Недетские игрушки
презентация к уроку (средняя группа) по теме

Позднякова Светлана Николаевна

Чем играют наши дети. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕДЕТСКИЕ ИГРУШКИ Насыщенность образовательной среды и её безопасность

Слайд 2

отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников; удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении; создание психологически комфортной атмосферы в коллективе реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов; обеспечение развивающего характера образовательного процесса. К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие :

Слайд 3

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В игре формируются новые качества личности и психики дошкольника: коммуникативные способности воображение произвольность поведения способность к символическим замещениям способность к преобразованиям наглядно-образное мышление самооценка В игре удовлетворяются основные потребности самого ребенка: в общении в познании в движении в самовыражении и самостоятельности в радости, удовольствии в подражании взрослому Потенциал игры средство общения с ребенком средство обучения, воспитания, развития ребенка средство изучения ребенка средство коррекции поведения и психического развития ребенка средство здоровьесбережения ребенка

Слайд 4

Исторический факт : когда-то императрица Екатерина II издала распоряжение, касающееся воспитания через игру своих внуков: Константина и Саши (будущего царя Александра I). В нем она писала: «Веселость нрава их высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся». Кроме того, императрица замечала: «Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства». Кстати, на Руси всегда была высокая детская игровая культура, даже среди беднейшего населения.

Слайд 5

Педагогическая оценка игрушки Простота и доступность Привлекательность для самого ребёнка (отвечает его интересам и потребностям) Открытость для разнообразных форм активности ребенка (для преобразований) Возможность самостоятельной деятельности «Коммуникативность» игрушки (потенциальная направленность на общую, совместную игру) Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения Этический аспект игрушки (вызывает добрые, гуманные чувства) Эстетический аспект игрушки (художественные качества) «Современность»игрушки (способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени») «Традиционность» игрушки (связь с культурными традициями своего народа) Технические качества игрушки (прочность и безопасность)

Слайд 6

Игрушки - защитники, успокоители Большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже (иногда) мягкие плюшевые крокодилы… Игрушки, которые можно обнять, к которым можно прижаться, которые позой и мордой излучают спокойствие и силу, они - большие, взрослые, сильные, дают опору и защиту.

Слайд 7

Игрушки - утешители Это могут быть игрушки-защитники, а также мягкие небольшие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением лица. Плюшевые коровы, зайцы, небольшие собачки, внимательные бобры и белки… Ребенок чувствует, что они понимают его, принимают его и сочувствуют ему, они не взрослые, небольшие, они - такие же, как он.

Слайд 8

Игрушки для проявления заботы Эта группа пересекается с группой игрушек для идентификации, но сюда особенно относятся малыши и пупсики. В игре с этими игрушками можно идентифицироваться с компетентным, сильным, заботящимся взрослым. Психологическая и гармонизирующая функция этой игрушки состоит в том, чтобы дать пережить заботу и упражняться в эмпатическом понимании.

Слайд 9

Барби и другие аналогичные куклы Казалось бы, на фоне других современных игрушек они кажутся наиболее безобидными: не призывают к жестокости, не пугают своим видом, не противоречат нормам морали. Что не так? Кукла должна будить в девочке заботу и нежность, закладывать начальные основы материнского инстинкта. Барби абсолютно не похожа на ребенка, ее не нужно пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». Кроме того, давно доказано, что Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности, стойкого недовольства своей внешностью, что может в дальнейшем привести к неврозу.

Слайд 10

Игрушки для идентификации в ролевой игре В эти игрушки играют. В них ребенок узнает себя, примеряет себя к ним, но они не сопровождают ребенка в трудных ситуациях его жизни, они не вступают в диалог. Для девочек - это принцессы, с красотой которых можно идентифицироваться; для мальчиков - сильные герои. Это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями. Это игрушки, качества которых, ребенок оживляет и ощущает в себе, проигрывает, проживает их, примеривая себе - как это мне, мое - не мое. Сюда же относится огромное многообразие игрушек, на которых что-то можно легко проецировать - как достоинства, так и недостатки.

Слайд 11

Игрушки, стирающие грань между добром и злом Разнообразные трансформеры: человек-машина, человек-робот и тому подобные, как правило, не несут четкой оценочной нагрузки. Кто плохой? Кто хороший? Кто за добро, а кто – за зло? Очень яркий пример: «супергерой» и «суперзлодей». Очень часто они отличаются только цветом своего суперкостюма. Как маленькому человеку понять, на чьей он стороне? Что не так? Подобные игрушки стирают грань между хорошим и плохим. Ребенок, чьи представления о моральных ценностях еще до конца не сформировались, просто не понимает, на чьей стороне ему надо играть. Еще хуже игры, посвященные гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологическим катастрофам. Настольные игры вроде «Гибели цивилизации» или «Войны миров», несут откровенно негативный заряд и подсознательно готовят малыша к тому, что он «живет в страшном мире, который вот-вот может погибнуть».

Слайд 12

Мелкие куклы, представляющие семью; солдатики, ролевые персонажи (милиционер, шофер, доктор, повар и др.), а также предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку - посуда, транспорт, аптечка, игрушечная мебель и др. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника. Игрушки для овладения социальными ролями, инструмент для социализации, для отработки и упражнения в различных навыках. Различного рода конструкторы. Их цель: развитие внимания, пространственного мышления, моторики рук. С их помощью дети также имитируют сюжеты из социальной жизни (например, с помощью конструктора «Лего»).

Слайд 13

Агрессивные игрушки для канализации агрессии, освоения социальных норм обращения с агрессией. Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств. Игрушки-страшилки (их функция - справляться со своим страхом). Игрушечное оружие и доспехи. Негативные персонажи (как модель силы). В игре с этой игрушкой можно выражать агрессию, как с помощью игрушки на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания, ведь она же плохая, злая и опасная, и все-таки не ответит тем же. Это зубастый волк, крокодил, Баба-Яга… Особенность агрессивной игрушки в том, что она должна выражать агрессию однозначно и быть предназначенной для нападения. Вот только «злобное чудище» должно быть условным, без реалистичных подробностей – их малыш домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать без проблем.

Слайд 14

Игрушки – однодневки Игрушки для коллекционирования Придуманы взрослыми, чтобы недорого занять ребенка на время, переключив на новое впечатление. Это механизированные игрушки, которые легко ломаются, или стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые мы видим в детских игровых автоматах. Они не дают развиться любви к этой вещи и ведут к потребительству в детской комнате, отнимая время и не давая ничего питательного душе или голове. К ним относятся фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, обычные игрушки, превращенные в часть коллекции. В них нельзя играть, но ими можно обладать.

Слайд 15

Внимание, АНТИигрушка!

Слайд 16

Особого внимания требуют следующие игрушки: Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка (содержащие в себе скрытые побуждения, рекламу употребления различных веществ, провоцирующие причинение себе телесных повреждений)

Слайд 17

Игрушки устрашающего характера (пугающие, со звуковой имитацией криков боли, ужаса), детально изображающие физиологический процесс, травмы, увечия , кровотечения, моделирующие акты вскрытия

Слайд 18

Игрушки, провоцирующие на жестокость и агрессию к людям или животным (моделирующие пытки или иные деяния) или так называемые мёртвые игрушки

Слайд 19

Игрушки, натуралистически изображающие выделительные процессы, гениталии. Игрушки, использующие синестезию (сочетание психологически несочетаемого, например сладкого и смертельного: конфеты в виде скелета, черепа…)

Слайд 20

Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения или интеллектуального растления (провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, имитирующие сексуальные отношения, гомосексуальные союзы, игрушки, моделирующие искусственное прерывание беременности, например, кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод)

Слайд 21

Психологи советуют Взрослые сами могут попрактиковаться в детском восприятии игрушек. Для этого нужно вынести все свои знания за скобки и увидеть игрушку как будто в первый раз, отвечая при этом на вопросы: Что это? Как это мне? Так ли это? Вы сами можете почувствовать восприятие ребенка, его магический мир, если увидите или почувствуете: способность игрушки оживать; что-то, что делает игрушку настоящей; первичное вызываемое чувство; чувства, возникающие от контакта с игрушкой (когда представляете, что она оживает); внутренние состояния ребенка, с которыми она связана; культурные контексты, в которые может увести воображение ребенка эта игрушка; отношение к игрушке; действия, которые в отношении игрушки хочется совершить.

Слайд 22

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды ДОУ возможно также через оснащение психологических уголков. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка. Ведь это пространство, организовано таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность.

Слайд 23

Назначение Материалы Зона для психологической разгрузки Уголки для уединения (шатер, палатка, ширма, домик- трансформер , зонтик и т.д.), подушки-« плакушки », подушки- «думки», светильники-ночники, место релаксации, мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, телефон, любимая вещь мамы, островок радости, мягкие и пищащие игрушки, сухой бассейн, сухой душ, дидактические игры Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме Боксерская груша и перчатки, штанга, хоп-мяч, панно для метания мяча, сухой бассейн, поролоновые подушки для битья, стаканчики, кружки для крика, «Волшебные бутылочки», мишени, «Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй порви» Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные п редметы (шляпа, плащ, палочка, дудочки, веера, маска, цветик- семицветик , шкатулки и волшебные коробочки)), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, элементы арт-терапии (лепка из глины, рисование пальчиками, ладошками, тычками) «Тактильные мешочки», массажеры , «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел» Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр «Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных игр и игр-драматизаций Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Подиум, медали, уголок индивидуализации Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде « Твистер », «Гусеница» Примеры оснащения психологических уголков в ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "У войны недетское лицо"

Презентация к сценарию 70-лет Великой победы...

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне " У войны недетское лицо".

Главная цель мероприятия вызвать у детей интерес к историческому прошлому нашей Родины, к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Закрепить представление о празднике "День Победы"....

Недетские задачи экологического воспитания в дошкольном образовании

Никто не будет спорить с тем, что эта планета одна на всех, и другой у нас нет. Что мы передадим нашим потомкам? В каком мире будут жить наши дети? Это зависит от нашего поколения. От успешности эколо...

Развлечение с детьми подготовительной группы на тему "Недетское время"

Развлечение с детьми подготовительной группы на тему "Недетское время"...

Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"

Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"...