Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения
учебно-методический материал по обж на тему

Готовцева Саргылана Алексеевна

Как можно раньше нужно начинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotaem_s_vospitatelyami.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работаем с воспитателями.

Практические игры-тренинг на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, не редко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Этот факт обусловливает необходимость как можно раньше начинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному ребенку.

В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказать о ней вызывает у ребенка страх. А.И.Белоусов и А.И.Захаров указывают, что одновременно с появлением пугающих объекта или ситуации у детей возникает устойчивое аффективное напряжение.

Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У одних ощущение угрозы превращается в чувство обреченности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем душевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

Исследовали отмечают, что подготовительный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливоть и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время выросло число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведения ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий – у других.

Следовательно, возникает необходимость в разработке серии занятий, целью которых будет формирование правильного отношения ребенка к возникающим травмоопасным ситуациям. В связи с этим нами был разработан комплекс практических игр-тренингов для детей шести лет «Защити сам себя».

Выбор формы тренинга не случаен, а обусловлен несколькими причинами:

  • Для дошкольника включение в игру просто и естественно; дети шести лет не играют, они проживают ситуации в реальности;
  • Практические занятия подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становится первой ступенькой будущего опыта;
  • Тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т.е приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации).

Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию.

        Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за покупки, самостоятельность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимание норм безопасного поведения.

        Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно- образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Игры типа «Раз – два – три, что опасно – найти», «Сто бед – один ответ» направлены на закрепление знаний об источниках опасности, причинах возникнования травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры «Так, да не таК», «Сам себе доктор», «Мы – спасатели» (приложение) и др.

Необходимо отметить, что роль взрослого в процессе реализации программы дидактических игр постепенно меняется: при ознакомлении с игрой – организатор деятельности; затем – непосредственный участник игры; далее, на закрепляющем этапе, - советчик – консультант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников...

Мастер-класс с педагогами "Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения "

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и н...

Мастер-класс с педагогами «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. ...

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной ак­тивности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельно...

Программа по самообразованию «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий»

Так как дошкольный возраст - это возраст в котором ведущий вид деятельности игра, соответсвенно, как одно из средств развития навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольника были выбраны игровы...

Консультация для педагогов «Игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения»

Консультация для педагогов «Игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения»...

"Моя безопасность.Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения. Старшая группа....