустороннее движение», правильно называть части улицы: тротуар, проезжая часть, ограничительная линия;
- Пользоваться понятием «правосторонне движение»; правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай;
- Знать сигналы светофора и правила поведения при их смене;
- Различать на дороге (макете) и называть следующие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»;
- Знать правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить – с передней;
- Знать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате;
- Иметь представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Узнавать дорожный знак «Железнодорожный переезд».
Подготовительная группа
- Иметь представление о работе сотрудников ГИБДД;
- Уметь классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Знать понятие «тормозной путь»;
- Уметь правильно переходить через улицы разных типов. Знать световые и звуковые сигналы спецтранспорта;
- Знать о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Понимать временной указатель на светофоре;
- Знать правила поведения в общественном и личном транспорте. Осознанно воспринимать последствия дорожных происшествий;
- Иметь представления о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках;
- Знать правила поведения пешеходов у железнодорожного переезда, назначение шлагбаума.
Диагностика знаний, умений и навыков проводится в каждой возрастной группе для определения уровня их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной работы.
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Месяц | Тема | НОД | Игры | Целевые прогулки | Беседы, чтение | Досуги, развлечения |
Сентябрь | Знакомство детей с автомобилями | Познавательное развитие: Рассматривание автомобиля знакомит детей с частями машины, объясняет для чего нужен руль, колеса | Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль» | Наблюдение за автомобилями.Сравнение машин по цвету. | Рассмотрение картинок, чтение худ.литературы | |
Октябрь | Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями | Конструирование: Строительство гаражей | Д\и «Сравни грузовую и легковую машины» | Рассматривание грузовых машин | Рассмотрение картинок | Развлечение «Покатаем игрушки» |
Ноябрь | Знакомство с пассажирским транспортом | Физическое развитие: ритмическая гимнастика «В автобусе» | Рассмотрение картинок | Ориентация в пространстве: впереди, сзади, сбоку | Беседа о транспорте | |
Декабрь | Машина | Конструирование: Строительство машин из конструктора | П/и «Воробышки и автомобиль» | Наблюдение за автомобилями | Чтение Н.Павловой «На машине», Рассмотрение картинок | |
Январь | Светофор | Худ. –эстетическое развитие:Рисование дороги, проезжей части | Д/и «Красный, зеленый» | Наблюдение за светофором | Рассмотрение картинок Беседа «Светофор» | Просмотр м\фильма «Уроки тетушки совы» |
Февраль | Дорога | Конструирование: Сложить из мозаики дорожку | П/ и «Пробеги по дорожке» | Наблюдение за дорогой | Чтение художественной литературы | |
Март | Улица | Развитие речи: «Что видели на улице» | Сюжетно-ролевая игра «На прогулке» | Строительство улицы, игры с песком | Рассмотрение картинок, чтение художественной литературы | |
Апрель | Узкая дорожка, широкая дорожка | Конструирование дорожек из полосок бумаги | Д/и «Бегите ко мне» | Выкладывание дорожек разной длины | Чтение стих-я Н. Сорокина «Для пешеходов» | Выкладывание дорожек разной длины |
Май | Светофор (рисование) | Рисование красных и зеленых кругов | п/и «Птицы и автомобиль» | Наблюдение за светофором | Рассмотрение картинок | Д/и «Красный, зеленый» |
Месяц | Тема | НОД | Игры | Целевые прогулки | Беседы, чтение | Досуги, развлечения |
Сентябрь | Зачем нужно знать и соблюдать правила уличного движения | Составление рассказа по картинкам «Правила дорожного движения» | Дидактическая игра «Собери автомобиль» | Наблюдение за автомобилями | Рассмотрение картинок, чтение худ.литературы, беседы. Беседа «Зачем нужно знать и соблюдать правила дорожного движения» | Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль» |
Октябрь | Знакомство с улицей | Строительство «Улицы города» | П/и «Бегите ко мне» | Наблюдение за улицей | Беседа, какие бывают улицы. Чтение М. Дружининой «Моя улица» | |
Ноябрь | Виды транспорта | Познавательное развитие «Виды транспорта» | Настольньные дидактические игры с разрезными картинками | Наблюдение за транспортом | Беседа о транспорте. Чтение М. Пожарского «Машины» | Катание на машинах кукол |
Декабрь | Грузовой транспорт | Конструирование: Строительство машин из конструктора | П/и «Воробышки и автомобиль» | Наблюдение за транспортом и отвечают на вопросы педагога: «Покажите легковой и грузовой автомобили. Для чего нужны грузовые машины, а для чего легковые?» | Раскрашивание раскрасок с транспортом.Рассмотрение картинок | Инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик» |
Январь | Светофор | Рисование красных, желтых и зеленых кругов | Д/и «Красный, зеленый» | Наблюдение за светофором | Рассмотрение картинок Чтение В. Суслов. Его сигнал для всех закон. | |
Февраль | Когда мы пассажиры | Беседа «Правила безопасности для пассажиров» | Сюжетно- ролевая игра «В автобусе» | Обыгрывание игровых ситуаций «В автобусе» «В машине» | Беседа о том, что что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди. | Просмотр м/фильма «Автомобили» |
Март | Если ты потерялся на улице | Конструирование макета улицы из бумаги | Игры на развитие внимания «Чего не стало» | Упражнение на ориентировку в пространстве | Беседа с детьми «Что делать, если ты потерялся на улице» | |
Апрель | Поведение детей на улице | Беседа «Безопасное поведение на улице» | Игры на транспортной площадке | Наблюдение за прохожими | Упражнения на макете. Ответы на вопросы воспитателя. | Выкладывание дорожек разной длины |
Май | Работа светофора | Конструирование светофора сдетьми | Д/и «Зажги свой огонек» | Рассматривание светофора | Чтение стих-я Михалкова «Скверная история» | Отгадывание загадок о светофоре |
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Месяц | Тема | НОД | Игры | Целевые прогулки | Беседы, чтение | Досуги, развлечения |
Сентябрь | Экскурсия по улице | Познавательное развитие «Уважайте светофор»: закрепить знания детей о предназначении светофора, о его функциях. | «Собери знак «Пешеходный переход»: составление изображения из 6-8 частей. | Наблюдение за транспортом: показать сигналы поворота и заднего хода и действия транспорта в соответствии с ними. | «Как могут ехать машины»: уточнить особенности движения транспорта в связи с подаваемым сигналом. | Езда на трехколесном велосипеде: учить выполнять повороты направо, налево. |
Октябрь | Безопасность на дороге | «Не попади в беду на дороге»: закреплять знания детей о дорожной безопасности. | «Найди пешехода-нарушителя»: закрепить правила перехода через улицу. | Целевая прогулка по тротуару: ввести правило, что нельзя подлезать под ограждения. | Н. Калинина. Как ребята переходили улицу. «Труд водителя»: познакомить с трудом водителя, закреплять знанию детей о машинах. | «Улица»: дети едут на велосипедах, в ладони - сигнал поворота (желтый кружок на резинке). Дети разжимают кулачок, показывают желтый кружок - сигнал поворота |
Ноябрь | Юный пешеход | Познавательное развитие «Перекресток»: познакомить детей с понятиями «регулируемый перекрёсток», «нерегулируемый перекресток» закрепить знания о правилах перехода перекрёстков. | «Собери знаки» («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки»): составление из частей и наложение одной формы на другую | Наблюдение: «Опасность около стоящих машин» | «Юный пешеход»: повторить с детьми правила поведения на улице, закрепить знания по правилам передвижения на тротуарах, на перекрестках. | Показ диафильма «Загадки улицы». |
Декабрь | Дорожные знаки | Познавательное развитие «Телефоны экстренных служб»:закрепление телефонов экстренных служб, уточнение их назначения. | «Позвоним по телефону»: упражнять в правилах телефонного этикета, закрепить знания о знаке «Телефон». | Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта: направо, налево, вперед, назад, стоит на | А. Шалобаев. Посмотри налево, посмотри направо. | «Разноцветные друзья». |
Январь | Мы пассажиры | «Правила поведения в общественном транспорте»:Уточнить и закрепить правила поведения в общественном транспорте. | Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» «Кто больше знает»: закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения. | Целевая прогулка к остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения - посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди). | Беседа «Кто должен заходить первым в транспорт»: уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей. | Драматизация О. Михалков, Одна рифма. |
Февраль | Перекресток | Познавательное развитие«Разные виды перекрестков»: познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть дороги. | Подвижная игра «Весёлый жезл»: познакомить детей с работой постового, воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. | Наблюдение движения автотранспорта: упражнять в определении скорости движения машин (быстро - медленно проезжают мимо деревьев, зданий). | «Регулируемые и нерегулируемые перекрестки»: продолжить знакомство с различными видами перекрестков, правила поведения на них. | Игровая ситуация «Движение пешеходов» («Обзор закрыт»): выход из-за снежного вала, забора, кустов (моделирование на макете). |
Март | Здесь строительство идет | «Здесь строительство идет»: уточнить правила поведения вблизи строительства. | «Ушки-слушки»: побуждать слышать, различать и называть звуки улицы. | Целевая прогулка к стройке: познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено». | Беседа«Машина-друг, или враг?»: Закрепить правила поведения около работающего автотранспорта Чтение Р.Фархади «Светофор» | Игры с экзаменатором (дорожные знаки, правила поведения). |
Апрель | Городской транспорт | Составление рассказа по картине «На остановке» | С\р игра «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует двустороннее движение. | Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение». | «Как выходить из троллейбуса»: уточнить разницу между автобусом и троллейбусом. Повторить правила поведения в общественном транспорте. | Декламирование А. Клименко, Когда мы пассажиры, Я. Пишумов. Дорожная азбука. |
Май | Опасности на дороге | Беседа «Опасности на дороге»: закрепить знания детей по правилам дорожного движения. | «Движение пешехода», макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера. | Наблюдение за движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребенок. | «Правила всем нужны, правила очень важны»: закрепить правила дорожного движения, умения правильно вести себя на дороге. | Опыт«Что мы видим под зонтом»: показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы. |
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Месяц | Тема | НОД | Игры | Целевые прогулки | Беседы, чтение | Досуги, развлечения |
Сентябрь | «Происхождение современного транспорта» Познакомить с некоторыми эпизодами истории происхождения транспорта; расширить знания о видах транспорта; ввести понятие гужевой транспорт. | Дидактические игры: «Знаешь ли ты?» Подвижные игры: «Лихие упряжки» | Беседа «На чем люди ездили раньше?» | |||
Октябрь | «Транспорт» Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легко – вой и грузовой транспорт) | Развитие речи «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Автобус» Аппликация «Троллейбус» | Дидактические: «Чудо-машина» «Найди по действию» «Подбери колеса» Строительные: «Гараж» «Улица с автобусными Остановками» Подвижная: «Цветные автомобили» Игра-фантазия: «Все наоборот» «На чем я путешествую» Сюжетно-ролевая: «Гараж» | К проезжей части: наблюдение за движением машин и работой водителя | Беседы: М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице» Беседы: «Какие машины нужны человеку» «Профессия – шофер» | Театр картинок «Машины на нашей улице» Викторина «Транспортные средства» |
Ноябрь | «Улица» Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение», закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, ограничительная линия | Развитие речи «Улица города». Конструирование «Городок для любимых игрушек» Рисование «Улицы города» «Дорожная азбука» -интегрированное занятие. | Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось» Строительная: «Трамвайное депо» Подвижная: «Различные виды дорог» Игра-фантазия: «Что не так» Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» | Знакомство с улицей, на которой находится детский сад | Чтение: С.Михалков «Моя улица», А.Дмоховский «Чу-десный островок» Беседы: «Машины движутся в разные стороны», «Участники дорож- ного движения» | Театр на столе «Автоша отправляется в путь» |
Декабрь | «Движение транспорта и пешеходов» Формировать понятие «правосторонне движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай. | Ознакомление с окружающим «Движение транспорта» Рассматривание картины «Обход транспорта» Рисование «Перекресток с потоком машин» | Дидактические: «Направо – налево», «Угадай, что изменилось» Строительная: «Трамвайное депо» Подвижная: «Встречные перебежки» Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть» Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» | К проезжей части: прогулка к автобусной остановке | Чтение: Я.Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые приключе- ния Буратино». Беседы: «История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге» | Инсценировка «На лесном перекрестке» Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра. |
Январь | «Светофор» Закрепить знания о сигналах светофора и правилах поведения при их смене. | Лепка «Светофор» Ручной труд – изготовление светофора из бросового материала. | Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Строительная: «Мы – пешеходы». Подвижная: «Светофор» Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора» | К проезжей части: наблюдение за работой светофора | Чтение: С.Прокофьев, Г.Сапгир «Мой приятель – светофор», М.Пляцковский «Светофор» Беседы: «История создания светофора» «Сигналы светофора» | Инсценировка «Зеленый, желтый,красный» |
Февраль | «Дорожные знаки» Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» | Ознакомление с окружающим «Путешествие на пере-кресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город», «Перекресток» | Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки». Строительная: «Постройка переходов». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» | К проезжей части: к пешеходному переходу без светофора | Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается» Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки» | Вечер загадок. |
Март | «Правила поведения в транспорте» Уточнить правила пользования обществе-нным транспортом: транспорт нужно ожидать на специаль-ной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить – с передней | Развитие речи «Разговор о правилах дорожного движения», Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка» Рисование «Люди входят и выходят» | Дидактические: «Правильно – опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом» Строительная: «Строители пассажирских остановок» Подвижная: «Найди каждый свою остановку» Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд». Сюжетно-ролевая: «В автобусе» | К проезжей части: на автобусную остановку | Чтение: С.Михалков «Шел трамвай десятый номер», С.Маршак «Автобус номер 26» Беседы: «В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам» | Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр» Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности.На остановке. В автобусе. Пристегните ремни. |
Апрель | «Велосипед, самокат» Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате. | Ознакомление с окружающим «Улица – не место для игр» Лепка «Самокат» Рисование «Велосипед со светоотражателями» | Дидактические: «Запрещается – разрешается», «Подбери цвет», «Далеко – близко» Ситуация: «Мне купили новый велосипед» Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах» | Во двор жилого дома: на детскую площадку | Чтение: И.Кончаловский «Самокат» Беседы: «Игры во дворе» «Безопасное поведение на улице» | Инсценировка «Незнайка учится кататься на велосипеде» |
Май | «Загородная дорога» Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загород-ной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» | Развитие речи. Составление рассказа из личного опыта «Как я путешествовал» Коллективная аппликация «Голубой вагон бежит, качается..» | Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты» Строительные: «Магистраль», «Трасса» Подвижная: «Стоп» Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Путешествие» | К железной дороге. | Чтение: Б.Житков «Что я видел» Беседы: «Правила необходимы везде» Беседа о профессии обходчика. | Совместный поход в парк «Пешеходные туристы» |
Ознакомление детей подготовительной группы с правилами дорожного движения
Месяц | Тема | НОД | Игры | Целевые прогулки | Беседы, чтение | Досуги, развлечения |
Сентябрь | «Дорожные знаки» Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» | Ознакомление с окружающим «Путешествие на пере-кресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город», «Перекресток» | Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки». Строительная: «Постройка переходов». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» | К проезжей части: к пешеходному переходу без светофора | Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается» Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки» | Азбука безопасности. Пешеходная зебра. |
Октябрь | «Транспорт» Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифициро-вать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь» | Развитие речи: «Классификация транспорта». Конструирование «Модель самолета» | Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомо-биль», «Чего не хватает» «Измерь тормозной путь», «Транспорт» Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром» Подвижная: «Лодочка» Ситуации: «Звуки улицы» «Мир города» Сюжетно-ролевая: «Автосалон» | К нерегулируемому переходу, на шоссе | Чтение: Я.Пишумов «Машины», Н.Носов «Автомобиль» Беседы: «Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка» | Вечер загадок «Дорожная математика» |
Ноябрь | «Улица» Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционеры-регулировщики» Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД | Лепка» Едем – гудим! С пути уйди!» Рисование» Мы едем, едем, едем в далекие края» Рисование « Родной поселок Приволжский» | Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик» Строительные: «Новый район города» Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милицио-нер взмахнул палочкой» Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД» | К проезжей части, к посту работников ГИБДД | Чтение: С.Маршак «Правил уличных не зная….», «Милицио-нер». Я.Пишумов «Посмотрите,посто-вой», «Инспектор ГИБДД» Беседы: «Моя дорога в детский сад», «Милиционер-регулировщик» | «Незнайка в городе Дорожных знаков» физкультурно-познавательный досуг в подготовительной к школе группе. «Произносим правильно-запоминаем правила» логопедический досуг по правилам дорожного движения |
Декабрь | «Движение транспорта и пешеходов». Продолжать учить детей правильно пере-ходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспор-та. Расширять предста-вления о сложности движения на перекрес-тке. | Рассматривание картин «Обход транспорта», «Крестообразные и Т-образные перекрестки» | Дидактические: «Составь схему улицы», «Ловушки», «Волшебные полоски», «Повороты», «Указетели» Ситуации: «Двор – тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон» Сюжетно-ролевая: «Служба спасения» | К Т- образному перекрестку. | Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – Милиционер, «Самый лучший пешеход» О.Бедарев «Если бы» Беседы: «Загадки пустынной улицы» «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы» | Диафильм «Не играй на мостовой» Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра. |
Январь | «Светофор» Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познако-мить с временным указателем на светофоре. | Аппликация «Автомобили у светофора» Рисование «Внимание! Пешеход». | Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время» Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный» Ситуации: «Пробка на дороге» | К проезжей части: наблюдение за работой светофора | Чтение: Г.Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора» Беседы: «История создания светофора», «Сигнализация светофора» | Драматизация «Одна простая сказка» |
Февраль | «Дорожные знаки» Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам. | Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков» Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку» Рисование «Запрещающие знаки на дороге» Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры» | Дидактические: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», пазлы «Дорожные знаки» Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки» Сюжетно-ролевая: «Автошкола» | К проезжей части: значение дорожных знаков | Чтение: С.Михалков «Шагая осторожно» Беседы: «Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов» | Театр картинок «Пешеходный светофор». Кукольный театр «Дорожные истории» |
Март | «Правила поведения в транспорте и на улице» Уточнить правила в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. | Развитие речи «Как должен поступать пешеход, если….» | Дидактические: «Ловушка», «Кроссворды», «Добавь словечко», «Это я, это я…» Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине» | К проезжей части: правила дорожного движения. | Чтение: А.Эдельман «Эти ребята приятели были», И.Яворская «Дети и дорога» Беседы: «Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?» | Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы» |
Апрель | «Велосипед, самокат, роликовые коньки». Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. | Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно» Рисование «Мальчик на роликовых коньках» | Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильно путь» Ситуации: «Мне купили ролики» Подвижная: «Уроки катания на двухколесном велосипедах и роликах» | Во двор жилого дома: на детскую площадку | Чтение: С.Михалков «Скверная история» Беседы: «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?» | Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Где кататься. |
Май | «Железнодорожный переезд» Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума. | Лепка «Шлагбаум» Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума» | Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город» Строительные: «Железно-дорожная магистраль» Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород» | К железной дороге. | Чтение: А.Дорохов «Шлагбаум» Беседы: «Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровоза». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
2.Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб : ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград : Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. :Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград : Перемена, 1997.
16. Добрая дорога детства : всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).
17. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011.
18. Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М. :Изд-во «Эксмо», 2008.
19. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М., Изд-во «Феникс», 2008
20. Воронова Е. А. Красный. Жёлтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – М., Изд-во «Феникс», 2008.
21. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – «Сибирское университетское издательство», 2007.
22. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., Изд-во «Айрис-пресс», 2008.
23. Кобзева Т. Г. правила Дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010
24. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М., «Сфера», 2010
25. Маркин Н. И. Спасибо светофор - М., «Энас-класс», 2007
26. Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно - тематический план работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Задачи:1. Уточнять и расширять представления детей о понятиях «улица», «правила дорожного движения».2. Учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/05/picture-444797-1399295825.jpg)
Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-1251923-1590341062.jpg)
Циклограмма образовательной деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения на 0000 – 0000 учебный год
Циклограмма образовательной деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-1354859-1634230878.jpg)
Перспективно – тематический план по обучению дошкольников Правилам Дорожного Движения (возраст 2 – 3 года)
Перспективно – тематический план работы Перспективно – тематический план по обучению дошкольников Правилам Дорожного Движения (возраст 2 – 3 года)На 2019 – 2020 учебный год...
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...
Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении дошкольников правилам дорожного движения
Статья об использовании ЦОР в обучении ПДД...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, ведь профилактика детского дорожно-транспортного травматиз...