Главные вкладки

    Педагогический проект "А пока - пока по камушкам"
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Золотова Евгения Владимировна

    Познавательно - исследовательский проект о камнях и минералах для старшей группы детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kamushki.docx40.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ НОВОТАЛИЦКАЯ СОШ ДГ " МАЛЫШ"

    "А пока-пока по камушкам"

    проект

    Воспитатель Золотова Евгения Владимировна

    01.05.2014


    http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=241a6929eb10ff9f9c8aa2ffc24d6825-27-144&n=21

    Проект  "А пока-пока по камушкам".

    1.тип проекта: познавательный.

    2. признак проекта: экологический.

    3. по характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

    4. по количеству участников: групповой.

    5. по продолжительности: краткосрочный (3недели ).

    6. предмет изучения: предметы неживой природы - камни, минералы, кристаллы.

    Основные направления проекта:

    - познавательно - исследовательское

    - речевое развитие

    - художественно - эстетическое

    Цели и задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

    2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

    3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

    4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

    5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

    6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

    7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

    8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края, читая сказы П.Бажова.

    Неделя 1.Тема: " Камни и камешки "

    " Камни и их свойства"

    Цели: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

    Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

    Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

    Рисование по замыслу " Божьи коровки".

    Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с приёмом рисования на камешках. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

    Материалы: чистые камешки округлой формы, кисти, вода, акварель.

    Предварительная работа: поиски и подготовка для занятия камешков нужной формы и величины. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью.

    Чтение Сказа П. Бажова " Каменный цветок".

    Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу " сказа" , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

    " Зачем человеку камни нужны".

    Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

     Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов ( лёгкими и тяжёлыми).

    Материалы: " коллекция" разных камней, предметы, сделанные из камня.

    Предварительная работа: составление "коллекции" разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

    Декоративное рисование " Бабочка - красавица" (мозаика).

    Цели: познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

    Материалы: акварель, восковой мелок чёрного цвета, контурный рисунок бабочки.

    Музыка.

    Цели: слушание музыки: С.Прокофьев "Танец русских самоцветов" из балета "Сказ о каменном цветке". Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор

    Лепка " Разноцветные камешки и картины".

    Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения " мраморной" окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

    Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней ( сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

    Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа.

    Неделя 2. Тема " Живой камушек"

    " Камни и минералы - это одно и то же?"

    Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

    Материалы: "коллекция" камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

    Рисование по замыслу "Милые мордашки".

    Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

    Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

    Чтение русских сказок:

    " Каменный цветок" П.Бажова и русской народной сказки " Окаменелое царство"   (из сборника А. Афанасьева).

    Цели: познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

    "Чудо - камни".

    Предварительная работа: чтение сказа П. Бажова "Серебряное копытце" и русской народной сказки "Хрустальная гора".

    Цели: продолжать знакомить детей с разными камнями, в том числе, драгоценными. Подводить к понятию того, для чего нужны камни, учить слушать рассказ и отвечать на вопросы.

    Материалы: " коллекция " камней, ювелирные изделия с драгоценными камнями, рассказ "Живой камушек".

    . " Строим по рисунку".

    Цели: учить строить постройки из строительного материала, зарисовывать свою постройку. Знакомить детей с профессией архитектора, с понятием " чертёж", а кирпич -это строительный материал. Совместно с детьми прийти к выводу о том, что эти понятия имеют прямую связь со строительством.

    Чтение сказки "Три поросёнка"

    Цели: познакомить детей с содержанием сказки, уточнить представление, о том из какого материала построены дома и какой является самым прочным. Обогатить словарный запас детей словами: каменный, соломенный, деревянный. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

    Аппликация " Дом мы строим из камней..."

    Цели: продолжать знакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики). Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно - выразительными  средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать чувство композиции.

    Материалы: цветная бумага, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

     Неделя 3. "Каменная " тема.

    "Кто живёт в горах".

    Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

    Рисование с элементами обрывной аппликации "По горам, по долам..."

    Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

    Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента- завиток или спираль).

    Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

    Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

    "Свойства полезных ископаемых".

    Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

    Лепка " Домик из кирпича".

    Цели: вызвать интерес к созданию образа rаменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания "кирпичиков". Развивать способности к формообразованию.

    Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

    Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком.

    (каждое упражнение выполняется по 4 раза)

    1. И.п. - о.с., камень в правой руке. 1- руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2- и. п. То же повторить левой рукой.

    2. И.п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.

    3. И.п. - о.с. руки в стороны. 1-повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2- и.п. 3-4-то же повторить вправо.

    4. И.п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2- и.п. То же повторить под правой ногой.

    5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4- и. п.

    6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.

    7. И.п. - стоя, камень в правой руке. 1- переложить камень в левую руку за спиной, 2- и. п. То же повторить с правой рукой.

    8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1- наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2- и. п. То же повторить под левым коленом.

    9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1- поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и.п. То же повторить под левым коленом.

    10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

    Декоративное рисование "Дом, милый дом".

    Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

    Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

    Материалы: камни среднего размера угловатой формы, акриловые и гуашевые краски, кисти, вода.

    Коллективная итоговая работа

    " Город нашей мечты"- конструирование.

    Цели: показать детям возможность составления коллективной композиции на единой основе из множества элементов. Учить работать согласованно, воспитывать чувство коллективизма. Развивать пространственное мышление и воображение.

    Материалы: домики из камней, созданные детьми на занятии, пластилин, коробка (в качестве основы), мелкие игрушки

                                        Внеучебная  деятельность.

    -Чтение художественной литературы

    Сказы П.Бажова "Малахитовая шкатулка", "Серебряное копытце", "Хозяйка медной горы", "Каменный цветок".

    Сказка И.Н.Рыжовой " О чём шептались камушки".

    Е.Чуйко "Как живут камни".

    Цели: знакомить детей с литературными произведениями различных авторов. Увеличивать словарный запас.

    -Просмотр мультфильмов

    По мотивам сказок П.Бажова "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

    Цель: продолжать знакомство с творчеством  П.Бажова, его литературными героями.

    - Сбор материала во время прогулки.

    Картотека игр с камнями:

    -Подвижные игры

    "Жонглирование" (народная эскимосская игра).

    "Мы- скалолазы", "Царь горы", "Найди свой камень".

    Цели: развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.

    - Дидактические игры с камнями

    "Что лишнее?", " Найди пару", "Продолжи ряд", настольно- печатные  игры " Живая, неживая природа".

    Цели: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

    - Сюжетно - ролевые игры

    "В поисках клада".

                                                 

                                               

    Итог проекта:

    оформление художественной выставки изделий на основе камней:

    "Каменный город", "Божьи коровки", "Милые мордашки".

                                                                     Руководитель проекта:

                                                             воспитатель Золотова Евгения Владимировна

                                                               

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект “Пока все дома”.

    Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника....

    Проект «А пока-пока по камушкам"

    Проект «А пока-пока по камушкам"...

    Проект " Пока память жива..."

    Патриотическое воспитание...

    Педагогический проект «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее»

    Проект, приуроченный к 9 мая. Включает в себя приложения - сценарий мероприятия с родителями, беседы с детьми....

    Проект "Пока память жива..."

    Познавательно-творческий проект...

    Педагогический проект Работа с родителями: «Мы мир храним, пока мы помним о войне».

    Педагогический проектРабота с родителями: «Мы мир храним, пока мы помним о войне».Подготовила: Воспитатель Дубовова Н.В. МАДОУ «Детский сад № 36». Тип проекта:Долгосрочный...