Воспитание любви к родному краю в процессе формирования основ безопасного поведения в природе.
учебно-методический материал на тему

Воспитание любви к  родному краю в процессе формирования основ безопасного поведения в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаталова В.А.

Воспитание любви к  родному краю в процессе формирования основ безопасного поведения в природе.

      Любовь к родному краю начинается с малого, с того места, где человек родился и вырос. Природные объекты окружающего мира способствуют формированию личности ребёнка. Окружающая обстановка, природная среда  являются важнейшим средством воспитания безопасного поведения. В период дошкольного детства особенно важно научить малыша  определять правильно или неправильно ведёт себя человек  в тех или иных обстоятельствах, показать как надо вести себя, чтобы не навредить природе и собственному здоровью.

    Основной задачей экологического воспитания является ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Народная мудрость гласит: «Сбереги лес, и он тебя сбережёт». Сбережет, значит, сохранит во всех смыслах: физическом, духовном, нравственном. Для этого мы, взрослые, должны не только оберегать и защищать ребёнка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.  Ушинский говорил, что «Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей логика». Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Поэтому, формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свою жизнь, своё здоровье, как и «здоровье» природы надо уметь беречь и охранять.

      Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, которые могут произойти с детьми не только на улице и дома, но и природе. Поэтому формирование у детей модели безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, происходящих в природе, воспитание гуманного и бережного отношения к природе является одной из главных задач экологического воспитания дошкольников.

     Для осуществления целенаправленной и систематичной работы разработан перспективный тематический план, который включает в себя цикл занятий по правилам безопасного поведения в природе, различные виды деятельности, способствующие закреплению знаний и умений и мероприятия, проводимые с родителями. В каждой теме прослеживается закономерность «Моя безопасность бережёт и охраняет природу». Например, изучая тему «Животные», на занятиях дошкольники знакомятся с правилами безопасного общения с животными. А посредством различных видов деятельности (сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», дидактическая игра «Можно - нельзя», игры-имитации, чтение художественных произведений, составление рассказов «Моё любимое животное») воспитывается заботливое гуманное отношение к животным. Такая взаимосвязь тематики занятий и различных видов деятельности формирует у детей понимание – со мной не произойдёт беда, если я буду любить природу, бережно к ней относиться, соблюдая меры осторожности.

        Большое внимание  уделяется организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Определяя основное содержание и направление своей работы целесообразно  использовать различные форм и методы  организации обучения, с учётом  индивидуальных и возрастных особенностей детей,

        На занятиях дети знакомятся с правилами безопасного поведения в природе, безопасного общения с животными, расширяются знания о грибах, ягодах и лекарственных травах родного края. Для лучшего усвоения материала целесообразно использовать схемы «Правила безопасности» с животными, насекомыми,  на воде, в лесу и т.д. Запоминание происходит легче, если задействованы несколько анализаторов: зрение, речь, движение. Поэтому по теме «Если ты заблудился» составлен алгоритм поведения с использованием «Азбуки АУ», где каждое правило азбуки сопровождается показом символа, чтением стихотворения или движением.

       Целевые прогулки позволяют дошкольникам ощутить себя частичкой природы, способствуют эмоциональному восприятию окружающего мира. Тематика прогулок разнообразна «Прогулка в сопки», «Травушка-муравушка», «Насекомые рядом с нами» и т.д. Во время прогулок в сопки закрепляются правила безопасного поведения в лесу, уточняется, какие деревья растут в Заполярье,  характерные особенности их внешнего вида. Целевые прогулки «Травушка-муравушка», «Насекомые рядом с нами» расширяют знания детей о лекарственных растениях, о насекомых, которых могут встретить во время игр в природе, а также закрепляют правила безопасного и в тоже время бережного   общения с представителями флоры и фауны.

       Расширить кругозор, больше узнать о животных, растениях, явлениях, происходящих в природе, помогают наблюдения, как краткосрочные, так и длительные. Зимой объектом длительного наблюдения могут быть кормушки, которые ребята развешивают на деревьях. Дети ежедневно кормят птиц, по мере необходимости чинят кормушки или вешают новые.  Весной и летом объектом длительного наблюдения можно выбрать клумбу на участке детского сада. Дети рассматривают растения, говорят о том, как трудно расти травке в суровых условиях севера, охраняют её, ставят знаки: «Не рвать», «Не топтать». При этом узнают, что с растениями надо быть осторожными, т.к. есть растения, которые лечат, а бывают ещё и ядовитые, опасные для жизни и здоровья. В процессе наблюдений оформляется фотоальбом «Травушка-муравушка» с рисунками детей. Итогом длительного наблюдения стало создание рукописной книги «Добрая история».

        Формированию осознанного отношения к своей безопасности и воспитанию гуманного отношения к родной природе способствует организация минуток размышления «Давай подумаем», которые позволяют понять, что именно дети знают, думают, чувствуют.  Темы таких бесед и  дискуссий разнообразны: «Что произойдёт, если…?», «А как поступил бы ты?» и т.д.

       Для закрепления знаний и умений, полученных во время занятий, целевых прогулок, наблюдений полезно использовать сюжетно-ролевые и театрализованные игры. В сюжетно-ролевых играх «По морям, по волнам», «Грибники», «Лесное путешествие» и т.д. создаются ситуации, в которых детям приходится искать правильное решение, используя знание правил безопасного поведения в лесу, на воде, при общении с животными, насекомыми.

       Театрализованные игры вводят дошкольников  в обстановку какого-либо происшествия (заблудился, встретил на пути собаку, оказался рядом с пчёлами) и дети помогают герою правильно действовать в сложившейся ситуации.  Использование мобильных подиумов даёт возможность моделировать ситуации, которые могут создавать как взрослые, так и дети во время самостоятельных игр.

      Созданный в группе «Уголок безопасности», в котором размещены дидактические игры: «Правила поведения в природе», «Можно – нельзя», «Что случится? Как помочь?», «Угадай по описанию» и т.д.,    настольные игры: «В лесу», «Собираем грибы и ягоды», лото, игры-ассоциации, тематические альбомы, а также художественная  и познавательная литература, позволяет заинтересовать  дошкольников и  проводить работу системно,   гибко распределяя в течение дня.

    Большое значение для эффективной работы имеет взаимодействие с родителями. Консультации-памятки по правилам безопасного поведения в природе дают возможность достигнуть полного взаимопонимания между педагогом и родителями, так как разные требования, предлагаемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и даже обиду. Для закрепления знаний и умений родителям предлагаются папки-передвижки, которые они могут взять домой для занятий с ребёнком.  В «Клубе любителей природы» вместе с родителями изготавливаются гербарии листьев, лекарственных растений,  кормушки для птиц. Регулярно организуются выставки рисунков, работ из природного материала, выполненные в сотворчестве с родителями. Много радости и положительных эмоций дети получают при проведении совместных с родителями праздников.

          Таким образом, воспитание у дошкольников любви к родному краю в процессе формирования безопасного поведения в природе расширяет кругозор дошкольников о существующих в природе взаимосвязях, о возможных чрезвычайных ситуациях, позволяет учить пользоваться полученными знаниями в определённой жизненной ситуации. Всё это в свою очередь  помогает повысить уровень экологической культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование в средней группе по формированию основ безопасного поведения в природе на 2017 учебный год

Цель: ознакомление детей с правилами поведения в природе и формирование навыков безопасного поведения.Задачи:Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и с...

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать,потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различитьопасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?Детям необходимо об...

Доклад "Формирование основ безопасного поведения в природе детей младшей группы"

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:-повышенная двигательная активность;-рост самостоятельн...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

Презентация к докладу на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника» (опыт работы -старший возраст)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23513092","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситу...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

Презентация лэпбука по формированию основ безопасного поведения в природе для детей 5-7 лет (2)

Презентация Презентация лэпбука по формированию основ безопасного поведения в природе для детей 5-7 лет...