«Взаимодействие взрослого с детьми в игре – стимул развития речевого общения у детей»
материал по развитию речи (младшая группа)

Садовникова Татьяна Яковлевна

Отчет воспитателя к педсовету по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_k_pedsovetu.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

     

Отчёт на педсовете на тему: «Взаимодействие взрослого с детьми в игре – стимул развития речевого общения у детей»

Списочный состав группы 20 человек (7 детей посещают группу первый год: 4 детей перешли из группы №1, 3 детей поступили с участка, из этих детей почти весь год посещали сан. «Солнышко»). На начало учебного года мы провели мониторинг речевого развития детей. Выявили, что у 6 детей была развита только пассивная речь: Ваня Г., Денис С., Ян Д., Гриша Л., Даня Р., Алёна Ф.,  у остальных речь по возрасту. Наблюдая за играми детей, мы видели, что многие дети малообщительны: Ваня Г., Ян Д., Даня Р., Гриша Л., не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера сделало их возбудимыми (Гриша Л.) или наоборот, заторможенными (Ян Д., Ваня Г., Даня Р.). Мы поставили перед собой цели:

- последовательно решать задачу по развитию речи детей;

- добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели  

  развивать сюжет, общались в игре с помощью активной речи;

- развивать активную речь;

- пополнять словарь детей глаголами, прилагательными, наречиями.

     В комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребёнка одно из значимых мест – это непосредственная образовательная деятельность и сюжетно-ролевая игра. При организации НОД учитывали тему месяца:

«Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима»,

«Посуда», «Мебель», «Одежда» и т.д. Также тему каждого месяца отражали на сушилке в виде оформления со стихами, для того чтобы родители во время одевания могли ещё раз закрепить вместе с детьми названия этих предметов. НОД проводили в форме игры, старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности. На занятии «Что в буфете у куклы» знакомили детей с названием посуды (чашка, блюдце, чайник, тарелка и т.д.), на занятии «Сварим суп для куклы Маши» закрепляли названия овощей, обобщали что морковь, капуста, лук, помидор – это овощи. Знакомя с качествами овощей и фруктов одновременно вводили в словарь детей прилагательные и глаголы: капуста круглая, сочная, зелёная, хрустит; лук горький, пахучий, щиплет глазки и т.д. Быстрее всех этими понятиями овладевали Настя К., Ксюша М., Вика Л., Егор Ц., Глеб К. Полученные знания в НОД закрепляли в играх. Использовали дидактические игры и упражнения: «Назови одним словом», «Куда что положить?», «Что в комнате у куклы». Очень нравится детям совместная игра с взрослыми «Автобус». Сначала роль водителя брали на себя взрослые, дети – пассажиры. Водитель объявляет название остановки: магазин «Одежда», магазин «Посуда», магазин «Мебель» и т.д. Дети рассказывают, что можно купить в том или ином магазине. Эта игра ценна тем, что в процессе игры активно идёт закрепление обобщающих понятий: посуда, мебель, одежда и т.д. Проигрывая эту игру несколько раз, постепенно роль взрослого передаётся ребёнку. Мы спрашиваем: «Саша, ты кто?» и Саша отвечает: «Я - шофёр», «Я - продавец». Также очень нравится детям играть в бытовом уголке. Ещё в начале года большинство детей играли в бытовом уголке, в основном молча производя ряд последовательных игровых действий: ставили кастрюлю на плиту, кормили, поили кукол, сажали в коляску, катали и т.д. Чтобы побудить детей в игре к общению между собой и возникновению диалогической речи, нам приходилось вступать в ролевое общение. Мы брали на себя определённую роль (мамы), показывая своими действиями пример речевого общения: «Настя, что любит кушать твоя кукла?», «А какой она пьёт сок?» Тем самым побуждали детей сопровождать игровые действия речью: «Сейчас я налью в кастрюлю молока, добавлю гречневую крупу и буду варить кашу, ешь Катя кашу, каша вкусная, сладкая». Во время подготовки к конкурсу «Весёлые нотки» Ксюша М. рассаживая, кукол на диванчике, начинает перечислять имена детей участвующих в конкурсе, при этом загибает пальцы, как это делали взрослые. Также в свободной деятельности используем фланелеграф, на котором совместно с детьми выкладываем разные сказки, потешки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи А. Барто и др. Во время чтения книг рассматриваем с детьми картинки, беседуем о прочитанном. Очень нравятся детям песенки, потешки с движениями: «Теремок», «Разбуди зайку», «Веснянка». Вся проводимая работа даёт положительные результаты. Дети по сравнению с началом  года научились играть, некоторые могут найти себе занятие по душе: если на начало учебного года Гриша Л. Отбирал игрушки, кричал, то сейчас он может покатать куклу в коляске, порисовать, очень любит складывать пазлы.

     В результате работы словарь детей расширился, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В совместных играх дети стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, игровые действия стали сопровождать речью, причём не только в виде отдельных слов, но и распространённых предложений.

                         

                               Задачи на будущее:

  1. С отстающими детьми заниматься индивидуально.
  2. Продолжать знакомить родителей с целями и задачами речевого развития, с программным содержанием НОД.
  3. Периодически знакомить родителей с консультациями и папками – передвижками.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со...

Занятие по развитию речевого общения у детей 2-3 лет.

Учить детейрассматривать предметы, выделять предметы, называя их точное наименование. Различать предметы- большой, маленький.Учить умению общатья с воспитателем....

Игры для развития речевого общения

Культура речевого общения дошкольника ...

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 года

Охота на тигровЦель: развитие коммуникативных навыков.Возраст: от 4 летКоличество играющих: не менее 4 человек.Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).Описание игры: дети встают в круг, в...

Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"

Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"...

Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха на занятиях ручного труда.

   «Ручной труд» – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, явлениях, способствует проявлению умственной и речевой активности.     Детское...

Развития речевого общения у детей 4-го года жизни в разных видах деятельности

Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.Овладение ре...