Опыт работы Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
статья по обж (средняя группа) на тему

Лукашенко Екатерина Юрьевна

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_lukashenko.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя

Лукашенко Екатерины Юрьевны

воспитателя

МАДОУ детский сад № 22 села Успенского

«Экологическое воспитание

детей среднего дошкольного возраста»

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалий.

Актуальность поднимаемой мной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Я поставила перед собой следующую цель:

-воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому.

Задачи:

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.

-Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.

-Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.

- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.

-Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. Перед собой поставила цель организовать работу так, что бы при поступлении детей в школу, они усвоили комплекс экологических знаний. Старалась показать ребятам, что по отношению к природе люди занимают позицию более сильной стороны и поэтому они должны беречь и заботиться о ней. Дети должны усвоить, что человек часть природы. Свои знания они должны применять, пользоваться ими в самостоятельной и познавательной деятельности.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Работая с детьми над формированием экологической культуры, разработала цикл мероприятий, дидактических игр, которые помогают ознакомлению с окружающим миром. В цикл входят занятия, дидактические игры, опыты, наблюдения.

В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

На территории детского дома имеется экологическая тропа. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, небольшая полянка с лекарственными растениями: , мята и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста использую отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. На основе изучения возрастных особенностей детей, их интересов, стремлений и желаний, создала условия психологической комфортности. С этой целью оформила среду такими элементами, которые развивают познавательную активность детей, способствуют интеллектуально – эстетическому развитию, создают условия для коллективной и индивидуальной работы с детьми.

Вместе с детьми оформили экологический уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста,  разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, посадили огород на окне, дети активно помогают выращивать рассаду для цветника, это дает возможности для наблюдений, опытов, экспериментов.

Провела серию занятий «Что прячется в семенах». Детям нравятся дидактические игры «Семена», «Стань деревом».

Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

На занятиях и в свободное время я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста.

Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.

Считаю уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании - это проектирование.  Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Мною был разработан экологический проект «Вода в доме», в ходе которого изучалась необходимость воды для жизни человека и растения. Этот проект был представлен на муниципальный конкурс семейных экологических проектов в 2017г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"

В материале представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей средней группы. Включены словесные игры, перечислены мероприятия по данному направлению, проводимые с детьми....

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

План работы по самообразованию педагога «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей»В. Бианки.Актуальность работы.Одним из направлений развития государства и объединения многонационального обще...

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»

В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...