Игры для развития речевого общения
методическая разработка по развитию речи по теме

Воробьева Екатерина Петровна

Культура речевого общения дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechevogo_obshcheniya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», отмечал выдающийся педагог психолог В. В. Давыдов.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной жизненной установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все виды деятельности.

Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а так - же вежливое поведение в общественных местах, быту.

Проведение работы по развитию речевого общения проходит непосредственно в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила речевого общения.

В дошкольной педагогике особое значение придается ведущему виду деятельности ребенка — игре, как средству нравственного воспитания и формирования культуры общения. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Игра в жизни ребенка стоит рядом с общением, учением, трудом, являясь творческим корреспондентом. Культура общения возникает не как игра и не только из игры, но непосредственно в игре. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения.

Игра "Ты мне нравишься"

Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками

Задачи: развитие связной, грамматически правильной речи;

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. Дети сидят в общем кругу.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко ли говорить приятные вещи другим людям? (ответы детей)

- Часто ли вы говорите друг другу что-нибудь приятное? (ответы детей)

-        Дружные ли дети в нашей группе? (ответы детей)

Ребята, давайте сейчас все вместе составим одну большую цветную паутину добра, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: "Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)".

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Лена должна
подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она
также произносит добрые слова: "Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел и мой бантик, который я вчера потеряла". И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны "паутиной". Кто получит клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Воспитатель:

-        Почему каждый ребенок достоин любви? (ответы детей)

-        Что-нибудь удивило тебя в этой игре? (ответы детей)
Спасибо, ребята, за игру, мне с вами было очень приятно провести время!

Игра: «Пожалей зайку»

Задачи:

1. Учить детей проявлять сочувствие.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: игровой персонаж Зайка.

Ход игры: Чтение детям стихотворения: «Зайку бросила хозяйка…»

Появление игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют Зайку.

Итог: дети делают вывод (при помощи педагога), насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.

Игра: «Меняемся пуговицами»

Задачи:

1. Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Материал: 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.


Ход игры: Педагог перемешивает все пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.

Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».

Игра: «Встреча с другом»

Задачи:

1. Учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.

Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.

Ход игры: Беседа с детьми на тему, как часто им приходится встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.

Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию встречи с другом с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы.

Обыгрывание ситуации встречи с другом. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети рассказывают о своих ощущениях, что у них получилось хорошо, а что не очень. Затем выходят следующие желающие и т.д.

Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как как вести себя не стоит.

Игра: «Похвали автора»

Задачи:

1. Учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.

Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, фишки.

Ход игры: Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.

После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.

Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка).

Итог: Подсчет фишек, выбор победителя. Заключительное слово о том, какие нужно подбирать слова, если хочешь кого-то похвалить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

В период с 2 до 3 лет расширяются функции речи, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми....

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»

Конспект занятия  "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей"  для детей 2-ой младшей группы....

Игра как форма развития речевого общения.

. Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности...

Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со...

Развитие речевого общения на коми языке (образовательные ситуации для подготовительной группы) Методическое пособие /Н. Б. Потолицына; Е. А. Гилязова; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 58 с.

Методическое пособие содержит сценарии образовательных ситуаций по развитию речевого общения, в основе которых представлена система разнообразных игр (словесно-дидактических, настольно-печатных, театр...