Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Белянина Елена Николаевна

Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Система работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной

безопасности»

По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей;

60% пострадавших от пожара - дети, 3/4 из них - дошкольники.

Система работы по данной проблеме включает:

- создание предметной среды художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки,

настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;

- совместная деятельность педагога и детей-наблюдения, беседы, дидактические игры,

игры-занятия, вечера досуга, КВН, тренинги, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;

- работа с родителями :создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов;

- взаимосвязь с работниками службы безопасности на дорогах, пожарной безопасности.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа:

Цель первого этапа - формировать у детей интерес  к проблемам собственной  безопасности. Создавать предметную среду (яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др.) Ежемесячно включать работу по формированию правил пожарной безопасности в календарный план; знания и умения детей закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованной и изобразительной деятельности.

На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Проведение совместно-образовательной деятельности целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо

напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Нужно убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же  время не возбудить нездоровый

интерес. Обязательно надо привести примеры, когда игра с огнём завершалась бедой. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.

Цель второго этапа – формировать основы  пожарной безопасности, положительное отноше-

ние к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно  стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие

знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и проис-

ходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа

ведется по всем областям программы, формируя у детей:

- личностные качества- дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;

- определенные знания и умения-ориентировки в пространстве, пользования различными

бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного

первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют

роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.

Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а

также правила «Нельзя!».

«Нельзя»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;

- брать горящие угли;

- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

Цели третьего этапа- формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о

борьбе  с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

На данном этапе целесообразно использовать тренинги, беседы, логические задачи, вечера

развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения

в быту.

Следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно  быть направлено

на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного

и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

При планировании работы  по данной проблеме необходимо использовать формы и методы,

имеющие  наибольшее воздействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют

формированию навыков поведения в быту. Содержание знаний по формированию правил пожарной безопасности можно использовать для коррекции речи детей. Применяемая  система

положительно влияет на развитие всех сторон речи, что позволяет применять ее в работе с детьми, имеющими нарушения. Расширяется словарный запас детей за счет специальных терминов, названий различных предметов, действий, определений, наречий, числительных, простых и сложных предлогов, союзов, совершенствуется процесс словообразования.

Широко используются речевки и звукоподражания для автоматизации звуков. Дети ставятся

в условия, когда они вынуждены вступать в диалог, рассуждать, что способствует развитию

связной речи. Дети составляют рассказы на противопожарную тематику с началом и концом,

предложенным воспитателем. Можно просто предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла». Получившиеся

рассказы инсценируются. Роли дети могут исполнять самостоятельно или помощью кукол.

Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера  невозможно воспитать в детях умения навыки безопасного

поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.

Основные направления работы с родителями включают:

- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных

случаев;

- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

- формирование у родителей серьезного отношения к выработке  у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

Разнообразные формы работы с семьей:

- беседы о пожарной безопасности;

- размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности

в домашних и природных условиях;

- оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

- открытые просмотры для родителей по данной тематике;

- анкетирование;

- вечера-викторины совместно с родителями «Береги свой дом от пожара»;

- консультации;

- встречи с инспектором пожарной охраны.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»

Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»...

«Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экол...