Тематическое планирование в средней группе по формированию основ безопасного поведения в природе на 2017 учебный год
методическая разработка по обж (средняя группа) по теме

Макарова Антонина Васильевна

Цель: ознакомление детей с правилами поведения в природе и формирование навыков безопасного поведения.

Задачи:

  • Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;
  • Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;
  • Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
  • Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat._plan_na_leto.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22 «Журавлёнок» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

 

Тематическое планирование

в средней группе

по формированию основ безопасного поведения в природе

на 2017 учебный год

                                                                               

 подготовили:

Макарова Антонина Васильевна

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Безопасность ребенка – это одна из основных забот, как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Цель: ознакомление детей с правилами поведения в природе и формирование навыков безопасного поведения.

Задачи:

  • Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;
  • Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;
  • Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
  • Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

 июнь – август  2017 г.

Месяц

Недели

 Тема

Задачи

Содержание совместной деятельности

Итоговые мероприятия

Июнь

1 неделя

«Опасности природы в летнее время».

 Формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы; закрепить знания детей о явлениях природы.

 Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде. 

Беседы: «Земля – наш общий дом» «Чем опасно солнце?» 

«Осторожно, гроза!»

«Поведение на воде»

 Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», А. Барто «Весенняя прогулка»

Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях

Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке

Рассматривание репродукций картин: И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой»

Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей»

Экспериментальная деятельность: опыт «Гром и молния» (с воздушными шарами)

 

Изготовления альбома: «Правила поведения в природе»

2 неделя

«Земля в опасности»

Закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара

Заучивание стихотворения «Пожар в лесу».

 Вопросы беседы:

Почему происходят лесные пожары?

 Как вести себя во время пожара?

 Показ театральной постановки «Кошкин дом».

3 неделя

«Правила поведения  при общении с животными»

Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;

Учить заботиться о своей безопасности. 

 Учить наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

Беседы: «Все нужны на земле»; «Не дразните собак…»

Дидактическая игра: «Правильно – неправильно поступают люди»

Чтение художественной литературы: Б. Житков «Беспризорная кошка»

Рассматривание энциклопедии: «Животные»

Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…»

Сюжетно-ролевая игра: «Будем дружно жить!»

Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками!!»

Продуктивная деятельность (рисование): коллективная работа «Наши друзья»

4 неделя

«Берегись насекомых»

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка);

Объяснить правила поведения при встрече с опасными насекомыми;

Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.

Формировать

представление о разнообразных насекомых. Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми

Беседы: «Осторожно, насекомые!»

Отгадывание загадок о животных.

Разучивание стихотворений      о насекомых

 Рассматривание картинок с изображением опасных насекомых.

 Просмотр презентации «Жалящие насекомые»

Интеллектуальная  игра «Счастливый случай»

Месяц

Недели

 Тема

Задачи

Содержание совместной деятельности

Итоговые мероприятия

Июль

1 неделя

«Правила поведения в  природе»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе и возможными опасностями;

Рассказать   правила поведения на прогулке в лесу, парке, на лугу;

 Расширять представления детей о природе.

Воспитание основ безопасного поведения в лесу

 Чтение стихотворения

Л. Пилипенко «Заботливый доктор»;

 Дидактическая игра: «Цепочка».

Строим цепочку взаимосвязей и закончим предложения. Чтение русской народной сказки «Маша и

медведь»

Беседа: «Машенька заблудилась»

 Развлечение: «Мы знаем, как вести себя в природе»

2 неделя

«Ядовитые и лекарственные растения»

Учить внимательно относиться к растениям в природе.

Дать детям понятие о ядовитых растениях (дать знания о том, что плодами этих растений человек может отравиться)

Загадки.

Беседа: «Наши помощники растения», «Зачем люди ходят в лес»

Обыгрывание ситуаций. Дидактическая игра «Опасно неопасно»

Показ презентаций «Опасные растения» 

 Чтение художественной литературы: сказка «На лесной тропинке»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».

Рассматривание альбома: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»

Подвижная игра: «У медведя во бору»

Раскрашивание картинок: «Что растёт в лесу»

Проигрывание ситуации: «По ягодку в лес пойду…»

Видеозапись: «Лекарственные и ядовитые растения»

Коллективная работа: объёмная аппликация «Рябина-лекарственное растение»

3 неделя

«Съедобные и

несъедобные

грибы»

Познакомить и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

 Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)

Отгадывание загадок. Сюжетное рисование «Прогулка в лесу». Игра «Съедобный грибок положи в кузовок». 

Вопросы беседы:

1.        Назовите ядовитые ягоды и грибы.

2.        Почему нельзя собирать незнакомые грибы.

Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»

Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»

Рассматривание макета: «Грибы в лесу»

Сюжетно-ролевая игра: «Первая помощь при отравлениях».

Лепка грибов.

Видеозапись: «Съедобные и несъедобные грибы»

Игра-аттракцион: «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»

4 неделя

«Съедобные и

несъедобные ягоды»

Познакомить детей со съедобными и ядовитыми ягодами, научить различать их и правильно называть. 

Беседа: «Лес – богатство нашей Родины»

Чтение стихов.

Игра «Отыщите опасные растения». Игра «Ядовито или нет?».

 Дидактические игры

 «Что будет если…», «Собери ягоды в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды»

Отгадывание загадок.

Игра-аттракцион: «Помоги собрать ягоды для Красной Шапочки»

Месяц

Недели

 Тема

Задачи

Содержание совместной деятельности

Итоговые мероприятия

Август

1 неделя

«Природа и я - большие друзья»

Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред; не рвать растения. 

 Дидактической игры «Что возьмём с собой в поход»

  Рассматривание иллюстраций «Лекарственные
растения»

  Сбор трав для изготовления гербария.  

Выставка детских работ на тему: «Природа и я - большие друзья»

2 неделя

«Не прыгай в воду в незнакомых местах»

Знакомить детей с правилами поведения на воде.

Формировать у детей представления об опасностях, которые таит вода в водоёме.

Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой.

Чтение.

Вопросы к беседе:

1. Какие правила поведения на воде вы знаете?

2.        Почему нельзя купаться в незнакомом месте?

3.        Чем опасны шалости на воде?

Режиссерские
игры

 Спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

3 неделя

«Помощь при укусах»

Познакомить  детей с мерами по предотвращению нежелательных последствий от укуса;

Что надо знать и предпринимать при укусах.

Беседа: «Как правильно вести себя при укусах собак, змей, пчел»

Отгадывание загадок.

Консультация мед. работника.

4 неделя

«Азбука безопасности в природе»

Закрепить            правила безопасного      поведения детей в природе.

Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Природа родного края»

Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»

Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй лес, дремучий лес» С. Погорельского

Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»

Беседа: «Мы – юные друзья природы»

Дидактическая игра: «Живая природа», «Запрещается
разрешается»

Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Карасёва «На земле исчезают цветы», А. Берестова «Лес не только для нашей забавы»

Рассматривание плакатов: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе»

 Просмотр презентации «Азбука безопасности»

Оформление книжки-малышки «Правила
поведения в природе»

Литература:

1. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности в природе», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.

6. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю в процессе формирования основ безопасного поведения в природе.

Воспитание любви к  родному краю в процессе формирования основ безопасного поведения в природе....

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать,потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различитьопасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?Детям необходимо об...

Доклад "Формирование основ безопасного поведения в природе детей младшей группы"

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:-повышенная двигательная активность;-рост самостоятельн...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

Презентация к докладу на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника» (опыт работы -старший возраст)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23513092","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситу...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

использование инновационных форм и методов в работе с детьми средней группы по формированию основ безопасного поведения

консультация по формированию основ безопасного поведения детей средней группы...