Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_siyakaeva_1.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: О. С. Сиякаева

Тема: преемственность детского сада и школы по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного.

Формирование экологических представлений является частью интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.

Экологическое воспитание  - это «социально-организованный процесс целенаправленного формирования у людей экологического сознания, экологизации мировоззрения, развитие навыков правильного бережного отношения к окружающей среде (как природной, так и социальной), внедрения знаний о принципах и методах оптимизации этих отношений» [1; с. 65].

Главной целью экологического воспитания в дошкольном учреждении является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Эффективность формирования экологических представлений  дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня сформированности экологических представлений возможно в результате применения методики с учетом возраста детей.

Методика формирования экологических представлений детей 5-6 года жизни имеет следующие структурные компоненты.

В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней.

Специальные наблюдения посвящаются тому, как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств, как передвигаются, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения − не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам [2; с. 112].

Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни.

Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение − это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.
       На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно – символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами − параметры погоды, цветом − дни недели.

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры − они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы − это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд − за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность [2; с. 134].

 Еще формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы, например, «Зеленая елочка − живая иголочка», «Украсим Землю цветами». Литературным стержнем методики экологического воспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми.

Итак, согласно всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что в процессе формирования экологических представлений могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
  • детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
  • наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [3; с. 208].

Разнообразная деятельность естественным образом связывает формирование экологических представлений со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство, именно в этом случае огромную роль играет процесс ознакомления с заповедниками. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

 Список использованных источников:

  1. Егоренков, Л. И. Основы начального экологического воспитания / Л. И. Егоренков. – М. : Прометей, 2006. – 252 с.
  2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. – М. : Сфера, 2008. – 311 с.
  3. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 316 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Помощники Лесовичка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга         Конспект совместной деятельнос...

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

Картотека опытов и экспериментов, направленная на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Данная картотека опытов и экспериментов позволит сформировать у детей старшего дошкольного возраста экологические представления об объектах живой и неживой природы....

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...