Проект "Пожарная безопасность"
проект по обж (старшая группа) на тему

Хабибуллина Анжелика Рафисовна

Мини проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pozharnaya_bezopasnost.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

        


Проект «Пожарная безопасность»

Автор: воспитатель Хабибуллина Анжелика Рафисовна

Тип проекта: краткосрочный, информационный, социальный, творческий.

Время реализации проекта: 1.11.2013 – 12.11.2013

Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность.

 У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе.

Чтобы сделать отношение человека к  этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Цель проекта.

        Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности в ДОУ; выставка детского рисунка «Пожар»; совместно с родителями создать плакат «Осторожно, пожар!»; презентация по данной теме.

Задачи:

- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать  номер телефона пожарной части, четко называть  свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- Подбор  дидактических игр;

- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов;

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

- Оформление папки – передвижки для родителей «Осторожно, пожар!»;

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап:

1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:

- «Легенда о Прометее»;

- «Почему огонь полезен и опасен?»;

- «Беседа о труде пожарных»;

- «Эти предметы таят опасность!»;

- «Спички детям не игрушка»;

- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».

2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.

3. Дидактические игры:

- «Раньше и теперь»

- «Горит – не горит»

- «Что нужно пожарным?»

- «Диалоги по телефону»

- «Какой бывает огонь?»

- «Опасно – не опасно»

- «Подбери определения к слову пожарный»

4. Сюжетно-ролевые игры :

- «Мы – пожарные!»

- «Пожарные спешат на вызов»

5. Театрализованная игра

- драматизация сказки «Кошкин дом»

6. Подвижные игры и соревнования:

- «Пожарные на учении»

- «Кто быстрее потушит пожар?»

- «Огонь в очаге»

- «Огненный дракон»

- «Вода и огонь»

- «Птички в беде»

- «Хозяин озера»

7. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме):

- Б.Житков «Дым», «Пожар»

- Д.Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»

- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»

- К.Чуковский «Путаница»

- Г.Остер «Вредные советы»

- Е.Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня»

- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

- стихи О.Вациетис «Спички», «Новый год»

- стихи Е.Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»

- литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме

8. Проведение опытов, экспериментов:

«Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня)

9. Экскурсия по детскому саду (знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту с песком; к пожарному водоему.

10. Детские рисунки на тему «Пожар!», «Пожарная машина», лепка «Пожарные собаки».

Заключительный этап:

- Выставка детских рисунков на тему «Пожар»;

- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;

- Презентация «Пожарная безопасность»


«Дым» и «Пожар»

(беседа с детьми по рассказам Б. Житкова)

Цели: познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.

Ход беседы:

1.        Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Житкова «Помощь идет» и, в частности, на два произведения — «Дым» и «Пожар». Интересуется мнением ребят о разворачивающихся там событиях.

2.        Предлагает детям еще раз внимательно послушать рассказы, чтобы после прочтения побеседовать о героях произведений. Чтение произведений.

3.        Беседа по содержанию рассказов.

Примерные вопросы к беседе:

—        Что случилось с мальчиками из обоих рассказов?

—        Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение?

—        Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях?

—        Как пожарные боролись с огнем?

—        В обоих рассказах мальчики испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные? Объясните, почему вы так считаете.

—        Как можно назвать пожарных, которые, рискуя своей жизнью, спасают погибающих в огне людей?

4.        Итог беседы:

—        с огнем играть строго запрещается;

- в случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным их было легче найти;

- пожарные — смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это.

«Рассказ о неизвестном герое»

(чтение поэмы С. Маршака)

Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться.

Объяснить ребятам, какой поступок можно назвать героическим; продолжить закреплять умение детей формулировать и высказывать свое мнение по поводу прочитанного и пересказывать события, описанные в произведении.

Примерные вопросы к беседе:

—        Как вы думаете, от чего мог случиться пожар?

—        Что привлекло его внимание?

—        Какие трудности он испытывал, добираясь до девочки?

—        Как вы считаете, каким был этот парень и почему?

—        Подумайте, что каждый из вас сказал бы этому парню при встрече?

«Как Стобед хотел напугать волка, а сам чуть не сгорел»

(чтение и обсуждение рассказа Д. Орловой)

Цель: познакомить детей с новым произведением на пожарную тематику.

Помочь осознать, что огонь может принести большой вред, если с ним обращаться неумело, а детям категорически запрещается играть со спичками.

1.        Вводная беседа.

Примерные вопросы к беседе:

—        Что такое огнеопасные предметы?

—        Какие огнеопасные предметы вы знаете?

—        Кому можно и кому нельзя ими пользоваться и почему?

2.        Чтение сказки.

3.        Беседа по содержанию произведения.

Примерные вопросы к беседе:

—        Как звали главного героя сказки?

—        Почему у него такое необычное имя? (Рассуждение детей.)

—        Как случилось, что мальчик оказался в больнице?

—        Как вы думаете, что понял и решил для себя Стобед?

—        Какое место в сказке показалось вам самым страшным и почему?

Воспитатель. Расскажите сегодня вечером эту сказку своим родителям, а чтобы вы что-нибудь не забыли, я прочитаю ее вам еще раз.

4.        Повторное чтение сказки.

Беседа, диалоги, рассказы о пожарной безопасности

на тему «Что делать, если?..»

Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.

Учить рассуждать и делать выводы.

Воспитатель. Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если:

—        бабушка забыла выключить утюг;

—        сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;

—        папа оставил кастрюлю на включенной плите;

—        в квартире зажгли бенгальские огни;

—        украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи;

—        если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?

Рассказ воспитателя о пожарной безопасности

 в детском саду

Цель: дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду.

Воспитатель в повествовательной форме рассказывает детям о том, какие противопожарные меры предприняты в детском саду.

План рассказа

1.        Что за приборы прикреплены к потолку во всех помещениях детского сада? (О пожарной сигнализации и о том, как она работает.)

2.        Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. (Небольшой инструктаж.)

3.        Что за предметы красного цвета находятся в коридорах у стен? (Об огнетушителях и их назначении.)

4.        Что такое марлевая повязка? Зачем она нужна и как ей пользоваться? (Следует попрактиковаться в их надевании и напомнить, что старшие дети должны помочь малышам.)

Экспериментирование «Опасная свеча»

Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня.

Развивать умение наблюдать, делать выводы.

Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.

Воспитатель:

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

поднимает словно флаг.

Нам огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

 Режет сталь и хлеб печет!

Воспитатель проводит беседу с детьми.

Примерные вопросы к беседе:

—        Кто развел костер?

—        Что вы делали у горящего костра?

—        Вы любите смотреть на пламя костра?

—        Вы были у костра одни или со взрослыми?

—        Что вы сделали с костром перед уходом?

Ребята, представьте себе, что к мам прилетели инопланетяне. Как вы думаете, удивились бы они, увидев пламя костра? Я думаю, что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?-

Ребята отвечают утвердительно.

Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу.)

Дети называют предмет.

Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте.)

Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.

А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

Ребята делятся своими результатами наблюдения:

—        внутренняя часть пламени самая светлая;

—        средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;

—        внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.

А сейчас мы узнаем, какая часть пламени самая горячая?

Опыт 1

Воспитатель. Сейчас я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить. (Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод, что из трех частей пламени самая горячая — верхняя.)

Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру, гвоздь сделан из железа, стол из...

Дети (подсказывают).Дерева.

Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят. (Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)

Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи — мы сейчас узнаем.

Опыт 2

Воспитатель. Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени. (Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) Посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки.)

А теперь я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. (Снова показывает дно чашки.)

Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает, что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.

Опыт 3

Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая, прозрачная.)

А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечку. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети. Появились капли воды на стенках. Стенки банки запотели, а свечка погасла.

Воспитатель. Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Дети приходят к выводу, что огню не хватило воздуха.

Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.)

Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводя опыты с огнем.

Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени — верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!

0. Вациетис

Не имей такой дурной

Привычки –

В домик нос совать,

где дремлют

Спички!

Потому, что спички -

Не синички,

Может пламя вылететь

Из спички,

Так что пусть уж спят они

В кроватке.

Но не надо щекотать им

Пятки,

Потому, что из-за этих

Пяток

В доме может вспыхнуть беспорядок

И такое - ах! –

Столпотвореиье.

Что сгорит мое

Стихотворенье!

новый год

0. Вациетис

Возле елки в Новый год

Водят дети хоровод:

Здравствуй, здравствуй, елочка,

Колкая иголочка!

Нас порадуй, поспеши.

Почему-то не идет

Коля к детям в хоровод

Почему-то он сердит

И в углу один сидит.

-        Встань-ка в круг скорее, Коля!

Чем ты, Коли, недоволен?

Видишь, Коля, Дед Мороз

Елку из лесу принес,

Говорит друзьям Николка

И при этом хмурит взгляд;

-        Почему на нашей елке

Свечи нынче не горят?

С ними праздник веселей.

Эй! Сергей! Зажги скорой!

Взял Сережа коробок.

Вспыхнул хитрый огонек.

Огонек на елку прыгнул,

 Изловчился, спичку выгнул.

«Хлоп» - и вспыхнула хлопушка.

«Хлоп» - еще горит игрушка.

«Хлоп» - и нет уже Снегурки.

Шишки тлеют, как в печурке.

Вместо снега тлеет вата,

В страхе мечутся ребята,

Дым валит со всех сторон,

 Стойте, где здесь телефон?

СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА

Е. Харинская

Кто, ребята, знает Вову?

Драчуна, лгунишку, реву?

Он при маме из дверей –

 Спички в руки, руки в брюки

И на улицу скорей.

Вот он влез на сеновал.

Заглянул потом в подвал,

С крыши прямо на чердак –

Запустенье здесь и мрак...

И чего тут только нет:

Чей -то старый табурет,

Доски, ящики, кадушки,

Веники, щепа и стружки...

Он позвал своих друзей:

«Шурка! Витька! Поскорей!

Вот играть-то где, ребята!

Чур, девчонок звать не надо.

Может, нам костер разжечь.,.

Стружки нечего беречь.

Поиграем, а потом

Все затушим и пойдем»,

Дал приказ он Шуре с Витей:

«К середине все гребите,

Соберите в кучу сор.

Мы зажжем сейчас костер».

Красной струйкой завелось,

Поскакало, понеслось.

Больше пламя, выше пламя!

«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».

И ребята со всех ног

Наутек...

Ростом спичка невеличка.

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, Друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

СЕРЕЖА

Е. Харинская

И папа, и мама Сережу бранят,

Со спичками сыну шалить не велят.

Однажды он спичку стащил со стола.

Она загорелась, его обожгла.

Заплакал Сережа, а папа сказал:

-        Вот видишь, огонь и тебя наказал,

Кусаются спички, их трогать не смей!

А тронешь еще раз - укусят больней!

 Сережа тихонько на палец подул,

Сережа пытливо на папу взглянул:

-        Я больше не буду, но ты объясни,

А вас почему не кусают они?

А папа сказал;

-        Нас спички боятся,

Мы знаем, как надо с огнем обращаться.

И спички не трогает больше Сережа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...