«Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
консультация по обж на тему

Балдина Екатерина Юрьевна

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baldina.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»

          Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д.                  

          Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Именно в дошкольном  возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.  Первые учителя -  воспитатели детского сада и родители.

Задача педагогов и родителей:

 воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

        Воспитанники подготовительной к школе группе – будущие   первоклассники. Именно поэтому было принято решение работать по проблеме безопасности. Для осуществления работы  было намечено три направления:

 образовательная деятельность с воспитанниками;

 взаимодействие с родителями;

 работа с социумом.

       Для обучения дошкольников правилам дорожного движения созданы все условия.

       Для успешной реализации данного направления наметили основные этапы работы:

- составлен тематический перспективный план на год по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;

- разработана рабочая  программа «Уважайте светофор» для детей подготовительной к школе группе, главной целью, которой стало развитие безопасного поведения на дорогах.  Реализуя программу,  опирались  на педагогическую технологию разноуровневого обучения, применяли  на практике гибкую систему организации непосредственно образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей, что позволило систематически и целенаправленно развивать знания о безопасном поведении на дорогах у детей  старшего дошкольного возраста.

    Используя в работе разные педагогические технологии считаем  одной из самых удачных проектную деятельность. Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения разработан  проект: «Паровозик».  Проект был направлен  на формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения и послужили дополнением к программе по обеспечению основ дорожной безопасности детей дошкольного возраста.    

    Проектная деятельность включала  в себя знакомство детей с дорогой, транспортом, светофором во время непосредственно образовательной деятельности,   экскурсий, целевых прогулок, используя социальную действительность.   Для этой цели разработаны  конспекты занятий, картотеки дидактических игр и сказок по правилам дорожного движения.    

   Для наглядности  использовались  игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, полицейскую, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации. Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому после наблюдений и экскурсий использовались  кратковременные занятия по безопасности движения. Цель этих игр состояло  в том, чтобы повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путём создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления в вопросах «дороги» и «безопасности». В процессе этих игр внимание детей переключается на вопросы безопасности путём разбора проблемного вопроса, где ребёнок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. Например: - Как определить, далеко машина или близко? Для создания необходимых условий для обучения детей правилам дорожного движения в групповом помещении, организована предметно – развивающую среду, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей. В целях обеспечения разнообразной деятельности создано игровое пространство с учетом принципов динамичности, самостоятельности и гибкого зонирования. Большое место занимает центр «Безопасности» по дорожному движению под названием «Светофорик».  В него вошёл   макет дороги с представленным обучающим материалом по пропаганде безопасности дорожного движения, собрана коллекция разнообразного вида транспорта. В группе накоплена библиотека художественной литературы  по правилам дорожного движения. Широко используется дидактические, настольные, сюжетно – ролевые игры и игры с правилами, а так же атрибуты к ним. В самостоятельной деятельности дети с большим желанием разыгрывали  небольшие дорожные ситуации. Они побывали в роли водителя, кондуктора, пассажира, инспектора ГИБДД. Работа по закреплению дорожной азбуки, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжается на территории школы, где нанесена дорожная разметка с пешеходным переходом, перекрестком и переносными дорожными знаками, что помогает моделировать различные дорожные ситуации. Важным подтверждением результативности  нашей  работы являются достижения воспитанников в конкурсах, соревнованиях.

     Вся деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, поэтому мы тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу «Семья для ребенка – это источник общественного опыта».  Используется  широкий спектр разнообразных форм работы с семьёй:  

 анкетирование родителей,

  консультации,

 беседы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

 родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД

 совместные досуги,

 семейные проекты.  Широко используется  наглядная агитация в родительском уголке, постоянно вывешивается информация на стенде «Безопасность»:

 папки передвижки,

 фотовыставки.

    Привлекаем родителей к участию в различных конкурсах и выставках, в изготовлении различных атрибутов к играм.  изготовление светоотражающих элементов к одежде.  Для эффективного достижения результата, по обучению детей правилам дорожного движения нами составлен перспективный план работы с родителями  на год. В работе с родителями используем инновационные формы : круглый стол, встреча с сотрудниками ГИБДД, мастер-класс.  Участвуя в разных конкурсах, они показывают отличные результаты, что является неоспоримым доказательством эффективной работы в этом направлении.

Работа  на этом не заканчивается. При знакомстве детей с социумом мы неоднократно бываем гостями библиотеки. Участвуя в библиотечных мероприятиях по дорожному движению «Наш друг светофор», познакомились с новыми книгами и журналами о дорожном движении. Работая по теме безопасность на дорогах мы неоднократно приглашали инспектора ГБДД Смирнова О.Ю., которая проводила с детьми конкурсы, беседы, викторины. К нам в детский сад очень часто приезжает театр, где мы являемся не только зрителями, но и участниками зрелища. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах – работа не одного дня. Для того, чтобы она приносила результаты, необходимо проводить ее систематически, в тесном контакте с родителями и социумом. Только благодаря совместной деятельности ДОУ, семьи и социальной общественности по вопросам обучения дошкольников ПДД, мы научим детей безопасному поведению в окружающем мире ради сохранения их жизни и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации совместно с семьей

Проблемой формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации совместно с семьёй связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психоло...

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий».

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»....

Методические рекомендации для педагогов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В методических рекомендациях освещены вопросы организации в ДОУ профилактики детского тдорожно -транспортного травматизма, организация и содержания воспитания и дидактические занятия по формированию у...

Круглый стол на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»

-  популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использ...

Презентация "Создание условий для формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города".

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Задача воспи...

Интерактивный макет для формирования у младших дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Макет, как маркер условного пространства является опорой в построении детьми достаточно сложных игровых ситуаций (маршрут от дома до детского сада; дорожные ловушки). С использованием данного макета м...