План работы с родителями воспитанников старшей группы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах
материал по теме

Ляйля Василовна Исмагилова

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы сотрудничества с родителями

 по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах в старшей группе

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Был разработан перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во взаимодействии с родителями, реализация которого осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Школа «Светофорика»».

Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения

        Задачи:

1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

2.Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов, развивающих интерактивных игр.

3. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

4.Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста, с опасными для здоровья ребенка ситуациями на дороге и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в разное время года (осенью, зимой, весной, летом).

План работы сотрудничества с родителями

 по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах в старшей группе

Месяц/

Тематическая неделя в ДОУ,

период проведения

Цель

Содержание работы

1

2

3

4

Сентябрь

«День знаний»

01.09.-

10.09.

1.Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия по вопросам развития детей.

2.Привлечь родителей к работе детского сада.

Консультация: «Родителям старших дошкольников о правилах дорожного движения».  (вместе с родителями, выделять опасные места и находить способы безопасного поведения в этих местах).

Рекомендации: При ходьбе по тротуару учите ребёнка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной стороны от проезжей части дороги.

Анкетирование родителей «Примерный ли вы пешеход». Приобретение светоотражающих элементов для верхней одежды.

Просмотр мультфильма совместно с детьми «Уроки тетушки Совы». Уроки безопасности во дворе, серия 3.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Волшебница-осень.

11.09.-

17.09.

1.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма в осеннее время на дорогах.

2.Повышение родительской компетентности в вопросах обучения детей правилам дорожного движения, направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в осенний период на дорогах.

Проведение пятиминуток по безопасности поведения на улицах и дорогах.

Консультация на тему: «Погода» Дать информацию об условиях и особенностях дорожного движения осенью.

Буклеты «Ловушки на дорогах – это опасно».

Акция «Светоотражающие элементы для детей»

2

3

4

Я вырасту здоровым

18.09.-

24.09.

1. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми  в  детском саду.

 2. Разъяснять важность участия в профилактических акциях. Привлечение внимания к проблеме детского дорожного травматизма, достучаться до ума и сердца водителей, порой пренебрегающих «Правилами дорожного движения»

1.Выставка семейных рисунков «Моя улица».

2.Папка – передвижка «Обогащайте речь детей» (Словарная работа по закреплению терминов по ПДД).

3.Консультация «Безопасность де-тей– забота взрослых».

3.Акция  «Сохрани моё сердце».

4.Изготовление сердец совместно с детьми с надписями – обращениями к взрослым «Сохрани моё сердце!», «Берегите детей на дорогах!», «Водитель, сохрани мне жизнь!»

Их труд достоин уважения

25.09-

01.10

1.Показать родителям значение профессий работников ГИБДД в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения на дорогах.

2.Привлечь родителей к проведению совместных праздников с работниками ГИБДД

1.Рассматривание семейных альбомов.

2.Экскурсия в ГИБДД п.г.т. Кукмор

3.Советы для родителей – водителей «Неблагоприятная погода на дорогах осенью».

4.Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

5.Музыкальный досуг совместно с родителями «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

Октябрь

Правила и безопасность дорожного движения

02.10-

15.10

1.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка  ситуациями, возникающими на дороге, Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть происходящую ситуацию на дороге.

2.Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движение.

1.Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте».

2.Консультация для родителей «Автокресло для ребенка».

3.Конкурс детского рисунка «Добрая дорога детства» в номинации «Я и родитель».

4.Мастер – класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» 

5. Просмотр мультфильма совместно с детьми Уроки тетушки Совы, серия 4.

2

3

4

Урожай собирай, да на зиму запасай 16.10-

29.10.

1.Разьяснить родителям о важности бесед с детьми о видах транспорта, используемых в сборе урожая в осенний период  для закрепления наземного вида транспорта.  

2.Привлечь родителей к оформлению группового уголка по изучению правил дорожного движения, изготовлению макета улицы.

1.Мультимедийная презентация «Наземный вид транспорта осенью»

2.Изготовление для макета улицы домов, светофора и знаков.

3.Папка-передвижка «Будьте внима-тельны на улице».

4.Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте».

Мой город, моя страна

30.10-

05.11

1. Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков детей по ПДД.

2. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей во время прогулки, обеспечивающей успешную социализацию.

1.Выставка детского творчества «Мой поселок».

2. Консультация «Где мы играем во время прогулки?»

3.Участие родителей в мероприятиях тематической недели «Мой поселок, моя страна».

4.Памятка по ПДД « Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». Просмотр видеоролика «Стеклянный мальчик».

Ноябрь

Игры и забавы

06.11-

12.11

1.Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2.Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей с дидактическими играми по обучению детей правилам дорожного движения.

3. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми по изготовлению карточек с дорожными ситуациями.

1.Консультация «Игры, как  средство воспитания дошкольников».

2. Проигрывание  совместно с родителями и детьми дидактических игр по ПДД «Назови правильно знак»,  «Почини светофор», «Игра-путешествие».

3.Разработка карточек с дорожными ситуациями к интеллектуальной игре «Звездный час».

4.Фотовыставка «Дети на улице». 5.Совместный просмотр с детьми дома уроков тетушки Совы – мультфильма по ПДД  (серия 4. Дорога и знаки).

Азбука вежливости 13.11-

26.11

1.Ознакомить родителей  с некоторыми буклетами и папками-передвижками, способствующими наиболее эффективному освоению ПДД.

1.Изготовление буклетов, папок-передвижек.

2.Картотека пословиц о вежливости.

Перечень вежливых слов на татарском языке в уголке для родителей, в раздевальной комнате для детей.

1

2

3

4

Декабрь

Зима

27.11.-

17.12.

1.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников, повышение культуры участников дорожного движения в зимний период.

2. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать  и избегать опасности в зимнее время года.

3. Рекомендовать родителям пословицы о вежливости. Употреблять в речи вежливые слова на татарском языке.

1.Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».

2.Презентация для родителей «Ребенок на санках».

3.Видео-встреча с инспектором ГИБДД. Консультация «Зимняя резина».

Новогодний праздник

18.12.-

31.12.

1. Привлечь  родителей к участию в лепке зимних построек (городка из автомобилей и светофора), к

оформлению информационного стенда для родителей: «Красный, желтый, зеленый».

2. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице.

1.Лепка поделок из снега. Раскрашивание снежных построек.

2.Консультация «Зимние травмы», буклеты.

3.Папка-передвижка «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге».

Январь

Зимние каникулы 01.01.-

08.01.

1. Привлечь родителей к осознанному отношению к дороге, ведущей детский сад и обратно домой.

2.Рекомендовать родителям в зимние каникулы просмотр личного сайта в социальной сети работников образования для информирования и консультирования в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.

1.Опрос среди родителей «А вы знаете?»

2.Предложить просмотр во время каникул обучающих мультфильмов «Смешарики: Азбука безопасности»

3.Рекомендации для родителей «Правила поведения на улице».

Мы - творцы мастера и фантазеры

09.01.-

14.01.

1.Заинтересовать родителей совместным отдыхом на зимней площадке.

2. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

3.Привлечь родителей к проведению совместного праздника.

1.Беседа на тему: «Место встречи – наша горка!» (о выборе места катания детей на санках, коньках, ледянках).

2.Спортивный праздник «Будущий олимпионник».

3.Консультация «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».

1

2

3

4

Январь

Умные машины 15.01.-

28.01.

1. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей дома.

2. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

1.Родительское собрание «Этих случаев можно избежать».

2.Выставка для родителей

«Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения». 3.Просмотр родителями семейной программы «Шаг за шагом» - рубрика, выпуск 23.

Февраль

С чего начинается Родина?

29.01.-

11.02.

1. Расширять и углублять знания детей и их родителей об истории своей республики, отечественном автомобилестроении.

2.Ориентировать родителей на совместное с ребенком просмотр видеофильмов, посвященный правильному безопасному поведению на дороге.

1.Совместный просмотр детей и родителей видеофильмов, мультмедийных презентаций  «Моя Республика Татарстан»,  «Наша гордость–автомобилестроение».

2.Индивидуальные консультации «Родители – образец поведения на улицах и дорогах».

3.Памятка по правилам дорожного движения «Все начинается с малого».

4.Просмотр видеоролика «Безопасность на дороге».

 

2

3

4

Наша армия

День защитника Отечества

12.02.-

25.02.

1.Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков детей.

2. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

1.Выставка  детских рисунков – раскрасок (военные машины: танк, самолет, корабль).

2.Конкурс, посвященное Дню защитника Отечества «Супер-папа»

3.Индивидуальные беседы с родителями о соблюдение правил дорожного движения «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения».

Март

Международный женский день

26.02.-

08.03

1.Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков  детей.

2.Сформировать у воспитанников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3.Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

1. Конкурс, посвященный

Международному дню 8 – ое марта «Супер-леди» (по вопросам обучения правилам дорожного движения)

2.Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы за безопасность на дороге!»

3.Беседа с родителями: «Безупречное поведение взрослых на дороге – лучшей пример для ребенка.

Весна

09.03.-

18.03

1.Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка на дороге в весенний период.

2. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

1.Беседа  с родителями об одежде детей в весенний период.

2. Папки-передвижки  «Дорожные знаки».

3.Рекомендация для родителей «Если вы купили ребенку  велосипед»

2

3

4

Знакомство с народной культурой и традициями

19.03.-

25.03.

1. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

2.Знакомить родителей  с народными традициями и обычаями, с народными декоративно – прикладным искусством, проведение совместных экскурсий.

1.Фольклорный праздник «Науруз»

 (с героями из мультфильма «Смеша-рики»)

2.Экскурсия из детского сада в музей п. Кукмор через прохождение светофора и пешеходного перехода с обсуждением важности соблюдения правил дорожного движения

Март - апрель

День смеха и юмора

26.03.-

01.04

1. Привлечь внимание родителей к заучиванию стихотворений. Вызвать радостный, эмоциональный настрой.

2. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

1.Вечер стихов по правилам дорожного движения.

2.Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка»

3.Круглый стол «Мы за безопасное движение».

Путешествие в Спортландию

02.04.-

08.04.

1. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье детей.

2. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

1.Развлечение детей и родителей «Зеленоглазое такси» с участием родителей

Планета Земля 09.04.-

22.04

1.Научиться в совместной деятельности  создавать плакаты «Берегите природу от выхлопного газа».

2. Оказание  помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду

1.Совместное рисование плаката «Сбережем родную природу».

3.Консультация для родителей « Безопасность детей». Совместный просмотр с детьми «Дорога и дорожные знаки». Азбука безопас-ности на дороге. Уроки тетушки Совы 4 серия.

2

3

4

Неделя детской книги

23.04.-

29.04.

1. Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно – речевом и художественно – эстетическом развитии.

2. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

1.Беседа: «Покупка детских книг – дело непростое».

2.Картотека «Что рекомендуем прочитать ребёнку по правилам дорожного движения».

3. Предложить родителям просмотр мультфильмов на татарском языке

4.Подготовка детей к конкурсу юных чтецов по ПДД

Май

Во имя жизни на Земле

30.04.-

13.05

1. Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы ВОВ.

3. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).

1.Целевая прогулка по дороге к памятнику героям в парк Победы совместно с родителями.

2. Акция «Осторожно дорога!».

3. Консультация «Причины детского дорожно-транспортного травматиз-ма».

Лето

14.05.-

31.05.

1.Активизировать родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. 2.Привлекать к совместному отдыху все семьи группы. 3. 2.Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, к здоровому образу жизни;

3. Продолжать работу по профилактике детского дорожного травматизма; систематизировании совместно с родителями знаний детей о ПДД, правилах пешехода, о работе светофора.

1.Спортивный праздник, посвящен-ный Дню защиты детей «Сабантуй» .

2.Выставка детского рисунка «Мы за здоровый образ жизни!»

3.Памятка для родителей «Безопас-ные шаги на пути к безопасности на

дороге».

4.Родительское собрание – круглый стол. Индивидуальные карточки с результатами диагностики каждого ребенка и соответствующими рекомендациями по изучению детьми правил дорожного движения.

Используемая литература:

  1. Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е. Е., Попов В.Н. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально– коммуникативное развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е. Е. Воронина, В.Н. Попов / под лбщей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016. – 100 с.
  2. Ахмадиева Р.Ш., Белугин М.Г., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. Обучение детей безопасному поведению на дорогах:

методические рекомендации для работы с родителями / Р.Ш.Ахмадиева, М.Г.Белугин, М.Х. Валиев, Е.Е. Воронина / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014. – 112 с.

  1. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. – ост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. 203 с.
  2. Чиркова С.В. родительские собрания в детском саду: Старшая группа/Авт.-сост.С.В.Чиркова.- М.: ВАКО, 2009.- 320 с.

Используемые интернет – ресурсы:

  1. http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konsultatsiya-roditelyam-doshkolnikov-o-pravilakh-dorozhnogo

dvizheniya.html Консультации из опыта работы.

  1. http://pandia.ru/text/80/154/6009.php  Анкетирование «Примерный ли вы пешеход».
  2. http://detki.guru/vospitanie/pravila-detej-v-transporte.html Советы для родителей.
  3. https://multiurok.ru/files/pamiatka-po-pdd-biezopasnyie-shaghi-na-puti-k-biez.html Памятка по правилам дорожного движения.

Интернет – сайты обучающих видеороликов, уроков и мультфильмов:

  1. www.ivi.ru Обучающие мультфильмы «Смешарики: Азбука безопасности».
  2. http://avtoline-nsk.ru/c/multfilmy-po-pdd  Уроки тетушки Совы. Мультфильмы по ПДД для детей.

В игровой форме, с помощью мультфильмов можно познакомится с основами безопасного поведения на дороге, во

дворе, на улице. Тетушка Сова и её помощники, в течении 12 серий "Азбуки безопасности на дороге", расскажут и наглядно покажут ребенку разные ситуации, помогут сделать правильные выводы. Каждая серия познавательного мультфильма посвящена определенному разделу Правил Дорожного Движения.

  1. http://mon.tatarstan.ru/prof_detskogo_travmatizma.htm Сайт Министерства образования и науки Республики

Татарстан (Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшей группы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах на тему «Правила движения достойны уважения»

Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с разрешающим дорожным знаком «Велосипедная дорожка» и с запрещающим дорожным знаком «Движение на велосипедах запрещено», объяснить детям об ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....

Опыт работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения. Данную необход...

Перспективный план по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге.

Перспективный план по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Квест-игра по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах «В поисках сокровищ» для детей старшей группы ________________________________________

Цель. Продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила безопасного поведения на дорогах....

работа с родителями по ПДД. «План работы сотрудничества с родителями по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах в старшей группе»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые иг...