Главные вкладки

    Формирование правил безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
    консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

    Елена Терехова

     

    Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.

     Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. 

    Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. 

    Обучение детей безопасному поведению на дорогах рассматривается, как одна из важных сторон, общего развития ребенка дошкольного возраста. Именно такое обучение даст желаемый результат, если  будет связано со всеми разделами программы.

    Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В детском саду ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.

    Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Формирование правил безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

    Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.

     Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. 

    Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. 

    Обучение детей безопасному поведению на дорогах рассматривается, как одна из важных сторон, общего развития ребенка дошкольного возраста. Именно такое обучение даст желаемый результат, если  будет связано со всеми разделами программы.

    Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В детском саду ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.

    Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию.

    В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ.

    К ним относится программы по правилам дорожного движения, авторы  Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк  «Азбука поведения на дороге» и «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города». Программы разработаны специально для обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах. Они включают различные варианты структур занятий, наиболее подходящие методы и приёмы обучения и воспитания учащихся, с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей данного возраста. Сформулированы цели и задачи обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах, содержание, диагностические методики по теме и примерный тематический план.

    Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана кандидатами психологических наук Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

    В разделе «Ребенок на улицах города» программы Н.Н.Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой  «Основы  безопасности жизнедеятельности»  говорится, что выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор,  пешеходная «зебра»,  проезжая часть дороги,  дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел  программы  «Ребёнок и улица»   знакомит   детей  с основными  ПДД  для водителей, пешеходов, велосипедистов, а также рассказывает  о работе ГАИ и  учит тому, что делать, если ребёнок потерялся.

    Данная программа обеспечена необходимым количеством учебно-методических пособий и  направлена она на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице, но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге.

    Программа «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, и др.;

    Для младшего, среднего  возраста  задачи – отсутствуют.        

    Старший дошкольный возраст - Раздел. Старший дошкольник входит в мир социальных отношений. Содержание образования: представления о правилах поведения детей в общественных местах (на улице, в транспорте...), а также о некоторых правилах и знаках дорожного движения.

    Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника.  Т.И. Алиева,  Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.;

    Задачи – отсутствуют.

    Младший возраст – не  определено содержание.

    Старший возраст: линия развития «Познавательное развитие», раздел «Мир, в котором мы живем».  «В этом возрасте дети учатся соблюдать правила дорожного движения и поведения на дороге: переходить улицу в установленных переходах (наземных или подземных) на зеленый сигнал светофора; смотреть налево, потом направо; ездить на велосипеде в шлеме, в темноте – с фонариком; по шоссе идти по обочине навстречу движущемуся транспорту; знать специальные обозначения шоссейных, пешеходных, велосипедных дорог; иметь на одежде светящуюся маркировку или носить отражатель; в машине пристегиваться ремнем и сидеть на детском сидении, не отвлекать водителя, не высовываться из окон, не брать с собой острые предметы; не кататься с горок, выходящих на проезжую часть, и не играть в мяч вблизи шоссейных дорог».

    Анализ отдельных   программ   позволяет сделать вывод о том, что авторами данных программ уделяется внимание решению задач  по формированию навыков безопасного поведения детей, раскрыта сущность и содержание работы по данной проблеме.

    При этом остается проблемой оснащение методическими пособиями и материалами для работы с детьми дошкольного возраста, а также обновление форм, методов и приемов работы с детьми  в соответствии с ФГОС ДО, сформированности показателей результативности, и оценочной системы с учетом возрастных особенностей детей.

     В программах не определена система перспективного планирования работы с детьми на основе принципа интеграции по формированию навыков безопасного поведения детей в дорожно-транспортных ситуациях.

      Немаловажно и то, что многие образовательные программы не соответствуют ФГОС ДО, современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД, не согласованы с Госавтоинспекцией, не адаптированы к современным условиям дорожного движения.

      Говоря о программах по формированию представлений о правилах безопасного поведения детей на дорогах важно остановиться на примерной общеобразовательной программе ДО «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

     Эта программа является инновационным общеобразовательным  программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного образования.

    Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных организациях для формирования основных общеобразовательных программ.

     Содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям. Область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе включает формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В ней определены задачи по каждой возрастной группе.

     Содержание задач:

     Вторая группа раннего возраста:

    • формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;  
    • знакомство с некоторыми видами транспортных средств.

    Младшая группа:

    • расширение ориентировки в окружающем пространстве;
    • знакомство с правилами дорожного движения;
    • учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора;
    • формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого) ;
    • знакомство с работой водителя.

     Средняя группа:

    • развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности; продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице;
    • подводить детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения;
    • уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;    знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («скорая помощь», «пожарная», машина МЧС, «полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
    • знакомство со знаками дорожного движения «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта»;
    • формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

     Старшая группа:

    • уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, работе светофора;
    • знакомство с названиями  ближайших к детскому саду улиц и улиц , на которых живут дети;
    • знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
    • продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

    Подготовительная к школе группа:

    • систематизация знаний детей об устройстве улицы, дорожном движении;
    • знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
    • продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;
    • подведение детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения;
    • расширение представлений детей о работе ГИБДД;
    • воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
    • развитие свободной ориентации в пределах ближайшей к детскому саду местности;
    • формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

     Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью.

    Усвоение знаний о ПДД должно идти в тесной связи с отработкой умений, переходящих в навык правильного поведения. Навык же появляется в результате практического освоения детьми Правил. Для этой цели взрослые должны использовать каждое появление ребенка на улице: будь то прогулка,  поход в магазин или просто дорога в детский сад и обратно.

       Вопросы организации  работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма  были, есть и будут всегда актуальны. Нет ничего дороже человеческой жизни! И чтобы сохранить жизнь ребенка, сделать его дорогу детства безопасной, необходимо грамотно выстроить работу по профилактике ДДТТ. В наше время, когда улицы города заполнены транспортом до невозможности, когда родители не достаточно внимания  уделяют вопросам безопасного поведения ребенка на улицах, роль грамотного формирования у ребенка навыкам безопасности ложится на плечи педагогов. И поэтому необходимо, прежде всего,  научить педагога правильным подходам к формированию данных навыков у ребенка и делать это надо поэтапно, разработав грамотный алгоритм.

     И авторы программы оставляют за каждым дошкольным учреждением, педагогом  право на использование различных форм и методов организации обучения дошкольников правилам поведения на улицах города, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.



    Предварительный просмотр:

     Рекомендации для воспитателей по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дороге

       

    Главную цель работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике  дорожного травматизма  – формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города – можно реализовать через решение следующих задач:

    • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
    • формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
    • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

    Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

    Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который опирается воспитатель, планируя работу с детьми.

    Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

    Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

    Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста пока только принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

    Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

    Особую роль в формировании у детей старшего дошкольного возраста правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатели  осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:

    - воспитательные  реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

    - развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

    - обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

    Для обучения детей ПДД можно использовать разные формы проведения образовательной деятельности:

    · образовательная деятельность – путешествие;

    · образовательная деятельность – соревнование;

    · театральная образовательная деятельность;

    · образовательная деятельность с элементами КВН;

    · образовательная деятельность – игра.

    Принципы организации образовательного процесса с детьми:

    - Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

    - Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

    - Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

    - Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

    - Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

    - Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

    - Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

    В ФГОС ДО  определено, что образовательная деятельность по ОО  «Социально – коммуникативное развитие» осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников МБДОУ. Поэтому работа педагогов с детьми по обучению детей БДД должна проводиться   в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, с учетом принципа интеграции

    При обучении детей основам «дорожной грамоты» воспитатель должен придерживаться следующих правил:

    - не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;

    - сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;

    - очень важно при обучении детей основам безопасности дорожного движения не делать акценты только на том, чего  нельзя делать на дорогах, на каждое «нельзя» должно быть «можно». Если мы говорим, что нельзя играть на проезжей части дороги, то нужно рассказать и показать детям, где нужно играть – во дворе, детской площадке, сквере, парке;

    - умение  предвидеть опасность и  развитие  навыков  правильной ориентации в дорожной среде необходимо формировать у дошкольника с самого раннего возраста;

    - использовать новые игровые технологии, развивающие у детей познавательный процесс: наблюдательность, память, мышление, речь.

    Значимыми методами  в формировании у дошкольников осознанного отношения к дорожной обстановке  являются внушение, убеждение, упражнение, пример, поощрение.

    Внушение.

    Дети дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

    Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

    Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

    В образовательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

    Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

    Поэтому важно окружить детей дошкольного возраста положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

    Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

    Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у детей является основой культуры их поведения в дорожной среде.

    Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника.

    Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.      

    Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель должен проводить занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организовать работу с их родителями.

    Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр,  в ходе которых ребята доводят  до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. а также ролевое обыгрывание опасных ситуаций в условиях дорожного движения,  Например: «Вежливые дети», «Бабушка на другой стороне улицы», «Игра с мячом у проезжей части», «Перекресток», «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне» и т.д. Эти игры помогают  детям самостоятельно решать определенную дорожную ситуацию,  учат культуре общения, умению вести дискуссию и кроме того развивать уверенность в себе.

    Одной из эффективных форм работы с детьми  является практико-ориентированная деятельность - экспериментирование, проблемные ситуации. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины и следствия поступка является регулятором детского поведения. Формы работы с детьми могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого детского сада.

    Навыки безопасного поведения детей должны закрепляться во время прогулок, в общественных местах.

    Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше возраст дошкольника, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

    Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

    Одним из самых надежных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).

    Особенно внимательно воспитатели должны относятся к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

    С ними нужно продолжать занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи, на  развитие  способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

    Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

             Особое значение  при формировании дорожной культуры у детей имеет  создание  предметно-развивающей среды. Воспитатели  детского сада в тесном сотрудничестве с родителями должны оборудовать  уголки  по БДД,   наполнить их игрушками, крупными дорожными знаками, макетами улицы и дороги, транспортом, фигурками,   дидактическими, развивающими и настольными играми, книгами.   Изготовить  атрибуты  к сюжетно-ролевым, подвижным, спортивным играм.   Деятельность по обогащению среды должна происходить на глазах детей и с их посильным участием. Необходимо подобрать наглядно-дидактический материал, сюжетные и предметные картинки, плакаты для детей.  

    В группах должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».

    В группах следует разместить дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки», «Мы едем по улице», «Знаки на дорогах», «Учись вождению», «Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.;

    Диски с фильмами:

     «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алешкин велосипед», «Дед Мороз - регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа - милиционер», «Похождения Тимы» и др.;

    детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа - милиционер» С.  Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь - автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;

    альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.

    Создание соответствующей предметно-развивающей среды является важным условием достижения планируемых результатов программы. На участке детского сада при наличии условий для проведения творческих подвижных игр по правилам дорожного движения оборудуется специальная площадка. Кроме этого, в развивающей среде группового пространства могут быть представлены:

    • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой «ГАИ», «Город», «Улица», «Мосты», «Автомастерская» (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

    • атрибуты дорожно-патрульной службы: жезлы,  свистки, знаки;

    • наборы разных видов спецмашин (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т.д.);

    • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

    • комплекты дорожных знаков;

    • макет микрорайона, макет улицы с транспортными средствами; макет улицы с односторонним движением и тротуаром, макет светофора;

    • схема маршрута безопасного движения в детский сад;

    • наглядно-иллюстративный материал по ПДД;

    • детская художественная литература;

    • картотека стихов, загадок считалок, поговорок, пословиц;

    • альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой микрорайон»;

    • набор слайдов, мультфильмов;

    • иллюстрации о правилах поведения на дорогах;

    • дидактические игры по правилам дорожной безопасности;

    • познавательная литература.

    Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

    В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

    Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

    Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошколь-ного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

    В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

    Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

    Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...