«Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Болзина Валентина Петровна

2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ekologiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по формированию

элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

Болзина В.П., воспитатель высшей категории,

                                                                               МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой

                                                           

            2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас все, пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как дошкольное детство-это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ведь именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Система работы по данному направлению успешно осуществляется в доступных и понятных детям видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная и двигательная. Которая наряду с формированием у детей целостной картины мира и расширением кругозора, учит их проявлять гуманное отношение к объектам живой природы, понимать взаимосвязь экосистем; умению осуществлять собственную практическую деятельность, не причиняя ей вреда.  Решение познавательных задач с детьми осуществляется в дидактических играх экологической направленности, в ходе наблюдения за явлениями природы и экспериментирования с объектами неживой природы на прогулках, экскурсиях, а также в группе (в совместной и самостоятельной деятельности детей, включая разные виды детской деятельности), в проектах (длительных и кратковременных). В нашей группе есть «экологический центр» с различными видами растений, материалами: по уходу за растениями и посадками; по экспериментально - исследовательской деятельности, дидактические игры; по инициативе детей собраны и пополняются коллекции камней, ракушек, семян, гербарии и т.д.    

         В работе с детьми по данному направлению, метод проектной деятельности наиболее эффективный и очень увлекательный, так как помогает мне интегрировать образовательный процесс с детьми, используя самые разнообразные формы организации практической деятельности детей (серии опытов, экспериментов, установление причинно-следственных связей между условиями и результатами деятельности и фиксирование полученных результатов.   А самое главное – у ребенка появляется познавательный интерес к деятельности: где он выступает инициатором, может выдвигать свои предположения, условия, просьбы, требования для реализации своих интересов и желаний. Выбранный мной метод направлен на развитие активной позиции ребенка, познавательных и творческих способностей, речевого развития и коммуникативных навыков. Девиз использования проектного метода в экологическом воспитании детей: «Познаем мир через открытия!».

Детский принцип: «от любопытства до познавательной активности!»  

Познавательное отношение  мир удивителен, полон тайн и загадок  я хочу их узнать и разгадать; бережное отношение  мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны  я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить; созидательное отношение мир так прекрасен я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Педагогический принцип: не ребенок для проекта, а проект для ребенка.  

      Также, наряду с традиционными источниками (чтение и рассматривание познавательных книг, энциклопедий), используется электронная иллюстрированная наглядность, демонстрируемая с помощью ИКТ. Пополняется аудио-и видеотека познавательных фильмов, совместных детско-родительских презентаций разной тематики для прослушивания и просмотра, библиотека познавательной литературы для воспитанников и их родителей. Родители с детьми активные участники экологических: конкурсов, выставок, акций, проектов- такой пример совместной деятельности детей и родителей, помогает детям: понимать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи между действиями людей и состоянием (благополучием) окружающей природы; закрепить правила поведения в природе, предупредить проявление негативных поступков, которые влияют на ухудшение экологии.      

           Таким образом, система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (в познавательно-практической деятельности) подводит их к пониманию, того, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды и поэтому он должен: беречь, охранять и защищать ее.

         Активное сотрудничество детско-взрослого сообщества (дети, педагоги и родители) в вопросах экологического воспитания способствует решению общей проблемы экологической безопасности и грамотности подрастающего поколения, потому что будущее за нашими детьми и каким оно будет, стоит задуматься об этом сейчас, а наше «экологическое поведение» должно стать нормой жизни. Поскольку, примером для детей являемся мы-взрослые.  

Литература:

1.Н.Е.Вераска, Т.С.Комарова,Э.М.Дорофеева Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»,МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва,2022

2.Н.Н.Кондратьева. Программа экологического образования детей «Мы», СПб,2018;

3.О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель,2011;

4.С.М.Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва: Просвещение, 2010.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к ...

Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Помощники Лесовичка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга         Конспект совместной деятельнос...

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.Задачи:- организовать о...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...