Консультация на МО ДОУ «Закрепление представлений о правилах пожарной безопасности в подвижных играх!».
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гурикова Надежда Владимировна

Здесь вы найдете подвижные игры и игры эстафеты по пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация40.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№9»

Консультация на МО ДОУ

«Закрепление представлений о правилах пожарной безопасности в подвижных играх!».

Подготовила: Гурикова Н.В.

Яшкино

2015

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявление активности, адекватного поведения в экстремальных ситуациях. Ежегодно в РФ происходит 50 тыс. пожаров, во время которых погибают более 14 тыс. человек, в том числе до тысячи детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети, многие из которых не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, что бы уцелеть. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать, когда это можно сделать. Многие из них не знают номера телефона пожарной службы 01.

     Детский возраст – самый благоприятный для формирования знаний, в том числе о правилах пожарной безопасности. Поэтому правилами поведения в экстремальных ситуациях, навыками борьбы за собственную жизнь следует обучать с детства.

        Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приемы: беседы, рассказ взрослого, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстрированного материала: фильмов, наборов картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара и др. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть.

Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, читают стихотворения, рассказы, знакомят их с пословицами. Познавательный процесс здесь тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников.  В подвижных играх закрепляется знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать.

   В примерных общеобразовательных программах дошкольного образования в разделе «Безопасность собственной жизнедеятельности» предлагается давать детям следующее содержание.

   Так например, во второй младшей группе предусматриваются ознакомление с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и т.д.), развитие умение общаться за помощью к взрослым.

   В средней группе предлагается знакомить с работой пожарных, причинами возникновения пожаров и правилами поведения в данных ситуациях.

    В старшей группе   закрепляют основы безопасности жизнедеятельности, расширяют знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.), уточняют знания детей о работе пожарных, причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара, знакомят с работой службы спасения (МЧС), закрепляют знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам 01,02,03.

Формируют умения обращаться за помощью к взрослым.

В подготовительной к школе группе предлагается формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинять вред и стать причиной беды, закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами, уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы и т.д.

Далее предлагаются подвижные игры, направленные на закрепление знаний правил пожарной безопасности у дошкольников.

Приложение

Подвижные игры

Младший дошкольный возраст

Игра «Топаем, хлопаем» (мл.гр)

ЦЕЛЬ: закреплять знания правил пожарной безопасности

Дети стоят по кругу. Воспитатель читает стих.

Условие:

Если дети поступают правильно — хлопают,

Если неправильно — топают.

Ведущий:

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя!

(Хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть.

(Топают)

Коля убежал задом,

Там играет он с костром.

(Топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает.

(Хлопают)

Таня с Ниною играют,

На печи газ зажигают.

(Хлопают)

Средний дошкольный возраст

На пожар

Задачи: Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции; воспитывать самостоятельность, смелость, коллективизм, уточнять знания о работе пожарных, правила безопасного поведения.

Оборудование: аудиозапись пожарной сирены, «анимация пожарного».

От каждой команды выбираются три игрока.

По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного», например «каска, перчатки, ремень и т. д.

«Пожарные должны приготовиться к выезду – облачиться в «амуницию»

Каждый уже «одевшийся игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.

Выигрывает команда, игроки которой раньше «оденутся и построятся на линии старта.

«Опасно неопасно»

Задачи: закреплять знания о безопасности жизнедеятельности умение передавать мяч из рук в руки; развивать быстроту реакции, точность, ловкость.

 Оборудование: разноцветные мячи.

Ведущий просит детей встать в круг лицом к центру. Двум детям дают по большому разноцветному мячу. Например красный обозначает опасные предметы, а зеленый – неопасные.

      По сигналу ведущего мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно ведущий произносит одно из названий предметов например «спички. В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и ведущий называет другой предмет. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.»

Старший дошкольный возраст

«Спички в коробке»

Задачи: развивать речь, ориентировку в пространстве, умение бегать парами, увертываясь от ловящего, формировать понятие о том, что нельзя брать опасные предметы и играть с ними.

Оборудование: обруч

Двух детей выбирают водящими. Остальные стоят полукругом и говорят.

Мы-  сестрички

Мы все - спички.

Разбегайтесь кто куда,

А не то вас ждет беда!

Двое водящих, взявшись за руки предупреждают:

Ну-ка спички берегитесь,

В коробок не попадитесь!

Все разбегаются по площадке. Водящие ловят «спички», заключив их замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новым водящим.

Подвижные игры (по правилам пожарной безопасности)

Огонь в очаге.

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

***

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ: Я, Огонь –ваш друг и враг,

              Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» ( тех кто нарушил покой его очага), то превращает его в уголёк  и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

                       Огненный Дракон

Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

***

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь –дракон, уходи вон!»

        Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.

ДРАКОН: Язычки огня всё ближе, ближе

                  Нагибайтесь ниже, ниже!

        Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.

Те, кого не задел, возвращаются в круг.

Вода и огонь.

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.

***

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.

Птички в беде.

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

***

На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары.

Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

Кто быстрее потушит пожар.

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

***

По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю).

Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

Хозяин озера

Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.

***

На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.

Водящий считает до пяти.

Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера). В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра-эстафета

ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА (под гр.)

Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь).

Игровые действия: игроки делятся на две команды, выстраиваются в колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).

Игра-эстафета

ПОТУШИ ОГОНЬ

Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.

Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу.

Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4—5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) — «тушат огонь».

Игра-эстафета

СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ

Цель: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по прямой, выбирать только необходимые предметы.

Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажёре до противоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак.

Игра

НА ПОЖАР (ср.)

Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.

Игровые правила: выполнять задание поочерёдно

От каждой команды выбирается один игрок.

По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»:

Например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков – например, три.

Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.

Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.

Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки – «одевающиеся пожарные», другие – «готовящие пожарную машину».

После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В задачу последних входит собрать разрезную картинку – изображение пожарной машины.

СМЕЛЫЕ ПОЖАРНЫЕ

Цель: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях

Игровые правила: выполнять задание поочерёдно

Игровые действия.

По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.

ТУШИМ ПОЖАР

Цель: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; воспитывать умение работать в команде.

Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, бежать только тогда, когда «огнетушитель» коснулся земли.

Игровые действия: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить (большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар.

«Готовность 01» (старший возраст)

Ведущий:

Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,

Так как дым клубами вьется и огонь жует палас –

Нужно мужество найти к телефону подойти.

Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти.

Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

Дети делятся на 2 команды. На другой стороне зала 2 стула с листочками и маркером, нужно добежать до «телефона», написать маркером 01, вызвать пожарных. Кто быстрее справится с заданием тот и победил.

  • Игра «Огонь-вода» (сред гр)

Дети с красной ленточкой – это огонь, с синей ленточкой – это вода. Ленточки прикреплены к поясу детей таким образом, чтобы их можно было легко выдернуть. Дети с синей ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. «потушить» огонь. Играем 1-2 раза.

Ведущий. Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем. На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до пострадавшего, иногда в огне оказываются не только люди, но и их преданные животные. Сейчас мы с вами будем спасать этих животных. Будем сами – пожарными!

  • Эстафета «Пожарная тревога»

В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Дети встают в шеренгу. Нужно, преодолев препятствия, спасти животного и отнести его в больницу.

Стоят 2 стула с одной и с другой стороны. На одном стуле красная ткань (это - огонь), на втором стуле – белая ткань с красным крестом (это больница).

  • Эстафета «Тушение пожара»

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой» (в качестве воды внутри ведерка приклеена мишура голубого и белого цветов). Он должен пробежать между кеглями, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. Те же самые действия выполняет следующий игрок.

  • Эстафета «Задымленный коридор» (ср гр)

Задачи;

- совершенствовать умение ползать на четвереньках и бегать, воспитывать самостоятельность, смелость, активность;

- уточнять знания детей о правилах поведения при пожаре.

Оборудование 2 туннеля.

Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем (туннель сделан из гимнастических барьеров), по очереди ползут по нему на четвереньках с опорой на колени и ладони, затем бегом возвращаются назад.

  • Игра «Два сапога – пара»

Связывают ноги (левая нога одного игрока, правая другого). Взявшись за руки, допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать дружно и сообща.

  • Игра «После пожара» (мл.группа)

От каждой команды выбирается два игрока.

Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие начинают наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым.

Подвижные игры по безопасности для дошкольников

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.

По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01″

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01″, то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01″


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности "Именины по-королевски"

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности "Именины по-королевски"...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.формировать представление детей об опасных для че...

Безопасность детей – важней всего.Наша главная задача - сформировать у детей четкое представление о правилах пожарной безопасности в быту и на улице, способах спасения и помощи близким.

У детей с ранних лет необходимо формировать начальные навыки по основам безопасного поведения в быту, на улице, на природе. Так мы сможем уберечь наших детей от несчастных случаев и сохранить им жизнь...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности. «Осторожно с огнём!»

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности.«Осторожно с огнём!»...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.Задачи:- формировать представление детей об...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Цель: Учить детейпредвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Задачи:формировать представление дете...

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан»

Сценарий театрализованного представления по правилам пожарной  безопасности для детей старшего дошкольного возраста...