Программа по ОБЖ "Берегись бед -пока их нет!"
рабочая программа по обж на тему

Гнутова Евгения Анатольевна

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Разделы Программы

стр.

Титульный лист

1

Содержание

2 - 3

I

Целевой раздел

4 - 12

1

Пояснительная записка

  • обоснованность  программы; программа, с учётом которой осуществляется реализация и обновление содержания

4

  • цели, задачи программы

4

  • условия реализации программы

5

  • этапы реализации программы

6

  • осуществление интеграции

8

  • перечень основных видов организованной образовательной деятельности

8-9

  • режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в неделю), длительность одного занятия)

9

2

Планируемые результаты

  • планируемые результаты освоения программы

9

  • конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей

10

мониторинг достижения планируемых результатов

10

II

Содержательный раздел.

12 - 19

описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями

12

тематическое планирование с учётом возрастных особенностей детей

13

взаимодействие участников образовательных отношений

17

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

19

III

Организационный раздел.

материально-техническое, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания

20

  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

21

IV

Календарно-тематическое планирование

21-32

V

Литература для педагога и детей

32 -33

I.    Целевой раздел

1.     Пояснительная записка.

Обоснованность  программы. 

    В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».    

Работа в этом направлении по большому счёту сводится к нахождению ответов на вопросы: «Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?»

До введения ФГОС понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

  • Охрана жизни и здоровья детей
  • Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

После введения ФГОС современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности дошкольников и целесообразность проведения специально организованных занятий в нашем ДОУ было проведено анкетирование родителей, результаты, которого выявили необходимость в организации дополнительных занятий по курсу ОБЖ, начиная с младшего дошкольного возраста.

   Вариативная образовательная программа по курсу ОБЖ для детей  дошкольного возраста (далее – Программа) составлена  на основе программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной.

 Цель Программы: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

В соответствии с целью были сформированы задачи:

Образовательные задачи:

• Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

  • Объяснить правила общения с животными;

• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

• Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;

Развивающие задачи:

  • развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета;
  • развивать коллективное творчество;
  • развивать воображение;
  • развивать образное восприятие, чувство цвета;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные задачи:

  • Создание условий для воспитания:

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

- ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- ценностного отношения к здоровью;

  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания;
  • формирование творческих способностей;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

   Существует множество программ, направленных на формирование представлений об элементарных правилах безопасного поведения. Новизна данной программы заключается в подборе материалов для организации дополнительной образовательной деятельности воспитанников в ДОУ, ориентированной на обогащение знаний по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

Реализация данной программы осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность ( любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность.

Этапы реализации программы:

I этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

II этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

III этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

  Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе.

Мной был разработан перспективный план, где в каждой группе с учетом возрастных и психологических особенностей были определены цели и задачи работы с детьми, а также формы работы по формированию безопасного поведения.

         Осуществление интеграции.

Программа создана в концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа может  реализовываться как самостоятельная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной деятельности.

Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

  • специально организованная деятельность детей – непосредственно – образовательная деятельность, экскурсии, развлечения;
  • совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций, игры.

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности:

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

игровая (дидактические, подвижные игры),

художественная,

продуктивная,

чтение художественной литературы.

Так как наше ДОУ является малокомплектным и в нём действует 3 разновозрастные группы программа составлена с учетом специфики нашего учреждения на  II группу (c 3 до 5 лет)  и III группу (с 5 до 7 лет). Программа рассчитана на 4 года обучения.

Занятия проводятся во второй половине дня в виде кружковой работы 1 раз в месяц по возрастным подгруппам.

Возраст детей

Продолжительность

Количество в месяц

Количество в год

3-4 года(1 подгруппа II группы)

15 мин

1

9

4 – 5 лет(2 подгруппа II группы)

20 мин

1

9

5 – 6 лет(1 подгруппа III группы)

25 мин

1

9

6 – 7 лет(2 подгруппа III группы)

30 мин

1

9

В течении месяца представления детей закрепляются в ходе поведения бесед, проведения дидактических игр, игр – тренингов, прогулок – обследования, чтения художественных произведений, бесед и т.д.

Планируемые результаты освоения программы

Первый год обучения 3-4 года(1 подгруппа II группы)

Ребенок  знает и называет домашних животных.

Ребенок знает и называет полезные продукты, какие продукты вредны, какие полезные, почему.

Ребенок знает название и назначение предметов, умеет пользоваться ими.

У  ребенка сформированы представления о культурно-гигиенических навыках.

Второй  год обучения 4 – 5 лет(2 подгруппа II группы)

Ребенок знает назначение улицы, светофора.

Ребенок знает правила поведения на улице

Ребенок знает и называет виды транспорта и правила поведения в нем.

Ребенок знает правила ухода за своим телом.

Ребенок знает и классифицирует овощи и фрукты.

Ребенок знает и называет домашних животных.

Третий   год обучения 5 – 6 лет (1 подгруппа III группы)

У  ребенка сформированы представления о культурно-гигиенических навыках, умеет заботиться о своем здоровье

Ребенок имеет представление о межличностных отношениях.

Ребенок знает правила поведения в природе.

Ребенок знает правила поведения на льду.

Ребенок знает правила безопасного поведения дома.

Ребенок знает правила противопожарной безопасности.

Четвертый  год обучения 6 – 7 лет (2 подгруппа III группы)

У  ребенка сформированы представления о культурно-гигиенических навыках,

Ребенок бережно относится к своему здоровью.

Ребенок имеет представление о межличностных отношениях.

Ребенок знает правила поведения в природе.

Ребенок знает и классифицирует съедобные и несъедобные грибы.

Ребенок знает правила безопасного поведения дома.

Ребенок знает  и соблюдет правила поведения на улице.

Ребенок знает название и обозначение дорожных знаков.

Ребенок должен знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Мониторинг достижения планируемых результатов.

Мониторинг разработан по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Л.Б.

проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

      Цель мониторинга в начале учебного года: определить те знания и  представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

      Цель мониторинга в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

      Методика проведения диагностики:

Мониторинг проводится в виде наблюдений за детьми, в ходе проведения дидактических игр, бесед по картинкам, режимных моментов.

1. Тема: «Ребёнок и другие люди».

    Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;

    обсуждение конкретных ситуаций;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

2. Тема: «Ребёнок и природа».

    Беседы по картинкам, плакатам;

    наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    

    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,

    ягоды).

3. Тема: «Ребёнок один дома».

    Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

    «Скорая помощь», «Помогите милиция!».

4. Тема: «Здоровье ребёнка».

    Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

    «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или

    здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»

    (закаливание, ЗОЖ);

    Занятия, беседы, наблюдения.

5. Тема: «Эмоции».

    Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;

    рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;

    дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,

    тесты.

6. Тема: «Ребёнок на улицах города».

    Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

    сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и

    пассажиры»;

   дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,

    «Найди ошибку».

   Ответы детей оцениваются в баллах:

   3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной      теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации).

 2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

II. Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями.

   Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями, ведущей деятельностью, в наибольшей степени, влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень.

В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы  взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.

В основе Программы – системный подход к процессу обучения, учитывающий взаимосвязь пяти направлений дошкольного образования – познавательное, физическое, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.

Ведущими формами организации  являются подгрупповые занятия.

Применяется дифференцированный подход к детям – с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Основными методами занятий с детьми являются чтение, беседа и игра (дидактическая, сюжетная, подвижная, спортивная, пр.). Игра представлена как  вид деятельности и как способ образования.  Наряду с реализацией  задач образовательной программы  моя программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного дошкольника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Тематическое планирование с учетом возрастных особенностей

Первый год обучения 3-4 года(1 подгруппа II группы)

Тема

Содержание.

Ребенок и природа

Познакомить с домашними животными. Развивать умение входить в игровую ситуацию. Воспитывать любовь к животным. Дать понятие  о том, что сладкое вредно, овощи и фрукты полезны.

Ребенок дома

Дать понятие о том, что существует много предметов в нашем окружении, которыми надо уметь пользоваться. Объяснить, что такие предметы должны храниться в специально отведенном месте. Все предметы нужно класть на место.

Здоровье ребенка

Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Формировать представление о том, что хорошо и что плохо. Познакомить с зубной щекой. Учить детей намыливать руки мылом, а потом отжимать воду над раковиной.

Ребенок на улицах города

Познакомить детей с основными частями грузовой машины. Уточнять знания о работе шофера. Познакомить с понятием проезжая часть, улица, тротуар. Учить детей правилам поведения на дороге.

Второй год обучения 4 – 5 лет(2 подгруппа II группы)

Тема.

Содержание.

Ребенок и природа

Расширить представления об овощах и фруктах, месте их произрастания. Познакомить с правилами поведения с домашними животными.

Ребенок дома

 Формировать  первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, мире. воспитывать бережного отношения к окружающим предметам. Закреплять  представлений о предметах мебели, бытовых приборах, их назначении. Закреплять представлений о помещении в квартире /доме.

Здоровье ребенка

Познакомить детей с правилами ухода за руками и ногами. Познакомить детей с названиями предметов одежды. Научить одеваться в соответствии с временем года.  Научить узнавать предметы по заданным признакам.

Ребенок на улицах города

Дать представление о назначении улицы. Выяснить зависимость движения по улице транспорта и людей от работы до светофора. Закреплять знания уличного движения. Познакомить детей с транспортом и с правилами поведения в нем.

Третий год обучения 5 – 6 лет(1 подгруппа III группы)

Тема

Содержание.

Ребенок и природа

Расширить представления об овощах и фруктах, месте их произрастания. Познакомить с правилами поведения с домашними животными.

Ребенок дома

 Формировать  первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, мире. воспитывать бережного отношения к окружающим предметам. Закреплять  представлений о предметах мебели, бытовых приборах, их назначении. Закреплять представлений о помещении в квартире /доме.

Здоровье ребенка

Познакомить детей с правилами ухода за руками и ногами. Познакомить детей с названиями предметов одежды. Научить одеваться в соответствии с временем года.  Научить узнавать предметы по заданным признакам.

Ребенок на улицах города

Дать представление о назначении улицы. Выяснить зависимость движения по улице транспорта и людей от работы до светофора. Закреплять знания уличного движения. Познакомить детей с транспортом и с правилами поведения в нем.

Четвертый год обучения 6 – 7 лет (2 подгруппа III группы)

Тема.

Содержание.

Ребенок и природа

Познакомить с некоторыми видами грибов и ягод. Продолжать развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов.

Эмоциональное   благополучие ребенка

  Познакомить детей с мерами личной безопасности в доме. Привитие детям потребности в самовоспитании, выработке активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Учить ребенка справляться со своими страхами. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе и дома.

Ребенок на улицах города

Учить соблюдать детей правила поведения на улице. Научить детей различать и понимать, что означают некоторые дорожные знаки. Ознакомить детей с некоторыми этическими и безопасными правилами поведения в транспорте. Ребенок должен усвоить, что если он потерялся, то обращаться за помощью нужно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Ценности здорового образа жизни

Рассказать детям о гриппе, как он распространяется, какие меры предосторожности нужно принимать. Воспитывать заботливое отношение к своему организму.  

Изучаем свой организм

Дать представления о том, зачем мы чистим зубы, уши. Показать  приемы чистки зубов. Учить пользоваться щеткой. Познакомить с устройством глаз. Научить заботиться о своем зрении. Познакомить с работой пищеварительной системы человека. Закрепить знания о полезных продуктах. Познакомить с устройством кожи. Закрепить знание как надо ухаживать за кожей. Познакомить с различными видами позвоночника. Учить следить за осанкой.

В природе все взаимосвязано (экологический аспект)

Ребенок должен знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом и  включает семью, сверстников, представителей окружающего социума, дошкольные образовательные организации, другие объекты социума. Каждая воспитательная или образовательная задача требует тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания родителей и педагога. На протяжении всего дошкольного возраста взрослые должны помочь ребенку сформировать представление о том, как вести себя, чтобы не попасть в не приятную ситуацию. Для этого мы решаем следующие задачи:

1Объединить усилия для развития и воспитания детей

2. Повышать педагогическую культуру родителей

3.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они – заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.

  Цель работы с родителями – объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Формы работы с родителями:

  •  индивидуальные собеседования;
  •  общие и групповые родительские собрания;
  •  консультации, беседы;
  •  совместное проведение мероприятий (праздники, развлечения);
  • анкетирование;
  •  тестирование.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Методы и технологии.

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как чтение, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.

Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью  наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.  В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер (ноутбук), проектор или телевизор. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе  при реализации программ дошкольного образования Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после  знакомства детей  с материалом и носит обобщающий характер.

Проблемное изложение: воспитатель ставит перед детьми проблему – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения и подсказывает пути ее решения. Назначение этого метода – выбрать (найти) способ решения проблем. Часто он сочетается с частично-поисковым: воспитатель дифференцирует задачу, а дети намечают шаги поиска ее решения.

Дети  следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам  обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности  выполнения заданий: анализ и оценка конкретных ситуаций, дидактические игры.

Также используется исследовательский метод, призванный  обеспечить творческое применение полученных знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают  методами познания, что формирует их опыт поисково-исследовательской деятельности. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя  заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

III. Организационный раздел

Материально-техническое, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания.

В рамках Программы предлагается использовать комплект учебно – методического пособия автора Т.П. Гарнышовой.

  1. Методическое пособие в виде книжки «ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнышова
  2. Уголок безопасности, который содержит материалы:
  • практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно – ролевых игр «Автобус», «Шофёр», «Спасатели», «Скорая помощь» и др,;
  • наглядный: наборы иллюстраций «Валеология, или Здоровый малыш», «Малыши – крепыши», «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ, ЗОЖ
  1. Игротека, которая содержит :
  • дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвёртый – лишний», «Назови одним словом», «Так – не так» и др.;
  • развивающие настольно – печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки» и др.
  1. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций

IV. Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения 3-4 года(1 подгруппа II группы)

Дата

Тема

Основные учебные задачи

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Примечание

сентябрь

«Давайте познакомимся»

Развивать умение называть свои имя и фамилию, возраст, имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье, формировать умение правильно вести себя на улице.

Фамилия, семья, опасность, домашний адрес.

Дидактические игры: «Кто это?», «Кто что делает?», игра – тренинг «Я потерялся…»

дата проведения

занятия  определяется с учетом учебного плана и сеткой НОД ДОУ.

октябрь

«Что я знаю о себе?»

Знакомить детей со строение своего тела, помогать осознанию своей половой принадлежности, учить называть части тела, формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела, акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма.

Части тела : голова, туловище и т.д.

Человек, одежда

Дидактические игры: «Что есть у куклы?», «Умею – не умею», «Ребёнок – кукла» Лепка из пластилина «Лепим маленькую куколку»

ноябрь

«В гостях у Мойдодыра»

Способствовать формированию элементарных правил личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению, закреплять культурно – гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом.

Предметы личной гигиены, опрятный, правила этикета.

Чтение художественной литературы: стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», потешка «Водичка, водичка, умой моё личико» , дидактическая игра «Что хорошо, что плохо», игра – тренинг «На день рождения к кукле Кате»

декабрь

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни: соблюдению режима, выполнению утренней зарядки; помогать осознавать, что утренняя зарядка, физические упражнения вызывают хорошее настроение.

Здоровье, режим, медицинская помощь, настроение, витамины

Чтение художественной литературы: стихотворение А.Барто «Мишка», беседа, лепка из пластилина «Витаминки»

январь

«Серенькая кошечка села на окошечко»

Формировать знания об источниках опасности в квартире и в группе; разъяснять правило «Нельзя!»

Опасные предметы, режущие колющие предметы, лекарства.

Игровая ситуация, прогулка – обследование «Внимание – опасность!», дидактические игры «Опасно – не опасно», «Найди опасный предмет»

февраль

«Не шали с огнём!»

Познакомить детей с опасностью, исходящей от огня; воспитывать осторожность при обращении с огнеопасными предметами, дать элементарные навыки поведения при пожаре.

Пожар, причины пожара, огнетушитель

Беседа «Спички – не игрушка,  дидактическая игра «Назови картинку», чтение отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Путаница»

март

Знакомство с пожарной машиной

Формировать умение отличать пожарную машину от других, различать и находить основные части машины; развивать речь, активизируя словарь новыми понятиями.

Пожарная машина, цистерна с водой, сирена, тушение, пожарный.

Беседа, рассматривание иллюстраций, игрушка «Пожарная машина», подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?»

апрель

«Приключение Колобка»

Познакомить детей с правилами поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, почему нельзя гулять без взрослых и т.д.)

опасность, незнакомец

Чтение художественной литературы: сказки «Волк и козлята», «Колобок», С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке», дидактическая игра «Спрячь мышку»

май

«Незнайка в городе»

Познакомить детей с правилами поведения на улицах города и Правилами дорожного движения, уточнить представления об улице, дороге, тротуаре.

Улица, тротуар, проезжая часть, светофор, транспорт, пешеход.

Целевая прогулка, игровая ситуация, дидактическая игра «Собери машину по частям», рисование «Светофор»

Второй год обучения 4 – 5 лет(2 подгруппа II группы)

Дата

Тема

Основные учебные задачи

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Примечание

сентябрь

«В гостях у доктора Айболита»

Формировать знание о сердце как об очень важном органе, уточнять и расширять знания об органах зрения, слуха, их устройстве и функциях; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающих.

Внутренние органы, сердце, зрачок, веки, брови, ресницы, слух, стоматолог.

Беседа, рассматривание плаката, игровая ситуация, подвижная игра «Не попадись лисе», имитация движений «Чистка зубов»

октябрь

«Моя семья – моя радость»

Уточнять и расширять знания о семье, её членах, их трудовых обязанностях, родственных связях; упражнять в рисовании цветными карандашами ,воспитывать внимательное отношение к близким, желание им помогать.

Родственники,  отчество, традиция

Беседа, рассматривание фотографий  в семейных альбомах, игра – тренинг «Едем в гости», сюжетно – ролевая игра «Семья»

ноябрь

«Безопасность в доме»

познакомить детей с правилами личной безопасности в доме; тренировать знание телефонов экстренных служб; развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода, развивать осторожность в обращении с данными предметами.

Безопасное поведение, телефоны экстренных служб, опасные предметы.

Беседа, рассматривание плаката «Один дома», чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик!», обыгрывание ситуаций «Достань игрушку (книгу)  с полки», «Подай ножницы».

декабрь

«Если ты дома один»

Тренировать детей в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними.

Запрещающие и разрешающие действия, инструменты.

Беседа «Где мы можем чувствовать себя в безопасности». Дидактические игры «Да – нет», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд».

январь

«Домашние электроприборы»

Познакомить детей с бытовыми электроприборами, их назначением, формировать представления о возможной опасности бытовых электроприборах и мерах предосторожности при обращении с ними.

Электроприборы, электричество, розетка, выключатель

Отгадывание загадок, знакомство с « Щитом безопасности». Дидактические игры «Что для чего?», «Можно – нельзя»

февраль

Экскурсия в парк

Расширять представления о характерных признаках разных времен года; учить правильному поведению во время пребывания на природе; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе

Природа. Ответственное отношение. Правила поведения на природе.

Экскурсия, дидактическая игра «Береги живое», «Хорошо – плохо»

март

«Кошки и собаки – наши верные друзья»

Формировать навыки безопасного обращения с домашними животными.

правила обращения, незнакомые животные, безопасность, агрессивность.

Рассматривание иллюстраций по теме, беседа, развивающая игра «Как избежать неприятностей»

апрель

«Опасный огонёк»

Формировать знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о  последствиях пожара в доме.

Пожароопасные предметы, пожароопасные ситуации, взаимопомощь, требования пожарной безопасности.

Игры – тренинги «Если случился пожар в квартире», «Разговор по телефону 01», рассматривание иллюстраций на тему «Правильно ли ведут себя дети на пожаре?»

май

«Спички – не игрушка!»

Обсуждать понятия «огонь», «спички»: какую ни приносят пользу и какой причиняют вред при неосторожном обращении, продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара.

Бедствие, огонь, спички, пламя, пожар, пожарные.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо», рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Спичка – невеличка», эстафета «Пожарные»

Третий год обучения 5 – 6 лет(1 подгруппа III группы)

Дата

Тема

Основные учебные задачи

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Примечание

сентябрь

«Дары леса»

Формировать представления о ядовитых грибах, ягодах, плодах деревьев, о лекарственных травах, о том, какие действия человека вредят природе, а какие – помогают.

Съедобное, несъедобное, ядовитое, отравление

Беседа, дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», игра – тренинг «Прогулка по лесу»

октябрь

«Береги природу»

Закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе; формировать знания о действиях в случае опасности.

Глобус, планета Земля, заповедник, живая и неживая природа.

Ситуативное общение, рассматривание карты, глобуса, чтение художественного произведения Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки»

ноябрь

«Если хочешь быть здоров»

Формировать у детей представления об устройстве и функционировании человеческого организма; знакомить с понятием «режим дня», воспитывать бережное отношение к себе и к окружающим.

Организм, функции, режим дня, Здоровые и нездоровые привычки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра «Мой день»

декабрь

«Здоровое питание»

 Закреплять знания п об основах правильного питания.

Сформировать  первоначальное

представление о полезных веществах, которые      содержатся в продуктах питания.

Способствовать развитию чувства ответственности за здоровье своего организма.

Сформировать представление о том, что сладкая пища, съеденная  в большом количестве, может стать  вредной.

Пирамида питания»;

«Ступени пирамиды питания»; «полезные продукты»

«Белки-строители –

мясо, рыба, яйца, молоко»;

«Жиры  помогают защищать организм, дают возможность не уставать – масло, орехи, сметана»;

«Углеводы дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать –  хлеб, крупы, мука, макароны, картофель»

Беседа о правильном питании.

Коллективная аппликация: дидактическое задание

«Составление пирамиды питания»

Дидактическая игра с мячом «Полезный продукт»,

 «Что в каком продукте?»

январь

«Встреча с незнакомцем»

Учить детей основам личной безопасности, развивать умение анализировать проблемные ситуации вне дома; формировать умение соблюдать осторожность, избегая заведомо опасные ситуации, помогать обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации.

Угроза для жизни, опасный незнакомец, позвать на помощь, опасная ситуация, личная безопасность.

Игры -  ситуации «Я потерялся», «Новый приятель», «Один дома»

Дидактические игры «Опасно – неопасно»

«Найди опасный предмет»

«Свой, знакомый, чужой»

«Как звать на помощь?»

«Что делать, если…» Беседа «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?»

февраль

«Опасные забавы»

Объяснить детям то, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту,

закрепить представления о предметах, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам. Обучать умению выбирать правильный поступок и умению объяснить, как можно поступить.

Электротравмы, порезы, ожоги, поступок,инструменты

Игра «Выбери предмет»,

«Оцени поступок»

Д/И «Опасность в доме»,

Игры – тренинги «Незнакомец за дверью», «Что ты будешь делать, если зазвонил телефон?»

Рисование «Осторожно – опасность!»

март

«Приготовление фруктового салата»

Закреплять умение пользоваться острыми кухонными предметами; формировать знания о том, что фрукты полезны для здоровья, так как содержат витамины. Упражнять в различении и узнавании вкусов фруктов.

Блюда из фруктов –

фруктовый салат, фруктовый йогурт, варенье, джем, компот, фруктовое желе. Рецепт. Техника безопасности. Салатница.

Шинковать, нарезать.

Беседа, ситуативное общение, приготовление салата.

апрель

«Ни ночью, ни днём не балуйтесь, дети, с огнём»

Расширять представления детей о пожарной безопасности, о том, как избежать пожароопасных ситуаций, обучение умению вызвать пожарных, активизировать знания о пожароопасных предметах, и орудий, с помощью которых нужно тушить пожар.

Пожарный щит, служба спасения, огнетушитель, языки пламени, задымление.

Рассматривание плаката «Правила поведения при пожаре для детей», пожарного щита ДОУ, дидактические игры «Не ошибись», «Кросс – вопрос», «Разрешается – запрещается»

май

«Учим знаки»

Познакомить детей с изображением и применением знаков дорожного движения, закреплять представления о правилах поведения пешеходов на улицах, учить ориентироваться в разнообразных ситуациях на дороге.

Зебра, разметка, запрещающие знаки, предупреждающие знаки, разрешающие знаки, специальный транспорт, сотрудник ГИБДД

Рассматривание плаката, беседа, чтение рассказа И.Серякова «Улица, где все спешат». Настольно – развивающие игры « Внимание – дорога!», «Дорожная азбука», «Лото пешехода»

Четвертый год обучения 6 – 7 лет (2 подгруппа III группы)

Дата

Тема

Основные учебные задачи

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Примечание

сентябрь

«Стихийное бедствие – землетрясение»

Познакомить детей с этим стихийным бедствием и его последствиями, дать представления о правилах поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале, воспитывать чувство взаимовыручки.

Землетрясение, успокоится, не паниковать, источники опасности.

 Рассматривание иллюстраций, плакатов по теме, беседа, дидактическая игра «Запрещается – разрешается», словесная игра «Да – нет»

октябрь

«Стихийное бедствие – наводнение»

Познакомить детей с этим стихийным бедствием: причинами возникновения; ущербом, который оно наносит людям. Активизировать в игре правила поведения при наводнении, закрепить перечень предметов, которые необходимо взять с собой в случае наводнения.

Наводнение, несущийся поток, запасные продукты питания, но не быстропортящиеся, спасатели, высокое место, плавающие предметы.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Лови – бросай, правило называй», «Выбери предмет», игра – ситуация «Внимание всем!»

ноябрь

«Стихийные бедствия – смерч, ураган»

Объяснить детям, какой вред природе и человеку наносят воздушные стихийные бедствия; познакомить с правилами поведения при урагане, воспитывать чувство взаимопомощи.

Глобус, ураган, порывы ветра, воздушный поток.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Лови – бросай, правило называй», «Выбери предмет», игра – ситуация «Внимание всем!»

декабрь

«Безопасность при любой погоде»

Знакомить детей с правилами поведения на улице зимой, с мерами по предотвращению травматизма, учить понимать опасность гололёда для человека и транспорта, формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности, закреплять способы хождения по скользкой поверхности,

Травматизм, гололёд, скольжение, обморожение, первая помощь.

Беседа, рассматривание иллюстраций, опыты со льдом, прогулка по участку.

январь

«Знакомство с работой спасателей»

Формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать, отрабатывать навыки действий в экстремальных ситуациях.

Спасатель, экстремальная ситуация, пострадавший, первая помощь.

Беседа «Знакомство с работой спасателей». игра – инсценировка «Спасатели», дидактическая игра «Что делать?»

февраль

«Если малыш поранился»

Формировать понимание важности быстрого оказания врачом первой помощи, , закреплять знания о средствах, необходимых для оказания первой помощи, умение набирать по телефону номер «Скорой помощи», воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему.

Первая медицинская помощь, машины специального назначения, ссадины, порезы, ожоги.

Встреча с врачом «Скорой помощи», дидактическая игра «Назови предмет», игра – тренинг «Как вызвать «скорую помощь»»

март

«Можно ли уберечься от травм?»

Познакомить детей с различными видами травм и мерами их предупреждения, формировать навыки оказания первой медицинской помощи; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности.

Бытовые травмы, отравления, опасные предметы, электричество, медицинская помощь.

Беседа, творческая работа «Чтобы не было беды», дидактическая игра «Загадки – отгадки», творческое рассказывание «Помоги Коле советом»

апрель

 Развлечение «Школа пешеходных наук»

Углублять знания детей о ПДД и безопасном поведении на улице; учить различать дорожные знаки, знать их назначение; воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.

Знаки запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса, перекрёсток, безопасная зона.

Создание игровой ситуации, чтение стихотворений, игровое задание «Найди знак», игра «Подбери правильно», «Разрешается – запрещается»

май

Итоговое мероприятие «Чрезвычайные ситуации – что это?

Закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными». О природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях; развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приёмы оказания первой медицинской помощи; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Чрезвычайные ситуации, правила поведения.

Чтение художественной литературы, настольная игра «Азбука безопасности», рисование «Нарисуй, что может быть опасным», дидактическая игра «Так – не так»

V. Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

4. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011№ 323 - Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации»

Литература для педагогов

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002.

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006.

Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010.

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников –С.П., ДЕТСВО – ПРЕСС;2011

Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду - Ярославль, Академия развития, 2008  .

Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005.

Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992.

Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001.

Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001.

Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир».

Программа ОБЖ (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева).

Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009.

Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007.

Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009.

Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009.

Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008 .    

Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010.

Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010.

Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.

Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008.

Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Берегись бед, пока их нет."

Родительское собрание - КВН, по основам безопасности жизнедеятельности....

Коспект занятия "Куй железо пока горячо"

Цель: познакомить детей с кузнечным ремеслом, показать его значимость и необходимость. Дать детям представление об орудиях труда кузнеца и месте работы с помощью рассказа К.Ушинского «Куй железо...

Педагогический проект "А пока - пока по камушкам"

Познавательно - исследовательский проект о камнях и минералах для старшей группы детского сада....

Проект «А пока-пока по камушкам"

Проект «А пока-пока по камушкам"...

Конкурсно-игровая программа "опасайся бед, пока их нет"

Конкурсно-игровая программа "Опасайся бед пока их нет" предназначеная для воспитателей детских садов  и представляет сценарий мероприятия для детей среднего и старшего дошкольного возра...

Программа педагогического просвещения родителей «Мы мир храним, пока мы помним о войне» («Их подвиг будет вечен…»)

Программа педагогического просвещения родителей «Мы мир храним, пока мы помним о войне» («Их подвиг будет вечен…»)...