НОД в старшей группе на тему "Что такое электричество?"
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) по теме
Интерес- это эмоциональное проявление познавательных потребностей. Познавательный интерес - проявление и стремление ребенка познать новое, непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe_na_temu_chto_takoe_elektrichestvo.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №16 "Золотой ключик" города Сафоново Смоленской области" (МБДОУ д/с № 16)
НОД
в старшей группе на тему:
«Что такое электричество?»
Воспитатель: Ковалева
Татьяна Владимировна
г. Сафоново
2016 г.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве.
Задачи:
- Обобщить и расширить понятия детей об электрическом токе, статическом электричестве.
- Способствовать развитию у детей поисково-познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие" «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Словарная работа: электричество, электрический ток, электроприбор, громоотвод, статическое электричество.
Средства и оборудование: часы, батарейка, ноутбук, презентация, мольберт, предметные картинки с изображением электроприборов, карточки схемы, емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, воздушные шары.
1. Вводная часть
Организационный момент
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть.
1. Наблюдение за часами. Сегодня я принесла вам привет от ребят из детского садика № 16 "Золотой ключик", в котором работаю. Нам с ребятами нравится играть в волшебные игры, я думаю, что вам тоже нравится играть. Нравится? Я с удовольствием с вами поиграю, но только у меня не очень много времени, я должна буду следить за ним по часам (показывает часы).
Ребята помогите, пожалуйста, с нашими часами что-то не так. Они не идут. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д.
Куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
Как вы думаете, почему часы стали тикать?
Дети: (в батарейке есть электрический ток).
Итог Батарейка - хранитель электричества. Человек научился так сохранять электричество.
Дети садятся
2. Основная часть Беседа об электричестве.
Ребята, как вы думаете, в вашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода, лампочки и т. д.)
Как свет появляется в нашем доме? (ответы детей)
Презентация
Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам высоко-высоко над землей или зарытыми в земле. Он поступает в наши дома, заводы, торговые центры, детские сады.
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
Как называются приборы, что работают от электричества? (электроприборы). Повтори Сережа, и ты Алеша…..
Электричество - одно из самых важных открытий человечества, но электрический ток представляет огромную и даже смертельную опасность, если нарушать правила пользования электроприборами.
Выставляется схема электростанции.
Плакат "Правила пользования электроприборами"
НЕЛЬЗЯ дотрагиваться до включенных электроприборов и проводов мокрыми руками. ( Вода пропускает ток через себя)
НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы. (Удар тока может быть смертелен).
НЕЛЬЗЯ тянуть за электропровод руками.
(Может оголиться электропровод. По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток).
Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
Электричество прекрасно
Хоть оно не безопасно
Но что будет если вдруг
Отключат нам его вокруг.
Дети: (Не будут работать электрические приборы.)
Физкультминутка
Дидактическая игра " «Найди пару"
Сейчас посмотрим сможем мы обойтись без электроприборов, когда они не работают. Разделимся на две команды, возьмем по одной карточке и объединитесь в пары. Если не работает какой-то электроприбор, то чем можно его заменить.
Если не работает пылесос – можно взять веник.
Если не работает швейная машина – можно взять иголку.
Если не работает электролампа – можно взять свечу.
Если не работает стиральная машина – можно взять тазик.
Если не работает миксер – можно взять венчик.
Если не работает электромясорубка – можно взять мясорубку.
Если не работает электрочайник – можно взять чайник.
Если не работает соковыжымалка– можно выдавить сок руками.
Если не работает фен – можно взять полотенце.
Если не работает тостер – можно взять сковороду.
Выставляется схема электроприборов.
Дети садятся
3. Электричество в природе.
За осанкой мы следим
Все красиво мы сидим.
Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (ответы детей).
Отгадайте загадку.
Огненная стрела
Небо рассекла. (Молния.)
Что же такое молния? (ответы детей).
Молния - это мгновенный искровой разряд в воздухе, возникший из-за скопившегося в атмосфере электричества.
В какое время года чаще всего сверкают молнии? (ответы детей).
Как вы думаете, опасна молния? (ответы детей).
У молнии очень мощный электрический разряд он и опасен для жизни человека.
Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды при грозе? (ответы детей).
Мы сейчас посмотрим
(ФИЛЬМ «Как нужно вести себя во время грозы» )
Давайте повторим, как нужно себя вести во время грозы:
- нельзя во время грозы находиться на возвышенности. Молния бьет в самые высокие места
- нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнию, а через них и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.
- нельзя во время грозы купаться в реке. Вода притягивает молнию
- если поблизости есть дом можно спрятаться в доме, потому что на домах устанавливают специальные громоотводы. Повтори Сережа, и ты Алеша…..
- можно спрятаться в машине, разряд молнии уйдет в землю.
Выставляется схема грозы.
4. Экспериментирование.
Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Как вы думаете, что это? (ответы детей).
Это тоже электричество. Такое электричество называется – «статическое электричество». Повтори Сережа, и ты Алеша…..
Такое электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно тоже поиграть.
Мои волшебные игры - это фокусы. Вы умеете делать фокусы, чтоб получить «статическое электричество»? Хотите, научу? Для этого нам нужно попасть в мир волшебных предметов.
Раз, два, три
Вокруг себя повернись
Вперед немного пройдись
И в мире волшебных предметов окажись.
Вот мы и в волшебной стране. В мире волшебных предметов ведут себя тихо, без разрешения ничего не трогаем, разговаривают негромко.
Нас встречает Золушка, но почему-то она грустная.
Помните ли вы сказку о Золушке? (ответы детей).
Мачеха и злые сёстры давали каждый день просто невыполнимую работу Золушке. На этот раз злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь? Как можно разделить перец и сахар? (ответы детей).
С помощью чего, посмотрите на стол? (ответы детей).
Опыты «Помоги Золушке»
Вариант 1. Можно использовать воду (демонстрационный)
Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).
Вариант 2. Можно использовать мелкое сито (демонстрационный)
Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).
Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Опыт 3. Дети потирают шары о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к шарам под действием электричества).
Что происходит? Почему перец прилипает к шарику? (Ответы детей). Конечно, потому что шарик наэлектризовался, зарядился "статистическим электричеством".
Вывод: Доброе электричество, «статическое электричество» оказывается, живет в волосах.
Выставляется схема волшебных предметов.
Ну что, ребята, вам понравилось делать фокусы?
Давайте на память о волшебной стране возьмём воздушные шарики. Прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в группу, закройте глаза.
Раз, два, три
Вокруг себя повернись
Вперед немного пройдись
И в группе окажись.
Воспитатель: Ребята давайте проверим наши часы.
Часы идут. Наши часы показывают , что у нас совсем не осталось времени, наше занятие подошло к концу.
5. Итог занятия
О чем вы расскажете своим родителям (по схеме дети рассказывают, с чем сегодня познакомились):
- где вырабатывается электрический ток? (На электростанциях)
- как называются приборы, которые работают от электричества? (Электроприборы)
- природное электричество, как называется? (Молния)
- как называется доброе электричество? (Статистическое)
Вы молодцы! Мне понравилось с вами работать. Спасибо Вам ребята. До свидания. (Дети берут шары себе в подарок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты"
Программное содержание:Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложн...
Тематическое планирование воспитателя старшей группы по теме " Такие разные звуки"
тематическое планирование...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группы по теме: «Такие разные фрукты »
Данный материал поможет обогатить и закрепить знания детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в саду....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...
НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Кто такой настоящий друг?»
НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группеТема: «Кто такой настоящий друг?»Задачи:· обогащать лексику дошкольников синонима...
Игра экспериментирование в старшей группе ЗПР Тема: «Такая разная вода»
Игра экспериментирование в старшей группе ЗПРТема: «Такая разная вода»...
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» с детьми старшей группы Тема: «Что такое здоровье?».
Конспект по кружковой работе "Азбука здоровья" Тема: "Что такое здоровье?"...