Дидактические игры для развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
материал на тему

Картотека  дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений    детей старшего дошкольного возраста.

                                                         

1 «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.

Методика проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта..

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

2 «Чьи семена?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян.

Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев;

тарелочка с разными семенами.

Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают  на

карточку соответствующего фрукта или овоща.

3 «Кто дружит с деревом?»

Цель:   Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Дидактический материал: Панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Методика проведения: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и объясняет, почему это животное дружит с деревом.

Например:

Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.

Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый цвет – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

4 «Найди в букете такой же листок»

Цель: Найти предмет по сходству.

Дидактический материал:        Одинаковые букеты из 3—4 разных листьев.

Методика проведения: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три -  такой лист покажи!» Дети выполняют задание.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

5 «Лекарственные растения»

Цель: Закрепить знания лекарственных растений.

Дидактический материал: Карточки с растениями.

Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом. Подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

6 «Береги природу»

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

7 «Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках на лугу.

Дидактический материал:  Карточки с силуэтами обитателей луга.

Методика проведения: Дети составляют цепочку, кто кем питается:

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы.

8  «Что в корзинку мы берем»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Дидактический материал: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Методика проведения: У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

9 «ЛЕСНИК»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Дидактический материал: набор предупреждающих экологических знаков. треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник,  птичье гнездо, костер, еж и др.)

Методика проведения: дети поочередно играют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

10 «Что сначала, что потом?»

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Дидактический материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животного (гороха, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

Методика проведения: Вариант 1. Ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живого существа (например, бабочка: яйцо - гусеница - куколка - бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Вариант 2. Воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку в их порядке. Дети должны ее исправить и объяснить правильность своего решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...

Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии- лепбук .

Лепбук " Мир птиц "   Цель данного пособия :Систематизировать и обобщать у детей представления птицах, их внешнего вида, об условиях обитания; помочь закрепить знание детей о ...