Конспекты занятий, бесед по ОБЖ
план-конспект занятия по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Беседы и занятия по ОБЖ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_besed_po_obzh.doc1.07 МБ
Microsoft Office document icon besedy_po_obzh.doc84 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ

Беседа на тему «Безопасность в доме»

Цели:  знакомить с правилами личной безопасности в доме;

•        тренировать знание телефонов экстренных служб.

  «Серенькая кошечка села на окошечко»

Цели:

  • формировать знания об источниках опасности в квартире и в группе;
  • разъяснять правило «Нельзя!»

Материалы и оборудование: игрушка-кошка, режущие и колющие предметы, лекарства.

Описание занятия. Перед занятием воспитатель оборудует комнату куклы Маши. Ей на день рождения подарили маленького котенка, он очень маленький и многого не знает. Ему очень хочется поиграть на кухне, попробовать красивые таблетки и сироп из бутылочки, выглянуть в окно, нарезать хлеб к обеду, заварить чай. Кукла Маша объясняет опасность таких игр и занятий, разъясняет котенку правило «Нельзя!»

«Не шали с огнем!»

Цели: знакомить с опасностью, исходящей от огня; воспитывать осторожность при обращении с огнеопасными предметами (спичками, зажигалками, электрозажигалками, свечками); дать элементарные навыки поведения при пожаре.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, иллюстрации по теме «Не играй с огнем!», разрезные картинки: ведро, огнетушитель, пожарная машина, каска и др.

Описание занятия. Вспомнить с детьми содержание сказки К. Чуковского «Путаница». Беседа по вопросам; Какой неприятный случай произошел в море?

Беседа на тему «Спички — не игрушка!»

Цели:

  • разъяснять запрет на игру со спичками, рассказывать о последствиях этой игры;
  • формировать знания о причинах возникновения пожара и средствах пожаротушения.

Материалы и оборудование: сказка К. Чуковского «Путаница», иллюстрации к ней, предметные картинки.

«Приключения Колобка»

Цель: знакомить с правилами поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, почему нельзя гулять без взрослых и т.д.).

Материалы и оборудование: игрушка Колобок, иллюстрации к сказке.

 «Машины на нашей улице»

Цели:

  • учить различать виды транспорта (пассажирский, грузовой);
  • формировать  представления  об основных частях транспортных средств; уточнять знания о работе шофера.

Материалы и оборудование: игрушечные грузовая машинка и автобус, кубики, картинки с изображениями различных видов транспорта.

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о легковой, грузовой машинах и автобусе, дети находят отгадки на выставленных на доске картинках с изображениями различных видов транспорта.

Педагог вместе с детьми рассматривает игрушечные машины, отмечает их основные части, назначение, сходство и различия, рассказывает о том, кто водит машину. В конце занятия предложить детям поиграть: из кубиков построить улицу, дома, гаражи.

Беседа на тему «Безопасность в доме»

Цели:

знакомить с правилами личной безопасности в доме;

•        тренировать знание телефонов экстренных служб;

  • развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницы, иголка, булавка, нож, вилка, терка и др.);
  • развивать осторожность в обращении с данными предметами.

Материалы и оборудование  плакат на тему «Один дома».

 «Если дома ты один»

Цель: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними.

Материалы и оборудование: иллюстрации из альбома «Как избежать неприятное гей», светофорчики — карточки с кружочками красного и зеленого цветов, которые отмечают запрещающие и разрешающие действия в различных ситуациях.

Описание занятия

Беседа «Где мы можем чувствовать себя в безопасности?» (Так ли безопасно дома, как нам кажется? Какие опасности нас могут подстерегать дома?)

«Домашние электроприборы»

Дели: знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением и правилами пользования.

Материалы и оборудование: набор предметных картинок из серии «Электроприборы», пособие «Щит безопасности» с закрепленными на нем розетками и выключателями различных видов.

Описание занятия. Педагог загадывает загадки об электроприборах, которыми пользуются в быту. Все предметы-отгадки рассматриваются с позиции «хорошо — плохо», например полезность утюга и его опасность (гладит одежду, но можно! обжечься, при неисправности ударит током и т.д.). Педагог; рассказывает о правильном обращении с данными приборами.;

 «Нарисуй телевизор»

Цели:

•        развивать интерес к изобразительной деятельности;

  • расширять представления о форме знакомых предметов, их строении;
  • учить передавать в рисунке характерные особенности предмета.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, альбомный лист.

 «Знакомство со «Щитом безопасности».

Цель: знакомить с различными видами розеток, выключателей, вилок; учить правильно с ними обращаться.

Материалы и оборудование пособие «Щит безопасности» с закрепленными на нем розетками и выключателями различных видов.

 «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»

Цели:

формировать представление о роли  воды  в природе, ее свойствах:

•        прививать понимание необходимости экономного отношения к воде в природе и в быту.

Материалы и оборудование: снег в тарелке; карточки с изображениями: снежинка, сосулька, дождик, пел, облако, речка; иллюстрации, изображающие представителей растительного и животного мира, обитающих у реки.

 «Кошки и собаки — наши верные друзья»

Цель: формирован) навыки безопасного обращения с домашними животными.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами».

Описание занятия Рассмотреть картины «Кошка с котятами», «Собаки со щенятами».

Вопросы к детям:

  • К го изображен на картине?
  • Как называются детеныши этих животных?
  • Где живут эти животные?
  • Когда можно гладить домашнюю кошку?
  • Можно ли гладить собаку без разрешения хозяина?
  • Можно ли гладить бездомную кошку или собаку?
  • Чего  нельзя делан,  при общении с  кошкой  и собакой? (И т. н.)

Обобщить ответы детей, вспомнить правила обращения с незнакомыми животными

 «Опасный огонек»

Цель: формировать знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о последствиях пожара в доме.

Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточка «01».

Рассматривание иллюстраций на тему «Правильно ли ведут себя дети при пожаре?»

Цели:

•        закреплять знания о пожароопасных предметах; развивать умение избегать пожароопасных ситуаций.
Материалы и оборудование: набор иллюстраций по теме.

 «Спички — не игрушка!»

Цели: продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара.

Материалы и оборудование: разрезные карточки-картинки по теме.

Описание занятия.   Отгадывание загадок про спички.    Проведение беседы по теме занятия. Тезисы беседы:

  • огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар: он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, урожай на полях;
  • от чего происходят пожары: от молнии, от искры, от не затушенной сигареты или спички.

Рассматривание картины с изображением пожара, ответы на вопросы педагога. Примерные вопросы по теме занятия

•        Как вы думаете,  почему случился  пожар?  Может быть, кто-то из детей брал спички и пытался зажигать их?

Вы умеете зажигать спички?

•        Кто вас учил пользоваться спичками? (И т.д.) Показать, как надо зажигать спички: не торопиться, спичку держать так, чтобы она,  загораясь,  не обожгла пальцы, иначе ее придется бросить, когда она еще не погасла, а это может привести к пожару.   Чтение стихотворения, беседа по его содержанию.

«Спичка-невеличка»

Можем мы костер разжечь,

Стружки нечего беречь —

Поиграем, а потом

Все затушим и уйдем...

Вова быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой,

Красной стружкой завилось,

Поскакало, понеслось.

Дунул ветер — и по стружкам,

По дощечкам, по кадушкам,

По дровам огонь разнес...

Больше пламя, выше пламя!

«Ой, боюсь, сгорим мы сами...»

И ребята со всех ног

Поскорее наутек...

Е. Хоринская

  • Итог занятия: со спичками играть нельзя, от неправильного обращения со спичками может случиться пожар.

Беседа «Где и как можно играть?»

Цель: расширять знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, во дворе.

Материалы и оборудование: набор карточек с изображениями двора, парка, улицы, стройки, перекрестка, проезжей части, пассажиров в автобусе.

Старший возраст

 «Как избежать неприятностей на природе»

Цель: активизировать правила поведения во время пребывания на природе.

Материалы и оборудование, настольная игра «Как избежать неприятностей» (игровой дидактический материал из серии «Забавы в картинках», I ч. — опасности на воде и в природе), иллюстративный материал по теме.

«Земля  —-  наш общий дом»

Цели:

  • расширять представления о том, что Земля является домом для всех людей и живых существ;
  • закреплять понимание того, что люди являются частью природы, что для роста и развития всего живого необходимы вода, свет, воздух;
  • воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Материалы  и  оборудование:   глобус,   карта   мира,   символы животных, солнца, воды,  воздуха,  изображенные  на бумаге.

Беседа «Возле речки, на реке»

Цели:

  • формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде, о причинах несчастных случаев на воде;
  • формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал по теме.

«Береги природу»

Цели:

  • закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 Материалы и оборудование: иллюстрации и стихи из альбома

«Береги живое» (игровой дидактический материал из серии «Забавы в картинках», I ч.— опасности на воде и в природе).

 «Встреча с незнакомцем»

Цели:

  • развивать умение анализировать проблемные ситуации вне дома;
  • учить соблюдать осторожность, избегать заведомо опасных! ситуаций.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.

Беседы на темы «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть», «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?»

Цель: учить узнавать ситуации, которые могут быть опасны, учить избегать их.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал по выбору педагога.

 «Опасные забавы» («Запомните, детки: таблетки — не конфетки», «Ножницы, катушки — это не игрушки», «А у нас дома — газ» и др.)

Цель: объяснять, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту.

Материалы и оборудование: Т. А. Шорыгина «Основы безопасности» (для детей 5—8 лет), с. 16, 25, 37.

Беседа «Ни ночью, ни днем не балуйтесь, дети, с огнем»

Цели:

расширять знания о пожарной безопасности, о том, как избежать пожароопасных ситуаций;     учить вызывать пожарных.

Материалы и оборудование: плакат «Правила поведения при пожаре для детей».

 «Береги себя»

Цели: расширять представления о том, какое поведение может быть опасным;

  • развивать   умение   избегать  опасности,   соблюдая   меры! предосторожности;
  • учить пользовать телефоном службы спасения. Материалы и оборудование:  картинки с  изображениями предметов бытовой техники; телефон.

 «Огонь — друг, огонь — враг»

Цель: пополнять знания о том, какую пользу приносит огонь человеку, а к чему может привести неосторожное обращение с огнем.

Материалы и оборудование: знак опасности (белый круг из картона, в центре — красный восклицательный знак), символ огня (белый круг из картона, в центре — языки пламени красного, желтого или оранжевого цвета), мяч, ленты красного и синего цветов, медаль.

 «Знакомство с пожарным щитом в ДОУ»

Цель: активизировать знания о пожароопасных предметах и орудий, с помощью которых нужно тушить пожар.

Материалы и оборудование:  иллюстрации  и  предметные картинки.

 «Путешествие в мир автомобилей»

Цель: расширять знания о ПДД, о специальном транспорте (машины: пожарная, скорой медицинской помощи, снегоуборочная, дорожно-постовой службы, газовой службы) и его назначении.

Материалы и оборудование: альбом с иллюстрациями на [ему «Машины специального назначения» (демонстрационный материал для фронтальных занятий).

 «Учим знаки»

Цели: знакомить с изображением и применением знаков дорожного движения; учить ориентироваться в разнообразных ситуациях на дороге.

Материалы и оборудование: настольная игра «Лото пешехода».

«Стихийное бедствие — землетрясение»

Цели:

  • знакомить с этим стихийным бедствием и его последствиями;
  • воспитывать чувство взаимовыручки.

Материалы и оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации по теме.

 «Стихийное бедствие — наводнение»

Цель: знакомить с этим стихийным бедствием: причины возникновения; ущерб, который оно наносит людям.

Материалы и оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации по теме.

 «Стихийные бедствия — смерч, ураган»

Цели:

  • объяснять, какой вред природе и человеку наносят воздушные стихийные бедствия;
  • знакомить с правилами поведения при урагане;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации по теме.

«Безопасность при любой погоде»

Цели:

  • знакомить с правилами поведения на улице зимой;
  • формировать ответственное отношение к вопросам личной  безопасности;
  • знакомить с мерами по предотвращению травматизма.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.

Беседа «Осторожно — Новый год!»

Цель: расширять знания о безопасном проведении праздников, о правилах поведения на улице зимой.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.

«Знакомство с работой спасателей»

Цели:

  • формировать представление о том кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать;
  • воспитывать уважение к труду спасателей.

Материалы и оборудование, иллюстрации с изображениями различных чрезвычайных ситуаций.

«Знакомство с машиной „скорой помощи"»

Цель: продолжать знакомство с таким специальным транспортом, как машина «скорой помощи», его назначением (отметить важность нахождения машины в исправном состоянии, обсудить назначение сирены).

Материалы и оборудование: альбом «Машины специального назначения», игрушечная машина «скорой помощи».

«Работа врача на „скорой помощи"»

Цели:

  • формировать понимание важности быстрого оказания врачом первой помощи;
  • воспитывать уважение к труду медиков, работающих на «скорой помощи».

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.

Встреча с врачом («скорой помощи» или любым другим)
Цели: закреплять представления о труде врача, о важности его профессиональной подготовки;

  • воспитывать уважение к труду врача.

Материалы и оборудование: фотоматериалы: работа медицинской сестры детского сада; медицинский осмотр детей; работа врача-педиатра, врачей-специалистов и т. п.

«Если малыш поранился»

Цель: закреплять знания об оказании первой медицинской помощи при ссадинах, порезах, ожогах и других небольших травмах.

Материалы и оборудование: альбом по теме «Если малыш поранился» (серия «Забавы в картинках»), аптечка.

«Можно ли уберечься от травм?»

Цели:

  • знакомить с различными видами травм и мерами их предупреждения;
  • формировать навыки оказания первой медицинской помощи;
  • воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности.

Материалы и оборудование: серия картинок на тему «Плохие шутки», ребус на тему травматизма, бинт, вата, пластырь.

Творческое рассказывание «Помоги Коле советом»

Цели: учить составлять рассказ-совет, предостерегающий от шалостей, опасных для жизни и здоровья; учить эмоционально передавать переживания за героев; обогащать словарный запас.

Материалы и оборудование: кукла Коля.

«Школа пешеходных наук»

Цель: закреплять знания о правилах перехода улицы без помощников, о пешеходном переходе, светофоре.

Материалы и оборудование: напольный игрушечный светофор на стойке, изготовленный из дерева, пешеходный переход из ковролина, дорожные знаки из картона размером 20x20 на стойках, игрушки: куклы, коляски, машины.

 «Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы»

Цели:

  • углублять  знания   о   ПДД   и   безопасном   поведении   на улице;
  • учить различать дорожные знаки, знать их назначение;
  • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: карта-схема маршрута прогулки, карточки с дорожными знаками, мяч, игрушечный светофор.