Формирование знаний у детей дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций
материал по обж на тему

Киселева Татьяна Матвеевна

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о  безопасном поведении на дороге  методом  проблемных  ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_pdd_kiseleva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  работы    с детьми дошкольного возраста по П Д Д  в ДОУ.

Тема: « Формирование знаний у детей дошкольного возраста о  безопасном поведении на дороге  методом  проблемных  ситуаций».

Воспитатель: Киселева Т. М. «Детский сад «81».

 

 Все мы – взрослые люди, пытаемся  ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?». Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения

 

 В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, и неожиданных, ситуациях  на улицах города.

 В условиях интенсивно-транспортной среды увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. И это при  этом, что в детском саду  регулярно проводятся занятия по правилам дорожного  движения  и т.д.

Почему так происходит? Мы задали себе такой вопрос.

 Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.

. Попадание человека в дорожно-транспортное происшествие - всегда большое несчастье. Попадание ребенка - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, - ведь это морально-психическое потрясение, какое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Поэтому одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих людей и машин.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.  Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и окружающим, эффективность  использования  проблемных ситуаций,  довести их самостоятельные действия в различных ситуациях до автоматизма.

 Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.

Актуальность  этой темы  обусловлена:
-резким ростом автомобилизации;
-лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.      

Цель – научить детей безопасным нормам поведения на улице; воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения.

Мы в работе по формированию знаний у детей дошкольного возраста о безопасности поведения на дороге методом проблемных ситуаций  придерживаемся  несколько простых, но очень важных принципов:

- речь идет не столько о заучивании обучающихся правил, сколько о воспитании детей. Главное не заучивать правила, сколько их понять (принять), превратить в прочные навыки;

- обучение идет не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;

- воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой;

- занятия нужно проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность, а лучше всего ежедневно, в процессе игр, прогулок, экскурсий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;

- развивать ребенка: его координацию внимания, наблюдательность, реакцию. Эти качества нужны для безопасного поведения на улице;

- как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях; по определению расстояния (далеко - близко, дальше - ближе), скорости (быстрее - медленнее), размеров (больше - меньше);

- использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. И рассказ, и игра, и беседа, и чтение книг, и прогулка - все необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения;

- исходить из того, что уже в дошкольном возрасте детей нужно приучать к безопасному поведению вообще.

Ознакомление дошкольников  с правилами дорожного движения в ДОУ основывается на методических принципах постепенности, активности творческого подхода к изложению материала.

Нельзя забывать, что ребенок не в состоянии усвоить необходимый объем знаний и осмыслить всю полноту информации, например, об опасностях, которые подстерегают его на улице, за один раз.  Очередность изложения тем распределена по  принципу от простого к сложному.

Занятия по правилам дорожного движения должны возбуждать у детей интерес к изучаемому предмету. При этом следует учитывать возраст детей , их склонности и общее развитие.

Обучение правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением программы. Таким образом, по окончании ДОУ, дети должны иметь навыки безопасного поведения на улице, усвоить обязанности пешеходов.

Наша основная задача: через создание решения проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

В  работу по  проблемному обучению   вводили следующие сюжеты: «Приключения  Машинкина» - долгосрочная игра, «Светофорчик в гостях у ребят» - герой игры Светофорчик ставит перед детьми проблемные ситуации,  «Зелёный остравок» -  встречи   с инспектором ГИБДД.
Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например, переходя дорогу попросить ребенка поменяться ролями (ты – папа,  а я –  сынок , переведи меня через дорогу).

Организовала партнёрские  взаимоотношения  с родителями и их обучение через выпуск совместных речевых газет на тему  « Обучение  правилам дорожного движения в семье», конкурсы  рисунков « Мы пассажиры, мы  пешеходы», развлечений, а также чтение и обсуждение художественных произведений,  обыгрывание конкретных ситуаций и моделирование выхода из них. В обсуждении проблемных ситуаций, опираемся на опыт родителей наших воспитанников.  Следует помнить о том, что очень важно педагогу при общении с детьми и родителями быть партнерами.

Таким образом проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает нам в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников.  

На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые Правила, и не задумываются , что ставят  перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция, в первую очередь родители. Они  своим примером должны научить и уберечь. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
  3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Одной из серьезнейших проблем любого города  является дорожно-транспортный травматизм.  Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы воспитанник не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей  деятельностью.

 Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей  дошкольного возраста.

 Методика предусматривает выполнение детьми    различных заданий.

 Например, ребенку предлагалась серия картинок, фотографий на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улицах нашего города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

Беседы проводилась в ходе занятий, свободное время после  занятий, на прогулке, во 2- ю половину дня, в индивидуальной форме. Применялся принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребёнок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

Для решения проблемных ситуаций были подобраны и изготовлены игры, картинки, атрибуты.

Сначала дети с большим усилием справлялись с проблемными ситуациями, которые ставил  воспитатель, затем  на основе полученных знаний для решения  проблемы  быстро находили правильный ответ. На занятии» Мы пешеходы» были представлены иллюстрации, с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно было сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу. Сначала дети не нашли ошибку, но, подумав сразу решили эту проблему и указали где нужно было переходить улицу, не нарушая ПДД.

В игре «Светофор» детям нужно было раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу?

 На основе полученных знаний дети справились легко с этим заданием. Рассказали, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре – зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят. «Красный свет – движенья нет, желтый будет – подожди, на зеленый свет иди».

На НОД «Катание на велосипеде» организовывалось обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматривались следующие ситуации: - опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);

Дети отметили, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

- опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);

При обсуждении данного вопроса было отмечено, что катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжать пешеходов);

- связанные с падением, травмами

В случае ушиба или травмы нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых за оказанием помощи.

Игра «Ловкий пешеход» была направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.  

 В ходе  подвижной игры «Перекресток», ведущий ( воспитатель) встает в центре перекрестка – это регулировщик. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры. Дети с большим удовольствием играли в эту игру, сами создавали проблемные ситуации и сами их решали, благодаря чему хорошо усвоили материал.

На  НОД «Правила дорожного движения» ставилась задача выявить уровень знаний детей  дошкольного возраста о                правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Оборудование: карточки с вопросами к игре-викторине.

Ход:

Детям задавались вопросы по карточкам.

-какие цвета светофора вы знаете?

-на какой цвет надо переходить дорогу?

-почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?

-почему опасно играть рядом с дорогой?

-как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет? И т.д.

Далее проводилась подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место». Каждый из игроков выбирает себе обруч  (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре зала  и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по залу. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (обруч). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.

К работе были привлечены родители:  проводили индивидуальные консультации, объясняя важность оказания помощи ребёнку в овладении знаний о безопасном поведении на дороге, значимости этих знаний для жизни. Предлагались рекомендации для организации игр с ребёнком, что позволяет не только решать задачи формирования знаний о безопасности жизни, но организовывать так не достающее совместное время с собственным ребёнком.

Использование проблемных ситуаций в  ходе  работе подчинялось следующим правилам:

- обучение дошкольников решению проблемных ситуаций в знакомых местах родного города;

-подбор ситуаций должен опираться на опыт детей;

- действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи;

- разыгрывание проблемных ситуаций в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.

Для того чтобы проверить эффективность проведённой педагогической работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей  дошкольного возраста методом проблемной ситуации, был проведен  праздник  Викторина  «Дорожная азбука».

по правилам дорожного движения с привлечением сотрудников ГИБДД  в феврале  2016года. Дети были активными, принимали игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно  найти выход из предложенных проблемных ситуаций. Выделился главный момент – ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо было правильно выполнить игровую задачу для ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра "Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций"...

Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возр...

Интеллект - карты как средство формирования знаний у детей дошкольного возраста об Интернете.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве посредством интеллект- карт....

«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».

laquo;Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»....

Презентация на тему: «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».

laquo;Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»....