Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»
проект по обж (старшая группа) на тему

Ивлева Наталья Григорьевна

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок.

Исследования показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями:

- неустойчивость нервной системы;

- быстрое образование и быстрое исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над торможением;

-потребность в движении сильнее осторожности;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- переоценка своих возможностей.

- поле зрения (сектор обзора) ребёнка гораздо уже, чем у взрослого.

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Находясь на проезжей части, дошкольники не понимают опасности транспорта, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Взрослые – педагоги в содружестве с родителями должны сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице. Реализовать эту задачу можно только через активную деятельность всех участников проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pdd_dlya_kursov.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа слушателей курсов повышения квалификации Выборгского района 2016-17г.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста

(старшая и подготовительная группа)

«Правила дорожные знать каждому положено»

Руководитель Березина Татьяна Анатольевна, канд пед наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Интститута Детства РГПУ им.А.И.Герцена

Проект разработали:

Горюченкова Ирина Сергеевна – воспитатель ГБДОУ № 110

Коптева Елена Александровна – воспитатель ГБДОУ № 110

Ивлева Наталья Григорьевна – воспитатель ГБДОУ № 110

 

Актуальность проекта

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок.

Исследования показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями:

- неустойчивость нервной системы;

- быстрое образование и быстрое исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над торможением;

-потребность в движении сильнее осторожности;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- переоценка своих возможностей.

- поле зрения (сектор обзора) ребёнка гораздо уже, чем у взрослого.

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Находясь на проезжей части, дошкольники не понимают опасности транспорта, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Взрослые – педагоги в содружестве с родителями должны сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице. Реализовать эту задачу можно только через активную деятельность всех участников проекта.

Тип проекта

Информационно-практический, межгрупповой, среднесрочный – 3 месяца.

Участники проекта:

Воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта

Создать условия, обеспечивающие процесс усвоения дошкольниками правил дорожного движения и закрепления необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.

Задачи

1.Расширять, обобщать, систематизировать представления детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, о труде сотрудников ГиБДД.

2.Обогащать и активизировать словарь детей по дорожной лексике. Развивать связную речь.

3.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию на дороге, понимать, как её избежать, действовать в случае её возникновения.

4.Способствовать развитию познавательной активности, внимания, самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и осторожности.

5.Закреплять навыки безопасного поведения на улице.

6.Воспитывать: осознанное отношение к проблеме,

поддерживать стремление делиться своими знаниями и опытом с другими детьми и взрослыми, развивать коммуникативные навыки.

Для достижения цели и решения задач проекта возникает необходимость объединить усилия педагогов: воспитателей и специалистов, а так же привлечь родителей к процессу ознакомления детей с правилами дорожного движения и соблюдения их в жизни.

Этапы работы

I. этап – подготовительный:

- диагностика уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения, умения применять их на практике;

(слайд 1);

- анализ семейного воспитания по данному вопросу;

- анкетирование родителей «Мой ребенок на дороге» (слайд 1);

- оформление стенда для родителей по Правилам дорожного движения, папки передвижки (слайд 3);

- подбор дидактического материала, пособий и литературы по ПДД (детской и методической) (слайд 4);

- привлечение родителей к сбору материала по данной теме, а так же к сотрудничеству с педагогами;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- постановка  проблемы перед детьми  «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?», принятие задач.

II. этап – основной:

Организация работы по решению задач проекта осуществляется по двум направлениям:

1 направление – взаимодействие педагогов с детьми, по областям:

Познавательное развитие:

Непосредственно-образовательная деятельность:

Знакомство детей с новыми, незнакомыми им дорожными знаками («железнодорожный переезд», «Движение пешеходов запрещено», «Скользкая дорога», «Дорожные работы», «Выезд на набережную» и т.д.)

Знакомство с новыми понятиями: проезжая часть, разделительная полоса, островок безопасности, полоса для движения общественного транспорта, траектория движения и т.д.

Наблюдения за движением транспорта и пешеходами на улице.

Экскурсии (к светофору, автобусной остановке, пешеходному переходу, к перекрёстку).

Беседы:

 «Какие дорожные знаки вы знаете»,

 «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»,

«Для кого необходим «говорящий» светофор»,

«Как перевозить детей в автомобиле? (в автокресле)»,

«Что вы знаете о работе инспекторов ГиБДД»,

 «Кто такой регулировщик»,

 «Как надо вести себя в общественном транспорте»,

 «Дорога не знает выходных»;

«Какие правила дорожного движения нужно соблюдать за городом»;

Рассматривание картин и иллюстраций, плакатов: 

«Улица города»,  «Перекрёсток», «Дорожные знаки», «Транспорт на дорогах», «Опасности на улице» и др.

Опытно- экспериментальная и поисковая деятельность:

«Опасные сумерки» (светоотражатели);

«Дорожное покрытие» - выявление особенностей движения игрушек на колёсах по разным поверхностям (мокрой, шероховатой, скользкой, вязкой, рыхлой).

Составление рассказов по картинам, иллюстрациям, по серии картинок, творческие, из личного опыта:

«Твой маршрут от дома до детского сада»,

«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»,

«Истории в транспорте»,

«В гостях у малышей» - рассказ детям младшей (средней) группы о правилах дорожного движения.

Разучивание стихотворений.

Использование плана, схемы, моделей (найти дорогу по словесному описанию, рисунку или схеме).

Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей:

Дидактические игры:

«Весёлый светофор», «Угадай, какой знак», «Узнай по описанию»,

«Четвертый - лишний», «Собери дорожную аптечку», «Виды перекрестков», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Собери дорожный знак», «Найди ошибку», «Автошкола», «Да, нет», «Мы - пассажиры», «Найди безопасный путь», «Это я, это я, это – это все мои друзья!»

Отгадывание загадок

Разгадывание кроссвордов.

Викторина по правилам дорожного движения «Маша и медведь в гостях у будущих первоклассников».

Конкурс «Лучший пешеход» - совместное мероприятие с детьми старшей и подготовительной групп.

Настольно-печатные игры:

лото, домино, пазлы, «В городе» (на классификацию), игры-передвижения по игровому полю (с фишками и кубиком).

Ситуативно- имитационное моделирование: «Перекрёсток», «Наш микрорайон».

Тематические погружения по теме проекта: просмотр фильмов  «Смешарики и дорожная азбука», «Уроки тетушки совы», слайдов «Перекрестки нашего микрорайона».

Создание проблемных и игровых ситуаций:

«Что нужно знать, если  находишься на улице один?»,

«Игры на проезжей части»,        

«Как правильно перейти через дорогу?»,

«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,

«Найди ошибку».

Социально-коммуникативное

Сюжетно-ролевые игры:  «В автобусе», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Поездка на дачу».

Совместные игры на прогулке (старшая и подготовительная группа).

Режиссёрские игры.

Художественно-эстетическое

Чтение художественной литературы: 

Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»;

Иванов А. «Азбука безопасности»;

Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»,

Серяков И. «Улица полна неожиданностей»;

Б.Житков «Светофор»; «Про правила дорожного движения»; С.Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; «Дядя Стёпа – милиционер»

Н.Кончаловская «Самокат», Д.Хурманек «Перекресток» и другие.

Я.Пишумов «Самый лучший переход», «Посмотрите, постовой».

Инсценирование детьми произведений, или отдельных эпизодов.

Музыкальное развитие: 

Прослушивание «Попутная песня» М. Глинки;

шумов (автомобильного, мотоцикла, электрички, машина с сиреной, трамвай, автобус, авария);

Разучивание песни «Мы правила движения не будем нарушать» музыка Крайниковой;

Музыкальные игры: «Правила дорожного движения» музыка Ламовой, «Красный, Жёлтый, зелёный», «Островок безопасности».

Вечера досуга «Дорожные приключения», «Улица полна неожиданностей».

Рисование: «Пешеходный переход», «Общественный транспорт», «Дорожные знаки», «Улица города».

Лепка: «Веселый светофор», «Регулировщик», пластилинография «Транспорт».

Аппликация «Перекрёсток», «Строгий светофор», «Наша улица» - коллективная.

Конструирование:

Из бумаги и бросового материала: «Фабрика дорожных знаков», «Дома нашего микрорайона», «Автомобили»;

Из строительного материала: «Наша улица», «Транспорт»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Транспорт».

Физическое развитие

Спортивный досуг «Путешествие по улицам города», «Эстафета зелёного огонька».

Формирование навыков езды на самокате, велосипеде.

Подвижные игры: «Слушай сигнал», «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор», «Фигурное вождение», «Умелый пешеход», «Передай жезл», «Зебра», «Автоинспектор и водители», «Кого назвали – тот и ловит», «Веселый трамвайчик», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

2 Направление – работа с родителями:

- Консультация: «Безопасность детей – забота взрослых», «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»

- Оформление папки-передвижки: «Правила дорожного движения!»

- Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»

- Тематическое родительское собрание «Дорога и дети».

- Индивидуальные беседы.

- Круглый стол «Знает правила семья – значит знаю их и я».         Показ родителям видеоролика «Осторожно, дети» с использованием интерактивного оборудования  (мультимедийной системы).

- Конкурс рисунков, поделок «Светофор – наш лучший друг!» - совместные работы с детьми.

IIIэтап Заключительный

Подведение итогов проекта:

-  «Посвящение детей в пешеходы».

- Вручение медалей, дипломов, благодарственных писем родителям.

- Презентация проекта.

Продукт проекта.

Продукт проекта - макет «улицы микрорайона,

Организация выставки совместного творчества родителей с детьми «Светофор – наш лучший друг!».

Предполагаемые результаты:

Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

Используемая литература:

  • Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице М. Ц.Пед.образования 2007,
  • Т.П.Гарнышева «Как научить детей ПДД»  СПб «Детство-пресс» 2009,
  • И.А.Лыкова, В.Ф.Шипунова «Дорожная Азбука» М «Цветной мир» 2013,
  • К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, «Как обеспечить безопасность дошкольников» М «Просвещение» 1998,
  • Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» М «Просвещение» 1989,
  • Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. «Книголюб», 2004,
  • Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010,
  • Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.

Приложение 1

Анкета для родителей.

«ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Уважаемые родители!

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

Фамилия, имя, отчество анкетируемого, год рождения.______________________________________________________

1.Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?

а) да;

в) нет;

в) затрудняюсь ответить?

2.Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до 3 лет;

б) ещё до школы;

в) в школе;

г) с 10 лет?

3.Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно?

4.Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

а) действую, как мне удобно и быстрее;

б) стараюсь соблюдать;

в) всегда соблюдаю?

5.Есть ли в семье автомобиль:

а) да;

б) нет?

6.При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребёнок-дошкольник:

а) на переднем сиденье;

б) стоит позади передних кресел;

в) сидит на заднем сиденье;

г) сидит в авто кресле на заднем сиденье?

7.Как обычно вы общаетесь с ребёнком на тему безопасности на дороге:

а) говорю, чтобы был внимательным на дороге;

б) обсуждаем маршрут движения;

в) ребёнку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?

8.С кем гуляет ваш ребёнок:

а) один, я наблюдаю из окна;

б) гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;

в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию?

9.Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения:

а) делаю замечание;

б) не обращаю внимания, у них есть свои родители;

в) затрудняюсь ответить?

10.Как знакомите ребёнка с ПДД:

а) в форме игры;

б) в форме советов и предостережений?

11.Обучаете ли вы своего ребёнка правилам поведения в транспорте:

а) да;

б) нет?

12. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача:

а) ГИБДД;

б) детского сада;

в) родителей?

Приложение 2

Анкета для детей (примерные вопросы для бесед с ребёнком).

  • Для чего предназначена улица?
  • На какие части делится улица?
  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
  • Где люди могут переходить проезжую часть?
  • Что означают цвета светофора?
  • Кто следит за порядком на дороге?
  • Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
  • Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
  • Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
  • Какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения, в подготовительной группе "Правила дорожные знать каждому положено".

расширение знаний и навыков поведения на улицах. закрепление дорожных знаков, правил перехода через дорогу....

Обобщенный педагогический опыт "Формирование знаний безопасного поведения на улицах и дорогах города "Правила дорожные, знать каждому положено!"

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву...

Конспект занятия в старшей группе "Правила дорожные знать каждому положено"

Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной....

Развлечение по правилам дорожного движения для детей в старшей группе «Правила дорожные - знать каждому положено!»

Закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках....

Методическая разработка развлечения в подготовительной к школе группе "Правила дорожные знать каждому положено"

Методическая разработка развлечения в подготовительной группе "Правила дорожные знать каждому положено"...