Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха на занятиях ручного труда.
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Юдакова Наталья Владимировна

     «Ручной труд» – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, явлениях, способствует проявлению умственной и речевой активности.

     Детское восприятие связано с эмоциями, чувствами, настроением.  На занятиях  «ручной труд» дети учатся видеть прекрасное, создавая поделки своими руками, разнообразие их форм и многообразие цвета.  Дети учатся соотносить свои зрительные и тактильные ощущения.

     Известно, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонкой моторики  пальцев рук. Развитие тонкой моторики рук идет параллельно с развитием предметной деятельности ребенка, которому открываются функции предметов, их свойства. Ребенок учиться держать ножницы, иголки, нитки, картон. Начинает наглядно видеть их разнообразие, выделять общие черты, приспосабливает свои движения к инструментам. Одновременно расширяет свой лексикон, укрепляет мотивацию к общению с педагогом. Развитие мелкой моторики оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов.

     Работа по тренировке тонких движений пальцев в процессе работы с детьми необходим многократный речевой повтор инструкции педагогам и ребенком, и выполнение действий руками ребенка.

     Постепенное обогащение своих знаний позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребенка, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения и формирующую целый ряд ручных умений, что является основой для его дальнейшего умственного развития.  При этом, создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии. Испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить « по законам красоты».  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из основных функций речи – общение.

     С ее помощью дети учатся делать обобщения – этап, необходимый в мыслительной деятельности. Особой функцией речи является регуляция поведения в широком плане и, в частности, регуляция ручного труда.

     Сначала действия ребенка носят подражательный характер. Однако, поскольку показ любого действия сопровождается, как правило, простейшими речевыми указаниями, такое изменение в характере деятельности ребенка имеет определяющее значение для всего последующего развития психики.

     Регуляция ручного труда  с помощи речи придает качественно новые свойства: навыки и умения приобретают обобщенный характер.

     Наблюдая за детьми с нарушениями слуха, нетрудно обнаружить, что их практической  и  речевой деятельностью в ряде случаев нет согласованности. Дети с нарушениями  слуха  далеко не всегда могут рассказать о своих действиях, а также не всегда могут организовать свою деятельность в соответствии с речевыми инструкциями.

     Между тем именно степенью согласованности между практической и речевой деятельностью определяется уровень организации ручного труда, а также уровень самостоятельности ребенка, которая проявляется как единство в развитии мышления, речи, творчества.

     Развитию речи посвящаются отдельные занятия с дефектологами – это составная часть единого учебного процесса, в котором постоянно переплетаются, чередуются, дополняя друг друга, ручной труд  и работа по развитию речи и мышления у детей.

     Работа по развитию речи на моих занятиях включает следующие моменты: словарная работа, опрос детей, беседы, словарный анализ, средств наглядности и как заключительный этап работы – установление взаимосвязи между речевой и ручной  деятельностью детей.

     Словарная работа начинается с первых же занятий ручного труда. В новых условиях дети с нарушениями слуха чувствуют себя неуверенно и поначалу теряются, услышав обращенный к ним вопрос. Только путем опроса можно выяснить качество усвоения детьми материала, а выявив пробелы в знаниях и умениях детей, можно направить свои усилия на их устранения.

     Опрос закрепляет знания детей, углубляя и расширяя их, способствует стимуляции речи. Место опроса в структуре занятия может быть различным: в начале, в конце или середине, все зависит от темы занятия и целей, которые педагог ставит перед собой данном случае. Опрос предлагает тренировку памяти детей, логического мышления, умения строить связное высказывание. Устанавливая сходство и различие предметов, дети учатся обобщать, выделять главное.

     В процессе опроса необходимо добиваться полных ответов детей, так как часто за пропущенным словом скрывается непонимание задания. Постепенно сложность вопросов возрастает, так как дети накапливают определенный уровень знаний. Их речь становится более четкой, адекватной, поскольку они ориентируются в задании и чувствуют себя более уверенно. При опросе надо пользоваться формулировками, активизирующими мысль, ставящими ребенка перед необходимостью ответить на предлагаемый вопрос.

     Хотя устная проверка является гибким и эффективным методом, ограничиваться ею не следует. Её полезно сочетать с другими видами контроля – изобразительным, графическим, практическим.

     Использование различных средств наглядности помогает более четко формулировать мысль, прослеживать переход от одной операции к другой, создает необходимые условия для активизации пассивного словаря детей. Наглядный материал стимулирует речь детей, они более четко, полно, правильно рассказывают о проделанной работе.

     Большое место в работе по стимуляции речи занимает беседа с детьми. Этот метод обучения, при котором педагог с помощью вопросов выясняет, насколько прочно ученики овладели учебным материалом, и опираясь на имеющиеся у них знания, навыки, опыт, готовит их к усвоению нового материала.

     Беседа пройдет более успешно, если педагог найдет естественный повод для ее начала. Помимо непринужденности тона важен также умелый переход от беседы к объяснению.

Дело в том, что если этот переход слишком резок и внешне не оправдан, то может просто дезорганизовать детей с нарушениями слуха, так как они не способны к переключению.

     Немало важен и сам тон беседы – спокойный и доброжелательный. Вместе с тем педагог следит за частотой речи детей, обращая внимание на пропущенные детьми ошибки, делая это с необходимой тактичностью.

    Заключительный этап в системе работы по развитию речи – установление взаимосвязи между речевой и изобразительной деятельностью детей. Как правило, у детей с нарушениями слуха эта взаимосвязь нарушена, поскольку затруднено развитие обобщающей и регулирующей функции речи. Необходимо помочь детям по возможности преодолеть этот дефект.

   На занятиях ручного труда, как более сложной по своей структуре, особенно важна роль педагогических, коррекционных средств, направленных на создание единой согласованной системы: «речь – действие – речь».

     Сам по себе ручной труд, если его целенаправленно не использовать, не улучшает речевое развитие детей. Однако надо помнить, что он является тем условием, которое позволяет активизировать работу по стимуляции речи, поскольку сама ситуация делает общение необходимым и естественным. Установлено, что практическая деятельность значительно улучшается, повышается, уровень самостоятельности, если этой деятельности предшествует специальная подготовка в чисто речевом плане. Например, проговаривается последовательность выполнения задания.

     Влияние предварительной речевой отработки задания сказывается на каждом этапе его практического выполнения. На этапе ориентировки речь помогает детям лучше осознать предстоящее задание. На этапе планирования заметно  влияние проговаривания – дети начинают более четко представлять себе порядок и содержание предстоящей работы. В ходе выполнения практического задания использование речи повышает уровень самостоятельности детей, что приносит им удовлетворение. На конец, наблюдается и обратное: в процессе деятельности заметно улучшается речь детей, становится более четкой и эмоциональной.

     В качестве педагогических средств, стимуляции повышения речевой активности детей, можно использовать следующие приемы:

•        Побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе

•        Обсуждение образца предстоящей работы

•        Планирование предстоящей работы

•         Взаимное инструктирование и взаимопроверка

•        Обсуждение готовой работы и ее показ

•        Систематический опрос и работа с использованием средств в наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "

Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...

Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Создание условий в дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушениями слуха...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом...

Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Данный материал представляет собой ряд заданий для дошкольников с нарушением слуха четвертого...