Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Будь осторожен с огнём!» в старшей группе
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Голдобина Наталья Яковлевна

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Будь осторожен с огнём!» в старшей группе

Задачи:

- расширять представления детей о пользе огня для человека;

- развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать своё мнение;

- формировать знания о правилах поведения во время пожара;

- сформировать у детей элементарные представления об опасности шалостей с огнём (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных предметах в доме;

- помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;

-  закрепить знание детей телефонов «01», «101», «112», по которым надо звонить в случае пожара;

- воспитывать гуманные чувства к окружающему миру (животные, птицы, растения).

Предварительная работа:

- сюжетно – ролевые игры «МЧС», «Пожарники»;

- загадывание загадок о пожароопасных предметах;

- пословицы и поговорки об огне;

- чтение художественной литературы: К.Чуковский «Путаница», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А.Толстой «Пожарные собаки», П.Чуриков «Завоёванные огнём»;

- дидактические игры «огонь, воздух, вода», «Пожароопасные предметы»;

- работа с родителями: консультация «Ребенок – один дома»;

- индивидуальные беседы с родителями об опасных предметах в руках у детей (спички, зажигалки и т.д.).

Оборудование:

- плакаты  «01», «101», «112»;

- набор с цифрами 01, 02, 03, 04;

- альбомный лист на каждого ребёнка с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных;

- 2 телефона.

Ход познавательно-исследовательской деятельности

1.Организационный момент.

Игра-приветствие «Мы дружные»

Воспитатель:

- Дети, давайте посмотрим на гостей, улыбнёмся им, возьмёмся крепко за руки, покажем какие мы дружные и сплочённые.

Загадывание загадок об огне

Воспитатель:

- Ребята, будьте внимательны, я для вас приготовила интересную загадку. Отгадав её вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить:

«Шумит и злится, воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает».

Дети:

- Огонь.

Воспитатель:

- Почему вы так думаете, что это огонь?

Дети:

- Боится воды;

- Может обжечь;

- Говорится о языках пламени.

2. Мотивационно - ориентировочный этап.

Дидактическая  игра «Какой бывает огонь»

Воспитатель:

- И сейчас мы с вами поиграем в игру  «Какой бывает огонь?»

Огонь друг. Как вы понимаете это выражение?

Дети:

- Над огнём можно погреться, когда холодно.

- На огне можно готовить пищу.

- От свечей идёт свет.

 Рассказ воспитателя о пользе огня для человека.

Воспитатель:

- Давным-давно, когда люди жили в пещерах, их согревал костер, который они бережно сохраняли. Если бы огонь давал только свет и тепло все  равно был бы самым лучшим другом человека, огонь стал еще и великим мастером. У огня – мастера много профессий:  огонь – повар, огонь земледелец, т.к. зола была первым удобрением. Когда узнали о вредных микробах медики стали прокаливать свои инструменты на огне – стерилизовать их.

Огонь – врач (стерилизуют инструменты, убивают микробов); огонь – строитель (обжигают кирпич, чтобы он становился крепким); огонь – металлург (плавит металл, из которого затем изготовляют машины, ложки и другие полезные вещи). Вот сколько пользы от огня. Без огня даже не взлетают космические ракеты. Ребята, а как вы понимаете огонь враг?

Дети:

- От огня возникает пожар;

- Во время пожара сгорают помещения;

- Гибнут люди;

- Возникает пожар в лесу, гибнут животные, птицы, растения.

3. Поисковый этап.

Беседа-рассуждение «Как избежать неприятностей» Используются плакаты (С огнем шутить нельзя).

Воспитатель:

-Когда огонь выходит из повиновения, он не щадит никого и ничего.

Возникает пожар. А чтобы не случилось такой беды, чего нельзя делать детям.

Дети:

- Нельзя брать детям в руки спички, зажигалки;

- Нельзя зажигать газовую плиту;

- Нельзя зажигать фейерверк, бенгальские свечи;

- Не включать без взрослых электроприборы (утюг, телевизор и т.д.)

Воспитатель:

- Так как же нам научиться  быть осторожными  с огнем?

4. Практический этап.

 Словесная игра «Доскажи словечко».

Упал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг,

Не смотри, не жди , не стой,

А залей его …(водой).

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из …(розетки).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять

Сразу спички…(отобрать).

Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре…(сообщить).

Кто с огнём не осторожен,

У того огонь возможен.

Дети. Помните о том.

Что нельзя шутить с …(огнём).

Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать,

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил…(проверь).

Воспитатель:

- Молодцы. Теперь подойдите к столам. На столах лежат альбомные листы, на них изображены разные предметы, в том числе и пожароопасные, а на тарелочках фишки. Закройте, пожалуйста, фишками предметы, из-за которых может возникнуть пожар.

Работа с карточками.

Воспитатель:

- Молодцы. А если все-таки возник пожар, то по какому  номеру мы можем вызвать пожарную команду?

Дети:

- «01».

Воспитатель:

- Правильно. У вас на столах лежат карточки с цифрами. Поднимите ту, по которой можно вызвать пожарную команду.

 Физкультминутка «Не ошибись»

Воспитатель:

- Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны. (Торт, пожарный, пила, огнетушитель, пакет, рукав, играет, поёт, каска, ноты, рисует, тушит, краски, спички, бинт, сверлит, маска).

 Беседа о правилах поведения при пожаре.

Воспитатель:

- А теперь представим такую ситуацию: вы остались дома одни, а в это время начался пожар, как вы будете себя вести?

Дети:

- Если пожар небольшой, его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом, ковром.

- Быстро выбежать из комнаты или квартиры.

- Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.

- Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивать огонь.

- Позвать на помощь взрослых.

 Обыгрывание ситуации «Вызов пожарной команды».

Воспитатель:

- Сам не справишься с пожаром

Это труд не для детей

Не теряй секунды даром

«01» звони скорей.

Сейчас мы разыграем игровую ситуацию «вызови пожарных». У нас есть телефоны. Я буду диспетчером службы «01», а вы будете передавать информацию о пожаре. Дети  подходят к телефону, набирают «01», раздаётся телефонный звонок. Воспитатель (диспетчер) отвечает.

Диспетчер:

Здравствуйте, диспетчер пожарной службы вас слушает.

Ребёнок:

- Здравствуйте, у нас пожар, мы живём по адресу м-он Олимпийский д.44, кв.3, Имя, фамилия Чирков Даня.

Встреча с интересным человеком.

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся с человеком, который работает пожарным – спасателем, старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Старый Оскол и Старооскольского района. Его зовут Андрей Николаевич Харитонов. Он работает пожарником и не понаслышке может вам рассказать об этой профессии.

Андрей Николаевич:

- Пожарные – это смелые, отважные люди и занимаются тем, что тушат огонь.  Но огонь легче предупредить, чем тушить. Пожарные обследуют каждое здание: и детские сады, и школы, и больницы, и магазины. Без разрешения пожарных не строится ни один новый дом или другое здание. Главный помощник  пожарного – огнетушитель.

Дидактическое упражнение «Собери  огнетушитель»

Андрей Николаевич:

- На пожар выезжают на специально освещенном автомобиле ярко-красного цвета со складной лестницей (показывает фото, дети рассматривают). Когда такие автомобили мчатся по улицам, все другие уступают им дорогу. Пожарных автомобилей  всегда несколько и на  каждой бригада пожарных.

-Ребята, вы знаете пословицы поговорки об огне.

Дети:

- От искры Москва загорелась.

- Берегись не ожгись.

- Не шути с огнём обожжёшься.

Андрей Николаевич:

-Молодцы, на память я дарю вам книжки-раскраски. Вы будите раскрашивать картинки и вспоминать правила пожарной безопасности.

 

Будьте бдительны ночью и днём,
Не играйте с жестоким Огнём!

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель:

-В какие игры мы с вами играли? Для чего мы это делали? Что мы узнали нового?

- Вы показали свои знания и умения. И это значит, что вы будете хорошими знатоками пожарной безопасности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Будь осторожен с огнём!» в старшей группе

Задачи:

- расширять представления детей о пользе огня для человека;

- развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать своё мнение;

- формировать знания о правилах поведения во время пожара;

- сформировать у детей элементарные представления об опасности шалостей с огнём (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных предметах в доме;

- помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;

-  закрепить знание детей телефонов «01», «101», «112», по которым надо звонить в случае пожара;

- воспитывать гуманные чувства к окружающему миру (животные, птицы, растения).

Предварительная работа:

- сюжетно – ролевые игры «МЧС», «Пожарники»;

- загадывание загадок о пожароопасных предметах;

- пословицы и поговорки об огне;

- чтение художественной литературы: К.Чуковский «Путаница», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А.Толстой «Пожарные собаки», П.Чуриков «Завоёванные огнём»;

- дидактические игры «огонь, воздух, вода», «Пожароопасные предметы»;

- работа с родителями: консультация «Ребенок – один дома»;

- индивидуальные беседы с родителями об опасных предметах в руках у детей (спички, зажигалки и т.д.).

Оборудование:

- плакаты  «01», «101», «112»;

- набор с цифрами 01, 02, 03, 04;

- альбомный лист на каждого ребёнка с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных;

- 2 телефона.

Ход познавательно-исследовательской деятельности

1.Организационный момент.

Игра-приветствие «Мы дружные»

Воспитатель:

- Дети, давайте посмотрим на гостей, улыбнёмся им, возьмёмся крепко за руки, покажем какие мы дружные и сплочённые.

Загадывание загадок об огне

Воспитатель:

- Ребята, будьте внимательны, я для вас приготовила интересную загадку. Отгадав её вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить:

«Шумит и злится, воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает».

Дети:

- Огонь.

Воспитатель:

- Почему вы так думаете, что это огонь?

Дети:

- Боится воды;

- Может обжечь;

- Говорится о языках пламени.

2. Мотивационно - ориентировочный этап.

Дидактическая  игра «Какой бывает огонь»

Воспитатель:

- И сейчас мы с вами поиграем в игру  «Какой бывает огонь?»

Огонь друг. Как вы понимаете это выражение?

Дети:

- Над огнём можно погреться, когда холодно.

- На огне можно готовить пищу.

- От свечей идёт свет.

 Рассказ воспитателя о пользе огня для человека.

Воспитатель:

- Давным-давно, когда люди жили в пещерах, их согревал костер, который они бережно сохраняли. Если бы огонь давал только свет и тепло все  равно был бы самым лучшим другом человека, огонь стал еще и великим мастером. У огня – мастера много профессий:  огонь – повар, огонь земледелец, т.к. зола была первым удобрением. Когда узнали о вредных микробах медики стали прокаливать свои инструменты на огне – стерилизовать их.

Огонь – врач (стерилизуют инструменты, убивают микробов); огонь – строитель (обжигают кирпич, чтобы он становился крепким); огонь – металлург (плавит металл, из которого затем изготовляют машины, ложки и другие полезные вещи). Вот сколько пользы от огня. Без огня даже не взлетают космические ракеты. Ребята, а как вы понимаете огонь враг?

Дети:

- От огня возникает пожар;

- Во время пожара сгорают помещения;

- Гибнут люди;

- Возникает пожар в лесу, гибнут животные, птицы, растения.

3. Поисковый этап.

Беседа-рассуждение «Как избежать неприятностей» Используются плакаты (С огнем шутить нельзя).

Воспитатель:

-Когда огонь выходит из повиновения, он не щадит никого и ничего.

Возникает пожар. А чтобы не случилось такой беды, чего нельзя делать детям.

Дети:

- Нельзя брать детям в руки спички, зажигалки;

- Нельзя зажигать газовую плиту;

- Нельзя зажигать фейерверк, бенгальские свечи;

- Не включать без взрослых электроприборы (утюг, телевизор и т.д.)

Воспитатель:

- Так как же нам научиться  быть осторожными  с огнем?

4. Практический этап.

 Словесная игра «Доскажи словечко».

Упал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг,

Не смотри, не жди , не стой,

А залей его …(водой).

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из …(розетки).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять

Сразу спички…(отобрать).

Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре…(сообщить).

Кто с огнём не осторожен,

У того огонь возможен.

Дети. Помните о том.

Что нельзя шутить с …(огнём).

Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать,

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил…(проверь).

Воспитатель:

- Молодцы. Теперь подойдите к столам. На столах лежат альбомные листы, на них изображены разные предметы, в том числе и пожароопасные, а на тарелочках фишки. Закройте, пожалуйста, фишками предметы, из-за которых может возникнуть пожар.

Работа с карточками.

Воспитатель:

- Молодцы. А если все-таки возник пожар, то по какому  номеру мы можем вызвать пожарную команду?

Дети:

- «01».

Воспитатель:

- Правильно. У вас на столах лежат карточки с цифрами. Поднимите ту, по которой можно вызвать пожарную команду.

 Физкультминутка «Не ошибись»

Воспитатель:

- Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны. (Торт, пожарный, пила, огнетушитель, пакет, рукав, играет, поёт, каска, ноты, рисует, тушит, краски, спички, бинт, сверлит, маска).

 Беседа о правилах поведения при пожаре.

Воспитатель:

- А теперь представим такую ситуацию: вы остались дома одни, а в это время начался пожар, как вы будете себя вести?

Дети:

- Если пожар небольшой, его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом, ковром.

- Быстро выбежать из комнаты или квартиры.

- Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.

- Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивать огонь.

- Позвать на помощь взрослых.

 Обыгрывание ситуации «Вызов пожарной команды».

Воспитатель:

- Сам не справишься с пожаром

Это труд не для детей

Не теряй секунды даром

«01» звони скорей.

Сейчас мы разыграем игровую ситуацию «вызови пожарных». У нас есть телефоны. Я буду диспетчером службы «01», а вы будете передавать информацию о пожаре. Дети  подходят к телефону, набирают «01», раздаётся телефонный звонок. Воспитатель (диспетчер) отвечает.

Диспетчер:

Здравствуйте, диспетчер пожарной службы вас слушает.

Ребёнок:

- Здравствуйте, у нас пожар, мы живём по адресу м-он Олимпийский д.44, кв.3, Имя, фамилия Чирков Даня.

Встреча с интересным человеком.

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся с человеком, который работает пожарным – спасателем, старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Старый Оскол и Старооскольского района. Его зовут Андрей Николаевич Харитонов. Он работает пожарником и не понаслышке может вам рассказать об этой профессии.

Андрей Николаевич:

- Пожарные – это смелые, отважные люди и занимаются тем, что тушат огонь.  Но огонь легче предупредить, чем тушить. Пожарные обследуют каждое здание: и детские сады, и школы, и больницы, и магазины. Без разрешения пожарных не строится ни один новый дом или другое здание. Главный помощник  пожарного – огнетушитель.

Дидактическое упражнение «Собери  огнетушитель»

Андрей Николаевич:

- На пожар выезжают на специально освещенном автомобиле ярко-красного цвета со складной лестницей (показывает фото, дети рассматривают). Когда такие автомобили мчатся по улицам, все другие уступают им дорогу. Пожарных автомобилей  всегда несколько и на  каждой бригада пожарных.

-Ребята, вы знаете пословицы поговорки об огне.

Дети:

- От искры Москва загорелась.

- Берегись не ожгись.

- Не шути с огнём обожжёшься.

Андрей Николаевич:

-Молодцы, на память я дарю вам книжки-раскраски. Вы будите раскрашивать картинки и вспоминать правила пожарной безопасности.

Будьте бдительны ночью и днём,
Не играйте с жестоким Огнём!

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель:

-В какие игры мы с вами играли? Для чего мы это делали? Что мы узнали нового?

- Вы показали свои знания и умения. И это значит, что вы будете хорошими знатоками пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебно-игровой деятельности "Будь осторожен"!

Закрепить правила поведения в экстремальных ситуациях.       Уточнить отчего и в каких случаях возникает пожар. Учить различать плохие...

Образовательная деятельность познавательно-исследовательского цикла "Фея Фиалка и фокусник Воздух" в старшей группе

Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха....

Развлечение "Будь осторожен с огнем" для старшей группы

Встреча с пожарными. Дидактические игры, стихи, загадки. Танец "Огонь" .Просмотр м/фильма...

Основная образовательная деятельность "Будь осторожен с огнём"

Закрепить знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Краткосрочный познавательный проект по правилам дорожной безопасности "Будь осторожен на дороге" в старшей группе

Краткосрочный познавательный проектпо правилам дорожной безопасности"Будь осторожен на дороге"в старшей группе...