ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
статья по обж на тему

Велиджанова Зейнеб Адильевна

статья посвящена работе по ОБЖ и привитию детям ценностей ЗОЖ через дидактическую игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Велиджанова З.А.

МОБУ СОШ села Амзя

На протяжении своей истории человечество постоянно подвергается воздействию катастроф, которые уносят тысячи человеческих жизней. В последнее время в наш обиход вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от экономической нестабильности. К сожалению, человечество «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей, т.к. они наиболее незащищённая часть населения.

Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. создают опасные ситуации для жизни детей.

Современная жизнь доказала, что лишь культура безопасного поведения каждого человека, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, не знают правила поведения. Не случайно, главной целью по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность - это не только система усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта сложная ситуация очень актуальна в наши дни.

     Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.

Особое место в нашей работе мы уделяем дидактическим играм. Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру соответственно детским возможностям, т.е такую, чтобы дети действительно увлеклись.

Роль дидактических игр в формировании культуры безопасного поведения состоит в том, чтоб через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности, научить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр. Для успешной их реализации необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей со стороны взрослого.

Вся работа  по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в нашей группе базируется (строится)  на 5 разделах:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.        

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

   

По каждому из разделов использую  определенные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.   

Во время игры «Электроприборы »  дети закрепляют  знания о мерах пожарной безопасности. В процессе  этих игр у каждого ребенка появляется  уважение к труду пожарных.

Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.

В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери.

В процессе таких дидактических игр дети учатся во время обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчерами («скорой помощи» «пожарной части» «службы спасения»); соблюдать правила дорожного движения; понимают то, что может быть опасными в общении с незнакомыми людьми; узнают правила пожарной безопасности.

При этом активно развиваются психические процессы (внимание, мышление), нравственно-волевые качества (выдержка, умение дождаться своей очереди и т.д.).

Все мы знаем что, для того чтобы   игры   повышали  качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его в группе должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда. В группе мною были созданы условия для эффективного использования дидактических игр:

1. Уголок  безопасности, который содержит материалы:

- практический: макет улицы с дорожными знаками, игрушки - машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.

- наглядный:  серии картинок на тему: «Один  дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.

2. Игротека, которая включает в себя: дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару»  и др.; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей», «Валеология или здоровый малыш», «Зубы, зрение, слух» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

4. Организована совместная работа педагогов с родителями: квн «Что же делать? Я один!», круглый стол «Безопасность в квартире: за и против.», консультации «Закрой окно!», «Зимняя дорога» и др.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в моей группе направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является дидактическая игра, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.

В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по использованию дидактических игр  по ОБЖ как средства повышения качества знаний своих детей. Это позволит мне пополнить копилку знаний и применять наиболее интересные методы и приемы.

Список используемой литературы

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Текст] – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – 64 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985
  3. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. -  № 2. 
  4. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения  в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. -  М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanieosnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая статья «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ» Велиджанова З.А. МОБУ СОШ села Амзя В последнее время в наш обиход вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от экономической нестабильности. К сожалению, человечество «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей, т.к. они наиболее незащищённая часть населения.

Слайд 2

Детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми. Тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

Слайд 3

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. (С.М. Мартынов)

Слайд 4

Роль дидактических игр в формировании культуры безопасного поведения состоит в следующем: знакомство детей с источниками опасности; научить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеят...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной...

Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников через дидактические игры.

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей.И в первую очередь обеспеченности безопасности....