НОД по основам пожарной безопасности с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
план-конспект занятия по обж (средняя группа) по теме

Вискова Наталья Васильевна

В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности в лесу и основными знаками пожарной безопасности в лесу, правилами поведения во время возникновения пожара в природе. К конспекту представлена презентация  о пользе и вреде огня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  по основам пожарной безопасности с элементами опытно-  экспериментальной деятельности в средней группе

Тема  НОД:  «Я - помощник и слуга. Но! Не злите вы меня!»

Составил: воспитатель Вискова Н.В., февраль 2016 года

  Цель:  расширить представления детей о пользе и вреде огня

 Задачи:- закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу;

-познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу и правилами поведения в   лесу в случае возникновения пожара.

 - закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня;

-продолжать развивать опытно-экспериментальную деятельность детей;

-развивать навыки игровой деятельности;

-развивать речевую активность;

-упражнять в продуктивной деятельности;

 - воспитывать ответственность за свои поступки;

-воспитывать уважение к труду пожарных;

-воспитывать культуру обращения с огнем.

Материал и оборудование:

Аудиозаписи: звук горения огня; звуки сирены пожарной машины

Презентации  «Огонь – помощник», «Лесные пожары»

Ноутбук и проектор

Склеенные из картона конусы и салфетки красного цвета

Макеты елочек; макет костра: камни, деревянные щепки; маленькое ведро; деревянные тонкие палочки; небольшие бумажные круги; тарелочка; бутылка с водой

Запрещающие знаки «Правила поведения в лесу»; магнитная доска для оформления правил

Чайные свечи (4 штуки); спички; 4 подноса; вода, пачка сока, песок, «мусор»(кусочек бумаги, палочка, шишка, ветка)

Две каски для игры; резиновые игрушки (дикие животные) - по количеству детей; два обруча на подставках; два огнетушителя (игрушечные)

Рюкзак; ведёрко; решётка

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие»

Ход НОД:

Вводная часть ( дети и воспитатель в кругу в центре группы)

1.Сюрпризный момент

-Ребята, на наших занятиях, мероприятиях, праздниках часто бывают гости, родители. Сегодня гостей у нас много. Пришли воспитатели из других детских садов, других групп. Давайте с ними поздороваемся. И будет ещё один гость, очень необычный гость. Он бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его.

Воспроизводится аудиозапись звука горения огня.

2.Чтение стихотворения воспитателем

Я могу защитить, я могу осветить, я могу накормить, и согреть я могу.

Я- помощник вам, друг, безотказный слуга, но не злите меня понапрасну.

Ведь тогда превращаюсь я в злого врага с беспощадною силой ужасной.

-Вы догадались, кто же будет нашим гостем? Это огонь.

Показ слайда из презентации

Основная часть (дети рассаживаются за рабочие места –за столы перед проектором)

1.Беседа и рассматривание слайдов

-Как вы думаете, какую пользу приносит огонь?( ответы детей). Огонь может освещать, защищать, согревать, кормить. Давайте поразмышляем.

-Как огонь может освещать, ведь мы пользуемся электрическим освещением? (ответы детей). Если электричества нет, то можно зажечь свечу, лампу и тогда будет светло.

Показ слайда «огонь освещает» (свеча, лампа, факел).Обратить внимание на факел.

-А что такое факел? (предположения детей). Факел- это светильник на ручке. Где можно увидеть факел в наше время? ( на олимпиадах, для освещения входа в здания).

2. Продуктивная деятельность

-Я предлагаю сделать старинный факел. Для этого нам нужен предмет геометрической формы  (конус). Возьмите салфетку красного цвета и несильно сомните её. Вложите вовнутрь готового факела. Получился у нас факел? Поднимите повыше, давайте осветим всё вокруг.

Убрать факелы в емкость-ведро.

3. Рассматривание слайдов и обсуждение

-Как огонь может защитить, согреть, накормить? (ответы детей)

-У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому, древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своим жилищем.

Показ слайда «как люди защищались с помощью огня»

-Как огонь согревал людей раньше? (ответы детей) Люди обогревались с помощью печек. А сейчас как мы обогреваемся в квартирах, зданиях? (с помощью отопления)

Показ слайда «печное отопление»

-А как же огонь может накормить? (ответы детей) Чтобы приготовить пищу, люди зажигают огонь на газовой плите.

Показ слайда «газовая плита»

-А если мы собрались  в поход, в лес, на рыбалку, как огонь накормит нас? (ответы детей) Я предлагаю вам отправиться в лес на пикник. Я приготовила рюкзак с нужными вещами.

4. Физминутка «Поход»(дети с воспитателем двигаются по группе)

5.Сюжетная игра  «На отдыхе в лесу» с продуктивной деятельностью

Воспитатель обращает внимание на специальное место для костра (наложенные щепки обложены камнем):

-Как вы думаете, можно ли нам остановиться в этом месте? Почему? (ответы детей). Наверное ,вы проголодались? Как же нам накормить себя? (нужно развести костер) Кто должен этим заниматься? (взрослый) Почему?(ответы детей).  Пока я буду разводить костер, вы приготовить шашлык. Я принесла с собой ведерко с мясом и шампура(палочки), нанизывайте мясные кружочки на палочки, а я займусь костром.

Воспитатель прикрепляет салфетки красного цвета на щепки для имитации пламени костра. Помогает детям с «шашлыками».

-Как мы будем жарить «шашлычки»? (предположения детей). Нам нужна для этого подставка. Пока готовится наш «шашлык», ответьте на вопрос: можно ли играть возле костра и почему? Ну вот и готово наше мясо, сейчас я положу его в ведро и мы пойдем обратно в детский сад, согласны?(ответы детей) Мне кажется, что мы забыли сделать что-то очень важное (помогает детям :потушить костер).

Воспитатель с детьми возвращается на рабочие места.

6. Обсуждение итогов игры

-Р., все ли мы сделали правильно, выйдя из леса?( предположения детей).Давайте посмотрим на экран, что случается, если не потушили костер в лесу.

Показ слайдов из презентации – лесные пожары и их последствия (гибель животных, птиц, растений, людей; на местах пожаров очень много лет не возрождается жизнь)

-Какие чувства вы испытываете при просмотре этих слайдов?

7.Знакомство с запрещающими знаками

-Подумайте и ответьте, почему случаются лесные пожары? ( оставлен непотушенный костер, игры со спичками, курение, поджог сухой травы, удар молнии) Для того чтобы не случился пожар в лесу, существуют запрещающие знаки правил пожарной безопасности в лесу.

Дети выставляют карточки на магнитную доску - запрещающие знаки-« не бросать непотушенные окурки», «не играть со спичками», «не оставлять непотушенные костры», «потушить костер».

-Что нужно знать всем людям, прежде, чем идти в лес?( перечисление правил поведения в лесу)

8. Опытно-экспериментальная деятельность «Чем можно потушить костер в лесу?» (дети с педагогом отправляются в мини-лабораторию)

-Чем же можно потушить костер в лесу?(ответы детей) Для этого мы проведем небольшие опыты. Сейчас я зажгу свечки, а вы попробуете потушить их с помощью представленных веществ ( вода, сок, песок и мусор)

Под контролем воспитателя дети пробуют потушить огонь и делают соответствующие выводы.( выходят из лаборатории в центр группы)

-А если все таки случился пожар в лесу, что нужно делать?( выбежать из леса в сторону, откуда дует ветер; сообщить взрослым и по номеру 01)

Заключительная часть (дети с педагогом в центре группы)

1.Игра-эстафета «Пожарные на задании»

Включается звук сирены пожарной машины

-Вы узнали этот звук? Я предлагаю вам поиграть в игру и стать пожарными. Вы будете спасать животных из лесного пожара.

Дети делятся на две группы. По команде (звук сирены) дети, преодолевая препятствия, «спасают» по одному животному леса (резиновые игрушки).

После игры итоги:

-Что интересного вы сегодня узнали?/О чем бы вы хотели рассказать друзьям или близким?

-Что нужно обязательно нам запомнить с сегодняшнего занятия?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Огонь -добрый, огонь- злой Правила пожарной безопасности в лесу (презентация к НОД по теме «Я- помощник и слуга. Но! Не злите вы меня!») Составила воспитатель средней группы Вискова Н.В.

Слайд 2

Огонь-помощник освещает

Слайд 6

защищает

Слайд 7

согревает

Слайд 9

кормит

Слайд 10

Огонь-вредитель Лесные пожары

Слайд 15

Последствия лесных пожаров