Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж на тему

Шашкова Ирина Евгеньевна

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени происходят по вине человека. Нередко причиной пожара является детская шалость. Не все родители к этой проблеме подходят достаточно основательно, например, позволяют играть с огнеопасными предметами и не разъясняют ребенку о необходимых мерах безопасности. Важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и формировать представление об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности и привития навыков безопасного поведения. Для того,чтобы изменить отношение общества к данной проблеме, необходимо уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать проводить работу по формированию основ пожарной безопасности.

Поэтому мною была выбрана тема «Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста».  В своей работе я поставила цель – создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению  правил пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_innovatsionnyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx658.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени происходят по вине человека. Нередко причиной пожара является детская шалость. Не все родители к этой проблеме подходят достаточно основательно, например, позволяют играть с огнеопасными предметами и не разъясняют ребенку о необходимых мерах безопасности. Важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и формировать представление об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности и привития навыков безопасного поведения. Для того,чтобы изменить отношение общества к данной проблеме, необходимо уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать проводить работу по формированию основ пожарной безопасности.

Поэтому мною была выбрана тема «Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста».  В своей работе я поставила цель – создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению  правил пожарной безопасности.

      При выборе инновационных технологий, у меня не было сомнений, что это будет технология использования игровых методов. Так как  ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то именно в игровой форме можно познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе и безопасного поведения в квартире,  дома, в общественных местах. В ходе работы мною использовались театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры. 

Для реализации поставленной цели также было необходимо объединить усилия родителей (законных представителей) воспитанников и детского сада,  ведь родители - наши партнеры. Была проведена целенаправленная работа по формированию культуры пожаробезопасного поведения не только в детском саду, но и в семье.

Что такое технология использования  игровых методов в ДОУ?

      Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование,  способ, путь к достижению цели», путь к чему- либо.

      Достоинство игровых методов и приемов обучения в ДОУ заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание. Решение задач, которые поставлены в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

     В обучении детей игра организуется взрослыми. Использование игровых методов при обучении дошкольников требует от воспитателя умения разрабатывать алгоритм действий. Все элементы игры: сюжет, игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение ряда задач. В процессе игры дети получают новые знания, выполняют определенные действия.

В ходе использования технологии игровых методов можно решать  следующие функции:
• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
• коммуникативная (любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).

Таким образом, игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением. В условиях образовательно-воспитательного процесса игра приводит к ряду методических выводов: в любой игре присутствуют правила игры, в каждом определенном правиле заключается цель, а так же элементы импровизации при выборе оптимального варианта действий в жестких условиях.

Теория и применение технологии игровых методов в ДОУ, как один  из способов формирования у дошкольников безопасного поведения с огнем.

      В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование нравственных норм и правил поведения, эмоциональное развитие, усвоение полученной информации и новых способов действия, развитие художественных способностей детей  

(Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.).

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому важно рассматривать игру, как метод обучения, так и метод стимулирования познавательной деятельности дошкольников. Следует принять во внимание, что включение отдельных игр в учебный процесс позволяет повысить интерес к занятию, научить взаимодействию детей в коллективе.

    Среди разнообразия сюжетно-ролевых игр ряд авторов (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети дошкольного возраста допускают руководство взрослого, не замечая его, так как желание поиграть в сказку доставляет радость и удивление (Л.С.Выготский, Т.Рибо).

     Для того чтобы повысить эффективность и качество своей педагогической деятельности мною в работе применялись современные образовательные технологии, элементы развивающего обучения, игровые методы для того чтобы у детей были закреплены основы пожарной безопасности. Также  осуществлялся личностно-ориентировочный подход к детям дошкольного возраста, что позволяло в процессе сформировать у детей необходимые качества по предупреждению пожаров и безопасному поведению в экстремальных ситуациях. При воспитании у  детей противопожарной  безопасности применялись интегрированные занятия. Изложение материала нашло свое отображение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании), где дети совместно с воспитателем изготавливали атрибуты и декорации к играм. 

    При разработке своей работы я опиралась на следующие документы: Конвенция ООН о правах ребенка,  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; ФГОС ДО №1155 от 17.10 2013г., Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №19 «Земляничка», которая разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

С чего я начала? Каково практическое применение данного метода?

     Проанализировав статистические данные об увеличении количества пожаров с участием детей, изучив научно-методическую литературу по данной проблеме, ФГОС ДО мною была сформулирована тема работы: «Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста»

    Учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников    группы, (или наблюдая за игрой детей) я поняла, что наибольший интерес дети проявляют к театрализованной деятельности: дети активны в театрализованной  и сюжетно-ролевой игре с элементами драматизации, с удовольствием самостоятельно организуют небольшие постановки с участием кукольных персонажей, сами берут на себя роли, активны в музыкальной деятельности.

Для реализации поставленной цели и задач были выделены этапы работы: Первый этап «Организационно-подготовительный»

    Он заключался в изучении методической литературы по проблеме пожарной безопасности, в подборке программно-методического обеспечения, в проведении анализа предметно-пространственной развивающей среды: подбор дидактических игр, наглядного материала для работы, подбор литературы, а так же оформление уголка по правилам пожарной безопасности и театрализованной деятельности.

Второй этап «Аналитико-диагностический»

    На данном этапе мною была поставлена цель выявить, какие  знания есть у детей группы и их родителей по данной проблеме. Определить умения детей вести себя в экстренных ситуациях.

Третий этап «Практический»

На занятиях по основам пожарной безопасности целесообразно использовать разные игры:

- дидактические;

- сюжетно-ролевые;

- подвижные;

- спортивно-познавательные;

- театрализованные.

Особое внимание в работе с детьми по данной теме было уделено следующим видам игр: театрализованным, сюжетно-ролевым, дидактическим.

    Театрализованная игра – это самый распространенный и многогранный вид детского творчества. Ребенку дошкольного возраста она очень доступна, близка, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности, которые получает ребенок в театрализованной игре  очень емкие. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Игровые ситуации в воспитательно-образовательном процессе помогают детям получать необходимые знания, концентрироваться на ключевых моментах, анализировать полученную информацию, делать соответствующие выводы. Под моим руководством совместно с родителями и с детьми младшего дошкольного возраста была  подготовлена и разработана театрализованная постановка «Кошкин дом» для всех детей детского сада МБДОУ №19 «Земляничка».

Дети познакомились с требованиями пожарной безопасности, такими как: нельзя оставлять без присмотра печь, электрические приборы, играть  спичками. Декорации и костюмы были выполнены совместными усилиями родителей, детей, педагога. В процессе подготовки этого театрализованного представления мною преследовалась цель - обучение детей правилам пожарной безопасности, знаний по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях сверстникам. Актеры были в предвкушении, что на их спектакле будут присутствовать зрители, поэтому они с большим интересом и ответственностью относились к подготовке театрализованной постановке.

https://pp.userapi.com/c845417/v845417940/15ea9/byynOuiY8Gs.jpghttps://pp.userapi.com/c844721/v844721940/1593f/dLZTdbkaNUU.jpg

   

    https://pp.userapi.com/c846021/v846021940/123da/V0ANj7M8xGQ.jpg

Сюжетно-ролевые игры – это самый любимый вид деятельности дошкольников.  Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мною совместно с детьми и их родителями изготавливались макеты, игрушки,  модели: пожарные машины, огнетушители, газовые и электрические плиты. Все дети в группе с большим удовольствием играли в «Пожарных» придумывая разнообразные сюжеты – «Пожар в доме», «Пожар в лесу», «Спасение попавших в беду» и т.д. Также с помощью наглядных пособий,  таких как «Знаки пожарной безопасности», а также чтения художественных произведений «Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят» дети знакомились с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения во время пожара, с профессией пожарного и техникой, с правилами отношения к огнеопасным предметам, со знаками пожарной безопасности.

C:\Users\Пользователь\Desktop\пб фото\IMG_20180329_154752.jpg       C:\Users\Пользователь\Desktop\пб фото\IMG_20180329_154709.jpg    C:\Users\Пользователь\Desktop\пб фото\IMG_20180329_154719.jpg

 

Мною широко использовались информационно - коммуникативные технологии (ИКТ). В своей работе я использовала компьютерные игры. Это  позволило мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, воспользоваться разнообразными способами подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно показать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработан цикл презентаций для занятий с детьми дошкольного возраста: «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!», «Правила пожарной безопасности», «Чтобы не было беды».

https://pp.userapi.com/c846522/v846522940/11880/hK-B5JZhuoA.jpg              https://pp.userapi.com/c847123/v847123940/120b0/TVSXNWhjcq8.jpg

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый дошкольник и группа в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.  Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от иных форм и средств обучения и воспитания. Одним из средств ознакомления детей с правилами пожарной безопасности являются дидактические игры, которые применялись в процессе моей работы: «Четвертый лишний», «Огонь друг огонь враг», «Если случится беда?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», и др.

C:\Users\Пользователь\Desktop\3b877a37c8032633aa261a3cd7733574.jpg    C:\Users\Пользователь\Desktop\1(3).jpg   C:\Users\Пользователь\Desktop\img4.jpg

   

Работа с родителями (законными  представителями)

Чтобы обеспечить  преемственность детского сада и семьи по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности родители были привлечены  к активному участию в педагогическом процессе через:

  • изготовление совместных рисунков и поделок;
  • помощь в изготовлении атрибутов для игр;
  • совместные развлечения и досуги;
  • родительские собрания (общие и групповые);
  • индивидуальные консультации по запросам родителей;
  • оформление стендов и родительских уголков;
  • выставки детских работ совместно с родителями;
  • изготовление макетов «Не играй  с огнем», «Пожарный щит», «Пожарные машины»
  • цикл консультаций и информационных бюллетеней «Огонь - опасность», «Правила пожарной безопасности», «Советы родителям», «Азбука безопасности для родителей», памятки «Правила поведения детей при пожаре», «Основы пожарной безопасности», буклеты «Как вести себя при пожаре» и др.

C:\Users\Пользователь\Desktop\пб фото\IMG_20180329_153321.jpg   C:\Users\Пользователь\Desktop\пб фото\IMG_20180329_153722.jpg   C:\Users\Пользователь\Desktop\пб фото\IMG_20180329_153424.jpg

На заключительном (итогово-рефлексивном) этапе мы оценили эффективность воспитательно-образовательного и развивающего процессов по формированию основ пожарной безопасности средствами театрализованной деятельности. В ходе работы были проведены учения и тренировки по эвакуации детей, где дети учились организованно, без паники, выходить из здания, пользоваться средствами индивидуальной защиты 

        Следует отметить:

-отмечается позитивная динамика в формировании представлений об основах пожарной безопасности: в рамках знания правил пожарной безопасности: использования электроприборов в быту, осторожного обращения с огнем в лесу и др;

-отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей воспитанников;

-наблюдается активное включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс: обогащение РППС группы, проведение бесед с детьми, активное участие в театрализованной деятельности;

-обогащение РППС группы на данную тематику: изготовление макетов, дидактических игр, обогащение центра Театра (костюмы) и др.

ПЕРСПЕКТИВЫ: я планирую продолжить работу по данному направлению: постановка спектаклей, мюзиклов,  дальнейшее обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

 Проанализировав проведённую работу, можно сделать вывод о том, что планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на формирование основ пожарной безопасности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Таким образом, она должна носить не временный, а постоянный характер. В ходе работы было отмечено, что у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети стали более внимательны, осторожны. Родители изменили свое отношение к формированию основных навыков безопасности, стали больше задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

Познавательно- исследовательский проект   «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»....

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста»...

«Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста ".

Рекомендации для родителей по пожарной безопасности детей. «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюже...

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...

Сценарий Спортивно-игрового досуга по формированию основ пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарные на учениях»

Спортивно-игрового  досуга  по формированию основ  пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....