«Современные подходы в обучении детей правилам дорожного движения"
материал по обж по теме

Смирнова Валентина Михайловна

Представление опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_dorozhnogo_dvizheniya.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                               - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17

     «Современные подходы в обучении детей

              правилам дорожного движения»

         (представление опыта работы воспитателя)

                   

              Смирновой Валентины Михайловны

                      г.о Балашиха 2017 год

Самое дорогое у человека – это наша жизнь и наши дети. Одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия. Ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает около ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения, увечья. Почти 40 % пострадавших – дети, и эта цифра растет.

Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь. Начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, то есть в дошкольном возрасте.

Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «Будь осторожен» или «Не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, могут создать у него привычки.

Первыми учителями, которые могут и должны помочь обществу решить эту проблему, должны стать воспитатель детского сада и родители. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у детей необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Любое правило, изложенное скучно, неинтересно, с трудом воспринимается ребенком. Поэтому современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности и внедренить в практику современные методы и подходы воспитания и обучения.

Планировать и проводить работу с детьми следует в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перезагрузки детей излишней информацией и учитывая настроение детей.

Огромную роль в работе с детьми имеет проектная деятельность. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия. Особенности взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах.

В нашей группе были созданы проекты  «Безопасная дорога», «Дядя Степа» направленные на формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения, а так же формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Эти проекты помогли расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения; познакомили детей со значением дорожных знаков, научили понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Развивали осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге. Стимулировали познавательную активность, способствовали развитию коммуникативных навыков.

Использование данных проектов способствовало более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитию чувства контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, взятое из американской педагогики, представляет собой  одну  из разновидностей  метода проектов. Лэпбук - это  небольшая самодельная папка, в ней собирается материал по какой-то определенной теме, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Информация в лепбуке  представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками,  которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

В нашей группе был создан лэпбук «Дорожная азбука». 

Лэпбук служит эффективным средством закрепления правил дорожного движения, формирования основ дорожной безопасности, навыков предвидении опасных дорожных ситуаций, развиватия у детей необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Лэпбук воспитывает в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правилами
безопасного поведения на дороге. 

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Компьютер быстро входит в жизнь наших детей. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений. Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. Использование компьютера, интерактивной доски, проектора и других технических средств в образовательной деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.

         В своей практике мы активно используем компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают  наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например: «Основные дорожные знаки», «Правила безопасности на дорогах», «Какой бывает транспорт», «Правила дорожного движения для детей».

Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения мы демонстрирем детям обучающие мультфильмы: например «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)».

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения начиная со старшей группы мы применем разнообразные интерактивные дидактические игры. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста. Самые любимые интерактивные игры дошкольников: «Правила дорожного движения для детей», «Нескучные уроки», «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

Интерактивные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Дошкольники очень любят разгадывать  кроссворды. Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, развивают нестандартное мышление, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.                                                                    

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей; наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей; компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе должны соблюдаются санитарно-гигиенические требования, нельзя забывать о норме. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.

В нашем детском саду целенаправленно и систематически используется такая форма работы с детьми, как  агитбригада — эффективная форма работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, пропаганда знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста. В стихотворной форме детям напоминается об основных дорожных знаках, встречающихся на дорогах и необходимости внимательности, осторожности на дорогах и о том, что нужно строго соблюдать правила дорожного движения. Закрепляются наиболее значимые основные понятия: сигналы светофора, дорожные знаки, поведение на улице, в транспорте. Агитбригада — познавательное, информационно-объемное мероприятие длительностью 10-20 минут. Именно в течение данного времени дети способны быть внимательными к предлагаемому материалу, так как произвольная сфера у дошкольников только формируется.
Учитывая физиологический аспект, на сцене происходит частая и быстрая смена видов деятельности: после песни – танец, затем стихи, инсценировка, перестроение, смена музыки и т. д.
 Хочется отметить немаловажный факт – в момент просмотра у детей формируются положительные эмоции (радость, восторг, удивление), что способствует лучшему запоминанию увиденного и услышанного, развитию эмоциональной сферы воспитанников.
Интерес вызывает у детей и то, что в агитбригаде участвуют только их сверстники, ребята подготовительных и старших групп.
В свою очередь «артисты» в процессе подготовки своего выступления получают музыкальное, познавательно-речевое, эмоциональное развитие, а также личностное, ведь они учат малышей правилам дорожного движения. Ребята гордятся собой, чувствуют ответственность, поэтому очень стараются и переживают.

ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с нас, взрослых! Пусть наш пример учит примерному поведению на улице и не только нашего ребенка, но и других детей! Переходите улицу точно в соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! Движение – ЖИЗНЬ, когда ПО ПРАВИЛАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии при обучении детей правилам дорожного движения

Ежегодно увеличивается количество автотранспорта и вместе с этим, к сожалению, растет количество ДТП с участием детей. Тот факт, что необходимо с детства обучать детей правилам дорожного движения, уже...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

«ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения»

Данная технология  позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которая ставит ребенка в позицию думающего человека. Умения и навыки, добытые самостоятельно, в ходе собственных творческих ...

«Инновационные подходы в обучении дошкольников Правилам Дорожного Движения»

Мастер-класс для педагогов по применению инновационных технологий по обучению ПДД...