ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА "ВЕЖЛИВЫЙ ПЕШЕХОД"
рабочая программа по обж (старшая группа) по теме

Нуйкина Наталья Геннадьевна

Программа  семейного клуба "Вежливый пешеход " разработана в рамках дополнительного образования  для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД №69»

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«ВЕЖЛИВЫЙ ПЕШЕХОД»

НА 2016-2017 УЧ.ГОД

                                                                   РУКОВОДИТЕЛЬ: Нуйкина Н.Г.

                                                                   

ГО Саранск

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

2.

Пояснительная записка

3.

Учебно-тематический план

4.

Календарно-тематический план

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6.

Список используемой литературы

7

Приложения

Пояснительная записка

Направленность программы. 

      Данная программа разработана в рамках инновационной деятельности МЛОУ «Детский сад №69»  «Организация сетевого взаимодействия социально-коммуникативной направленности в рамках реализации модели «Детский сад – территория безопасности»  и направлена на  изучение основ безопасности, обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

          Главная задача программы клуба «Вежливый пешеход»     состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.  Реализация программы рассчитана на четыре  года. Обучение правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы и до подготовительной, с последующим усложнением программы.  Заседания проводятся один раз в квартал. Участниками являются дети, родители и педагоги.

      Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Актуальность

     Программа клуба «Вежливый пешеход»,  разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников и их родителей на дорогах и улицах города.

      Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

   Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные  усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы клуба «Вежливый пешеход»  включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.).

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй  младшей группы.

Цель: формирование культуры безопасного поведения на улицах и  дорогах города. Взаимодействие с семьей.

Задачи:

1. Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

3. Развивать навыки у детей применять полученную информацию в практической деятельности.

 4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

Привлечение  к деятельности ДОУ широкого аспекта окружающего социума. Формирование у детей осознанного поведения на улицах и дорогах города.

Программа создана на основе принципов:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

 

Направления работы по реализации программы

  1. Создание условий:
  • оформление уголков безопасности;
  • подбор литературы, фотографий по ПДД;
  • изготовление атрибутов к играм
  • оформление макетов

  1. Формы организации совместной  деятельности с воспитанниками:
  •  Экскурсии.
  •  Наблюдения.
  •  Прогулки.
  •  Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
  •  Продуктивные виды деятельности.
  •  Игровая деятельность.
  •  Знакомство с художественной литературой.
  •  Развлечения, досуги.
  • Проектная деятельность.
  • Посещение «Детская библиотека  №5 им.С.Я.Маршака».
  •  Наставничество (первоклассники СОШ №25).

 

   

  1.    Взаимодействие  с родителями:
  • консультации
  • беседы
  • буклеты, памятки
  • родительские собрания
  • совместные развлечения
  • проектная деятельность
  • встречи, беседы с инспектором ГИБДД

 

Мониторинг  освоения программы

Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

3 балла  - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет  задание.

Старшая группа

Вопросы к детям

1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?

2. Какой транспорт перевозит пассажиров?

3. Чем отличается автобус от троллейбуса?

4. Назови правила поведения в автобусе.

5. Назови машины специального назначения

6. Что означают сигналы светофора?

7. Что такое улица?

8. Кто является пешеходом?

9. Назови правила поведения пешеходов.

10. Что такое переход?

11. Что такое проезжая часть?

12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?

13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», 14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

11

12

13

14

Итог

1

Лискин Павел

2

Ломакина Ульяна

3

Ляпина Агния

4

Магдеев Имиль

5

Мальков Илья

6

Пигальцова Эмилия

7

Платонов Денис

8

Поденко Аня

9

Пызыков Денис

10

Решетов Костя

11

Сысуев Артем

12

Тураева Наташа

Старшая группа – третий год обучения

Задачи:

  1. Закреплять умения  свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
  2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
  3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
  4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ожидаемый результат

умеют свободно ориентироваться  вокруг детского сада; знают основные термины и понятия дорожного движения, имеют представления о дорожных знаках, соблюдают  правила безопасного поведения в транспортном средстве.

Механизм реализации программы

        Механизм реализации программы «Вежливый пешеход» предусматривает:

  • проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
  • программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа), второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), третий год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа), четвертый год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа);
  • совместные мероприятия проводятся 1 раз в квартал  для детей всех возрастных группы;
  • продолжительность совместных мероприятий во  второй младшей группы  10  - 15минут, в  средней группе  – 15-20 минут, в старшей группе  – 20-25 минут, подготовительной  к школе группы до 30 минут;
  • поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
  • диагностика усвоения воспитанниками программы «Вежливый пешеход» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения  ребенком программы «Вежливый пешеход»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН в старшей группе

Программа включает в себя следующие разделы:

№ кв. п/п

Наименование модулей,

тем

Направленность работы

Всего

Теория

(минут)

Практика

(минут)

кол-во

занятий

минут

  1.  

« Светофор»

1. «Уроки светофора»;

Закреплять и совершенствовать знания о светофоре, о его назначении.

1

25

10

15

2. Совместная работа детей и воспитателей в свободной деятельности.

2 раза в неделю

25

5

20

«Дорожные знаки»

1.«Маленький шофер»;

Закреплять и совершенствовать знания  детей об  известных  правилах  дорожного движения

1

25

10

15

2. Совместная работа детей и воспитателей в свободной деятельности.

2 раза в неделю

25

5

20

«Правила дорожного движения»

1. «Этого могло бы не случиться…»;

Закреплять и совершенствовать знания  детей о правилах поведения на улицах города, правилах  дорожного движения.

1

25

10

15

2 раза в неделю

25

5

20

2.  Совместная работа детей и воспитателей в свободной деятельности.

«Безопасность на дороге»

1 «Уважая правила движения, к Гене мы идем на день рождения»

Закреплять и совершенствовать у детей навыки безопасного поведения на дорогах города.

1

25

10

15

2 раза в неделю

25

5

20

2. .  Совместная работа детей и воспитателей в свободной деятельности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

квартал

№ п/п

Наименование модулей, и тем

Возрастная

группа

Программное содержание

Методы  и

приемы

Ответственные

Оборудование

Литература

Совместная работа  с родителями

1. Светофор

1

1

«Красный, желтый, зеленый»

2 мл.группа

Познакомить со светофором и  его назначением.

Рассматривание иллюстраций. Загадки.

Рассказ о светофоре.

Рассматривание макета светофора

Зорькина Н.И.

Решетова Н.Ю.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоролик. Музыкальный центр

Консультация для родителей  на тему        «Три сигнала светофора»

2

« В гости к светофору»

Средняя группа

Познакомить  и закрепить  знания  о светофоре  и о его назначении.

Рассматривание иллюстраций. Загадки.

Рассказ о светофоре.

Рассматривание макета светофора

Папасова В.И.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоролик. Музыкальный центр

Консультация для родителей  на тему        «Три сигнала светофора»

3

«Уроки светофора»

Старшая группа

Закреплять и совершенствовать знания о светофоре, о его назначении.

Рассматривание иллюстраций. Загадки.

Рассказ о светофоре.

Рассматривание макета светофора

Нуйкина Н.Г.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоролик. Музыкальный центр

Консультация для родителей  на тему        «Три сигнала светофора»

4

«Светофор и дорога»

Подгот. группа

Закреплять и совершенствовать знания о светофоре, о его назначении.

Рассматривание иллюстраций. Загадки.

Рассказ о светофоре.

Рассматривание макета светофора

Карпушина Е.М.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал

.Видеоролик. Музыкальный центр

Консультация для родителей  на тему        «Три сигнала светофора»

2. Дорожные знаки

2. Дорожные знаки

2

1

«Пешеход-ный переход»

2 мл.группа

Познакомить   детей с элементарными   правилами   дорожного движения

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«не ошибись», «красный, желтый, зеленый», «что это значит» и другие.

Беседа.

Зорькина Н.И.

Решетова Н.Ю.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоролик. Музыкальный центр

Индивидуальная работа

2

«Я гулять иду и дорогу перейду»

Средняя группа

Познакомить   детей и закрепить знания  известных    правил  дорожного движения

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«не ошибись», «красный, желтый, зеленый», «что это значит» и другие.

Беседа.

Папасова В.И.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоролик. Музыкальный центр

Индивидуальные

занятия

3

«Маленький шофер»

Старшая группа

Закреплять и совершенствовать знания  детей об  известных  правилах  дорожного движения

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«не ошибись», «красный, желтый, зеленый», «что это значит» и другие.

Беседа.

Нуйкина Н.Г.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видематериал.. Музыкальный центр

Индивидуальная работа

4

«Волшебные знаки»

Подгот. группа

Закреплять и совершенствовать знания  детей об  известных  правилах  дорожного движения

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«не ошибись», «красный, желтый, зеленый», «что это значит» и другие.

Беседа.

Карпушина Е.М.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видематериал.. Музыкальный центр

Индивидуальные

занятия

3. Правила дорожного движения

3

1

«Мы знакомимся с улицей»

2 мл.группа

Познакомить   детей с правилами  поведения на улицах города, правилами  дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«будь внимательным», «красный, желтый, зеленый», «что за чем» и другие.

Беседа.

Зорькина Н.И.

Решетова Н.Ю.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал.  Видеоматериал. Музыкальный центр

Викторина «Улицы нашего города»

2

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Средняя группа

Познакомить   и закрепить знания  детей о  правилах  поведения на улицах города, правилах  дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«будь внимательным», «красный, желтый, зеленый», «что за чем» и другие.

Беседа.

Папасова В.И.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал.  Видеоматериал.Музыкальный центр

Викторина «Улицы нашего города»

3

«Этого могло бы не случиться..»

Старшая группа

Закреплять и совершенствовать знания  детей о правилах поведения на улицах города, правилах  дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«будь внимательным», «красный, желтый, зеленый», «что за чем» и другие.

Беседа.

Нуйкина Н.Г.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал.  Видеоматериал.Музыкальный центр

Викторина «Улицы нашего города»

4

«На улицах города»

Подгот. группа

Закреплять и совершенствовать знания  детей о правилах поведения на улицах города, правилах  дорожного движения

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«будь внимательным», «красный, желтый, зеленый», «что за чем» и другие.

Беседа.

Карпушина Е.М.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоматериал. Музыкальный центр

Викторина «Улицы нашего города»

4. Безопасность на дороге

1

«Путешествие по городу»

2 мл.группа

Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах города.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«назови знак», «красный, желтый, зеленый», «чего не стало»» и другие.

Беседа.

Зорькина Н.И.

Решетова Н.Ю.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоматериал. Музыкальный центр

Индивидуальная работа

2

«Мы пешеходы»

Средняя группа

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах города.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«назови знак», «красный, желтый, зеленый», «чего не стало»» и другие.

Беседа.

Папасова В.И.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоматериал. Музыкальный центр

Индивидуальные

занятия

3

«Уважая правила движения, к Гене мы идем на день рождение»

Старшая группа

Закреплять и совершенствовать у детей навыки безопасного поведения на дорогах города.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«назови знак», «красный, желтый, зеленый», «чего не стало»» и другие.

Беседа.

Нуйкина Н.Г.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоматериал. Музыкальный центр

Индивидуальная работа

4

«Путешествие в страну дорожных знаков»

Подгот. группа

Закреплять и совершенствовать у детей навыки безопасного поведения на дорогах города.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Игры и упражнения:

«назови знак», «красный, желтый, зеленый», «чего не стало»» и другие.

Беседа.

Карпушина Е.М.

фланеграф, наглядый материал, раздаточный  материал. Видеоматериал. Музыкальный центр

Индивидуальные

занятия


Используемая  литература

  1. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.
  2. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с.
  3. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
  4. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
  5. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
  7. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
  8. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
  9. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
  10. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
  11. Семенюк В.И., Владимиров Н.В.  Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
  12. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. м., 2002.
  13. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
  14. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.
  15. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002.
  16. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юные пешеходы».

Рабочая программа кружка«Юные пешеходы». Для  младшей  группы ....

Рабочая программа кружка "Юный пешеход".

Рабочая программа  кружка  "Юный пешеход"....

Программа кружка «Азбука пешехода»

ПРОГРАММА«Азбука пешехода»кружковой работы поформированию основ безопасности жизнедеятельности детей по средствам освоения правил дорожного движения для детей от  5 до 7 лет...

Программа «Школа юного пешехода»

Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения....

Рабочая программа кружка «Маленькие пешеходы» во второй младшей группе

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего детства привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по н...

Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год

Программа  семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...