Семинар – практикум Тема: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода»
консультация по обж (средняя группа) на тему

Лариса Валерьевна Москалева

- А.С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете своего ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_pdd.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»

Круглый стол

Тема: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Москалева Л.В. январь 2015Г.

Этапы подготовки:

  • Анкетирование родителей (Приложение № 1).
  • Подготовка выставки рисунков на тему «Осторожно, дорога».
  • Магнитофонная запись ответов детей на вопросы темы «Грамотный пешеход».
  • Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения.
  • Оформление папки-раскладушки «Помни правила ГАИ , это правила твои».
  •  Подготовка ситуаций для анализа.
  1. В жизни, в пути не однажды

Знак тебе встретился каждый.

Требуют знаки дорожные:

«Будьте всегда осторожными!»

  1. Чтобы быть примером детям,

Надо знать про всё на свете,

Правила дорожные с ребёнком изучать

И никогда их самому не нарушать.

  1. Если перехода нет, детям дай своим совет.

Поспеши предупредить: здесь нельзя переходить.

  1. Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтобы не волновались каждый день родители,

Чтобы спокойны были за рулём водители.

5.На работу спеша и домой,

Помни: ты на мостовой.

Здесь ты только пешеход ,

Не забудь про переход.

  • Изготовление памяток для родителей «Слова, которые должен знать ребенок при  поступлении в школу».
  • Подготовка кроссворда для родителей.
  • Составление плана безопасного маршрута от дома до детского сада и обратно.
  • Подготовка конкурса загадок.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Подготовка  конкурса стихов о правилах дорожного движения (родители и дети).
  • Подготовка выставки рисунков «Осторожно, дорога!»

Оформление.

На магнитной доске красочно обозначена тема собрания: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода». В группе развешаны плакаты и рисунки детей по правилам дорожного движения, оформлена папка-раскладушка «Помни  правила ГАИ , это правила твои».

Звучит спокойная музыка.

Столы составлены в круг и на каждом стоит карточка с именами и отчествами родителей, лежат памятки, звёздочки, цветные карандаши.

1 Выступление педагога – психолога детского сада на тему: «Возрастные и психологические особенности поведения старших дошкольников».

Педагог – психолог спрашивает родителей о том, знают ли они особенности своих детей, наблюдают ли за их поведением на прогулках. Определяет родителей, с которыми надо провести отдельную профилактическую беседу и помочь им.

- Проанализировав дорожно-транспортные происшествия в Нижегородской области, в которых пострадали дети, установлено, что большинство происшествий произошли недалеко от дома. Более того, из года в год детский травматизм растёт. Дети гибнут, получают увечья не только близко с домом, но и в автомобилях, автобусах, если они не оборудованы ремнями безопасности или на эти ремни не обращают внимания взрослые при перевозке детей. Большой процент происшествий происходит из-за того, что взрослые негативно влияют на детей при неправильном переходе проезжей части. Дети запоминают все «переходы» родителей и сами потом совершают ошибки, которые могут закончиться трагически.

Педагог – психолог поясняет, что типичная возрастная и психофизиологическая характеристика старшего дошкольного возраста– их непредсказуемое поведение.

- На улице дети часто отвлекаются на всё интересное: яркий автомобиль, людей, самолёт, пролетающий в небе и т.д. Если семилетний ребёнок идёт в компании сверстников, то он часто увлекается разговорами и при переходе дороги не смотрит по разным сторонам, он может не услышать сигнал автомобиля из-за недостатков внимания.

Дети с сильной нервной системой, которые любят шумные игры, при громких звуках реагируют быстро.

У детей со слабой нервной системой реакция на звуки и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях у них происходит торможение, и они теряются, не зная, что делать.

Бессмысленно требовать от медлительного ребёнка столь же быстрой реакции, как от подвижного ребёнка. У них разные типы нервной системы, поэтому подход в воспитании должен быть соответствующим.

Есть различия в реакции мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстрее перебежать дорогу, не рассчитывая дистанцию между собой и машиной и не задумываясь о том, что машины идут в несколько рядов. Девочки могут остановиться и побежать назад. Бывает и так, что ребёнок, стоящий на тротуаре неожиданно срывается с места и бросается наперерез потоку машин.

Кроме того, на детей может влиять их функциональное состояние в определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, не выспался, устал. В результате у него снижается способность контролировать себя.

Особого отношения требуют к себе рассеянные дети. Причиной рассеянности могут служить утомление, нежелание что-либо делать.

Наши дети оценивают на дороге ситуацию иначе, чем взрослые. Целостное восприятие детьми дорожной обстановки затрудняется из-за малого роста ребёнка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребёнок не видит, что происходит на дороге. Быстро принять решение он не может, не способен правильно оценить дорожную ситуацию. В результате попадает под машину.

Родители должны развивать у своих детей сенсомоторные и интеллектуальные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

В процессе развития и воспитания старших дошкольников и младших школьников постепенно вырабатываются свои привычки, черты характера, умения, навыки. Наблюдая за этим, родители могут направить, например, повышенную возбудимость ребёнка на усиление его познавательной активности, заинтересовав его техникой и правилами безопасного поведения.

Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям, терпеливы. Сопровождайте своих детей в детский сад, в школу, в кружки. Вырабатывайте у них навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

2. Радиостанция «Внимательный пешеход».

Воспитатель предлагает вниманию родителей размышление детей по теме дорожного движения.

Детям предлагались следующие вопросы:

 .    С кем ты идёшь в детский сад?

  • Ты идёшь пешком с родителями или добираешься на транспорте? На каком виде транспорта ты едешь?
  • Приходится ли вам переходить дорогу?
  • Где надо переходить дорогу, чтобы не случилась беда?
  • Что означают сигналы светофора?
  • Можно ли играть в мяч возле проезжей части?
  • Можно ли перебегать улицу, если нет машин? Почему?
  • Какими качествами должен обладать и водитель, и пешеход?
  1. Разгадывание кроссворда.
  • Воспитатель предлагает родителям отгадать кроссворд, в котором зашифровано ключевое слово «Внимание». За каждый правильный ответ родители получают фишки.( см приложение 2)

4.Выступление воспитателя.

Воспитатель заводит с родителями разговор о том, насколько важен личный пример взрослого при воспитании грамотного маленького пешехода.

- А.С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете своего ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Личный пример родителей …. Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице. Однако родители не всегда подают правильный пример в соблюдении правил безопасного поведения, безопасного перехода улиц и перекрёстков, посадка в автобус и выход из него и автомобиля.

Нарушая правила дорожного движения, родители как бы сами разрешают их нарушать ребёнку. Вот пример.

Стоя на перекрёстке и дожидаясь зелёного сигнала светофора для пешеходов, мама и ребёнок увидели, как внезапно из-за их спины выбежал молодой человек, который бежал на автобус. Он не подождал на переходе, не посмотрел по сторонам, в результате чего чуть-чуть не попал под колёса автомобиля. Благодаря водителю, который ехал на маленькой скорости и успел затормозить, молодой человек остался жив. Но могла эта история закончиться печально не только для молодого человека, но и для пешеходов, которые ждали зелёный сигнал на пешеходном светофоре и для многих водителей, которые не смогли бы вовремя затормозить. Цель родителей: не только самим соблюдать правила дорожного движения, но объяснять поступки людей, которые влекут за собой аварии и жертвы.

Знакомить ребёнка с правилами дорожного движения следует постепенно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе.

Гуляя с малышом, обязательно комментируйте всё, что происходит на дорогах, наблюдайте, как движутся транспорт и пешеходы. Например, почему вам сейчас нельзя переходить улицу и почему.

Дома тоже с детьми надо закреплять правила. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть мультфильмы и мультимедийные презентации на эту тему.

Дети очень любят играть. Обучать детей дорожной грамоте можно в игре, принимая в ней самое активное участие. Для этой цели можно использовать и настольные игры по правилам дорожного движения. Сюжеты для игры можно придумать самому.

Можно вместе с детьми смотреть мультфильмы, телепередачи посвященные изучению правил дорожного движения. Постараться ответить на все детские «почему», интересоваться, что ребёнок узнал в детском саду о правилах дорожного движения. Необходимо поддерживать интерес к этим вопросам. Все члены семьи должны быть активными помощниками педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах города, посёлка.

Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил дорожного движения, терпение, ответственность за здоровье ребёнка поможет нам вместе воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице.

С детства нужно знакомить детей со знаками дорожного движения, что они означают. И тогда у детей не будет проблем при переходе улицы, как со взрослым так и одному в более старшем школьном возрасте.

Воспитатель озвучивает результаты анкетирования.

5.Конкурс знатоков «Каждому знаку свое место».

Воспитатель предлагает поучаствовать в конкурсе знатоков. Задания подобраны таким образом, что позволяют участвовать в нём и детям, и родителям.

Вопросы для конкурса:

  • Где можно переходить улицу?
  • Что следует сделать, прежде чем переходить улицу?
  • Чем отличается светофор для пешеходов и для водителей транспорта?
  • Для чего нужны дорожные знаки?
  • Где можно перейти улицу, если нет светофора?
  • Назовите зашифрованное слово в кроссворде (Приложение № 3).
  • Определите, на какой сигнал светофора щенок оставил такие следы?

Назовите все сигналы светофора. (Приложение № 4).

  • Зачем сажают деревья вдоль дорог? Какую пользу приносят деревья жителям города?

За каждый правильный и быстрый ответ семья получает звёздочку.

6 Раздача памяток

«Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу»

Воспитатель предлагает родителям познакомиться с памятками «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу». (Приложение № 7).

7 Разбор дорожных ситуаций.

Воспитатель раздаёт родителям подготовленные карточки, перевёрнутые обратной стороной, на которых напечатаны разнообразные дорожные ситуации. Родители должны подумать и дать точный ответ. За каждый правильный ответ даётся звёздочка.

Ситуация № 1.

Мама идёт с ребёнком по тротуару. В руках у ребёнка воздушный шар. Мальчик отпускает шар, и он летит на проезжую часть дороги. Ребёнок бежит за ним.

Вопрос: Как надо поступить маме?

Ситуация № 2.

Папа идёт с сыном по улице. Возле остановки отец идёт к киоску за газетой. Ребёнок остаётся один.

Вопрос: Как надо поступить отцу?

Ситуация № 3.

Мама ведёт ребёнка в детский сад, но, взглянув на часы, видит, что опаздывает на работу. Она отпускает ребёнка самостоятельно добежать до детского сада.

Вопрос: Как надо поступить маме?

Ситуация № 4.

Папа идёт с ребёнком домой из детского сада, они идут по тротуару. Рядом бежит их пёс. Мальчик играет с собакой и мешает другим пешеходам. Отец не обращает на это внимание.

Вопрос: Как надо поступить отцу?

Ситуация № 5.

Мама с ребёнком идут по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос: Как надо было поступить маме?

8 Конкурс загадок по правилам дорожного движения.

Воспитатель предлагает вниманию родителей и детей несколько загадок. Та семья, которая быстрее всех ударит молоточком по металлофону и правильно назовёт ответ, получит звёздочку.

  1. Что за белые полоски

На дороге здесь лежат?

И по беленьким дорожкам

Пешеходы все спешат.(Зебра).

  1. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.(Автобус).

  1. Я хочу про знак спросить,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.(Знак «Осторожно, дети!»)

  1. Кто на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя,

Да и меня с собой?(Паровоз).

  1. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.(Автомобиль).

  1. Чудо – палочка! Она

Всем знакома, всем видна.

Днём заметна, а под вечер

Изнутри освещена.(Жезл регулировщика).

  1. Этот знак нам говорит:

«Добрый доктор здесь сидит».(Пункт медицинской помощи).

  1. Скопление транспорта на улице, мешающее движению. (Пробка).

9 Награждение.

Награждение самых активных участников собрания (тех, кто больше собрал звёздочек) памятными подарками (детская литература по теме).

Заключение.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагога и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества.

Наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые формы, организация клубов. На большинство вопросов родители получают ответы на встречах с педагогами детского сада. В родительском клубе существует такая форма взаимодействия родителей – обмен собственным опытом по воспитанию детей.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники, викторины, выпуск газет, выставки совместного творчества, благоустройство ДОУ и территории.

При определении тематики  родительского собрания учитывается мнение родителей. Изменена и структура родительского собрания, она включает следующие компоненты:

- слово педагога по теме собрания;

- представление семейного опыта;

- выступление специалиста (по запросу родителей);

- обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;

- просмотр видеофильма;

- открытые просмотры образовательной деятельности;

- выступления детей;

- подведение итогов.

Зарекомендована такая форма работы с родителями, как участие родительской общественности в проектной деятельности различной направленности.

В соответствии с новыми требованиями работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.

Используемая литература:

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М., 2004. - 208 с.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 144 с.
  4. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 48 с.
  5. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: "Детство - Пресс", 2001. - 96 с.
  6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
  7. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка - Пресс, 2007. - 176 с.
  8. С.В. Чиркова Родительские собрания в детском саду: Старшая группа.-ВАКО, 2009.-320с.

Приложения

Приложение № 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Подчеркните Ваш вариант ответа.

  1. Как Вы добираетесь домой с ребёнком из детского сада?
  1. Пешком;                  
  2. На транспорте.                
  1. Сокращаете ли Вы дорогу, если очень спешите с ребёнком в детский сад?
  1. Иду по правилам;          
  2. Не помню;                
  3. Перехожу дорогу там, где удобно и близко.          
  1. Ведя ребёнка в детский сад, вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
  1. Да;    
  2. Нет.          
  1. Знает ли Ваш ребёнок, где находится школа, в которой он будет учиться? Где лучше перейти дорогу по пути в школу?
  1. Да;              
  2. Нет;            
  3. Затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
  1. Делаю замечание;            
  2. Пытаюсь остановить;        
  3. Не обращаю внимание.        
  1. Обсуждаете ли Вы нарушение правил дорожного движения:
  1. С ребёнком А) да; В) нет.      
  2. С домашними А) да; В) нет.    
  3. С воспитателем А) да; В) нет.  
  1. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по теме «Грамотный пешеход»?
  1. Да
  2. Нет;
  3. Затрудняюсь ответить.  

Приложение № 2

Загадки к кроссворду

  1. Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик!

(Регулировщик).

  1. С виду это самолёт.

Крылья есть и есть пилот.

Хорошо лететь умеет, Но мотора не имеет!

(Планер).

  1. Не похож я на коня,

А седло есть у меня,

Спицы есть…

Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

(Велосипед).

  1. Красный вагон по рельсам бежит,

Всех куда надо он домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем? (Трамвай).

  1. Я выросла в лесу,

В безмолвной тишине,

Теперь я вас несу

По голубой волне.

(Лодка).

  1. Он идёт – волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

(Комбайн).

  1. Силач на четырёх ногах,

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино.

(Грузовик).

  1. Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три сигнала у меня…

Как зовут меня друзья?

(Светофор).

Приложение № 7..

«Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу» Слова – названия

автодорога

автомагистраль

шоссе

проезжая часть

мостовая

обочина

тротуар

пешеходная дорожка

пешеход

пассажир

водитель

шофёр

пешеходный переход

светофор

жезл

перекрёсток

площадь

железная дорога

Слова – действия

идти

ехать

остановиться

буксировать

тормозить обгонять

сталкиваться

соблюдать

поворачивать

возить

перевозить

ремонтировать

чинить

заправлять

регулировать

подчиняться (сигналу светофора)

Дорожные знаки

«Дорожный переезд без шлагбаума»

«Пешеходный переход»

«Осторожно, дети!»

«Пункт питания»

«Движение запрещено»

«Остановка автобуса»

«Остановка троллейбуса»

«Опасные повороты»

«Поворот (налево, направо)

«Одностороннее движение»

«Место стоянки»

«Пункт первой медицинской помощи»

«Техобслуживание»

«АЗС»

«Объезд»

Виды транспорта

скорая помощь

пожарная машина

ветеринарная помощь

машина ДПС

полиция

грузовой транспорт

пассажирский транспорт

автобус

троллейбус

трамвай

велосипед

мотоцикл

мопед

легковой автомобиль

грузовая машина

грузовик

самосвал

бульдозер

бетономешалка

экскаватор

снегоуборочная машина

трактор

цистерна

Детали машин

маячок

звуковой сигнал

сирена

кузов автомобиля

прицеп

капот

фара

тормоз

педаль тормоза

руль

гусеницы экскаватора

трос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль семьи в воспитании грамотного пешехода"

Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее про...

Роль семьи в воспитании грамотного пешехода.

Данный материал можно использовать для родительского собрания в старших группах ДОУ...

“РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА»

Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и родителей....

“РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА»

Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и родителей....

Консультация для родителей. " Роль семьи в воспитании грамотного пешехода ".

С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с р...

Роль семьи в воспитании грамотного пешехода

Консультация по ОБЖ для родителей в средней группе...

Методическая разработка родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».

С каждым годом наш город становится оживлённее. На улицах появляется всё больше автомобилей. Движение транспорта и пешеходов становится интенсивнее и сложнее. В этих условиях приобретает большое значе...